Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дивен Бог во святых своих (Пс. 67, 2), ибо уделил Господь все хотения Свои им (Пс. 15, 3). В этот  праздничный благословенный день вся многонациональная полнота Святой исторической Руси через призму 1030-летнего существования  на лице Земли Русской богоподобной  богочеловеческой реальности святой, соборной, апостольской Церкви Христовой, в которой жизнь Живоначальной Троицы: Отца, и Сына, и Духа Всесвятого раскрывается в жизни взаимнолюбящих и верных Триединому Богу людей, своим разумным предпочтительным выбором дающих в своей жизнедеятельности пространство действию для Трех несозданных Божественных Лиц, как в Их собственном достоянии, и приносящих соответствующий, совершенно богоподобный  плод со́-бытия и соработничества, соплодоношения того, что на языке греческих отцов в христианском богословии именуется плодами синергии – взаимоопрозрачивания в межличностном общении ради принесения плодов во взаимопроникновении  и обмене  свойств принципиально разных по своей сущности природ – несозданной,  вечной, нетленной, всеблаженной и неизменяемой божественной и Богом сотворенной, имеющей начало, но по благости Божией не имеющей предела своему существованию, качествование же свое после творческого акта создания воспринимающей во-первых от первозданного прародителя наследственно генетически, во-вторых как плод межличностного общения по сходству или не сходству с избранным разумным своим предпочтительным выбором идеалом в актуализации закона межличностного общения:  с кем поведешься, от того и наберешься, или по Писанию: «С милостивым Ты поступаешь милостиво, с мужем искренним – искренно, с чистым – чисто, а с лукавым – по лукавству его» (Пс. 17, 26-27).

В этом отношении через призму 1030-летнего опыта плодоношения людьми Святой Руси в соработничестве с Богом, во Святой Троице славимым и споклоняемым, в жизни Христовой Церкви мы сегодня и взираем на плодоносящее древо с могучим стволом, каковым является святой благоверный великий равноапостольный киевский князь Владимир, Руси Креститель, еще при жизни благодарным сердечным признанием всего народа Руси прозванный Красным Солнышком. И видим, и проникаем в свете Христовой правды в то откровение сути синергии этому Божьему человеку, сформулированной всей полнотой Церкви, замечательными словами тропаря праздника, именуемого евангельским купцом, ищущим доброго бисера (Мф. 13, 46), в осуществлении своего поиска, нашедшего не абы какую-нибудь бисеринку, а, в собственном смысле абсолютно доброкачественную с абсолютным выявлением окачествованности подлинным Благом, то есть полнотой свойств Единого Истинного Бога Троицы. И именуется этот обретенный князем Владимиром бисер – Христом, то есть Тем Единым из Трех несозданных Божественных Лиц, единородным Божьим Сыном, Который единодейственно со Отцом и Святым Духом, зная прежде создания, для чего творит этот видимый мир и центром его – и историческим, и культурным, и смысловым – ставит богосообразного человека (Быт. 1, 26), одарив его, самосознающим личностным способом бытия  многих инаковостей в единстве общего им естества, как существуют Три самосознающих, неслиянных, но опрозрачненных в Своем общении Друг с Другом Три Божественные Лица в единстве Их Божественной сущности.

Богосообразность способа нашего существования подарена Создателем нам для того, чтобы через каждого из нас в осуществлении природно вложенной в нас потребности взаимодействия со всем окружающим нас многообразием, актуализировать это взаимодействие в максимальной доброкачественности,  чтобы ощущать не ущербное, а полное  благо и счастье, и через это ощущение видеть Невидимого (Рим. 1, 20) – Того, Кем все живет и движется, и существует (Деян. 17, 28) и общаться с Ним по закону межличностного взаимодействия по сходству (Пс. 17, 26).

Поэтому мы имеем естественную потребность к межличностному общению с Триединым Богом — Творцом и людьми и ангелами, самовластно избирая себе идеал для подражания с целью достижения обмена характера действования свойств.

Перед нами постоянно встает задача осуществления разумного предпочтительного выбора идеала, по сходству с которым мы взаимодействуем по духовному закону: с кем поведешься, от того и наберешься (Пс. 17, 26).

Внук мудрой великой Киевской княгини псковитянки благоверной Ольги князь Владимир Святославович, возрастая в познании и анализируя историческую реальность, в которой он родился, воспитывался, нес обязанности, которые на него возлагались как на княжича, затем мужая и видя не только, как живут люди при дворе государя, но и в других, сопредельных с  русским государством землях,  понимал, что, по большей части вся жизнь строится на человеческом  эгоизме и на соревновании в успешности и удаче – чей эгоизм персонально будет мощнее и сильнее, и кто этой силой сможет подчинить себе других: побеждай и властвуй. И сам Владимир шел этим путем. Считая, что, когда он был маленьким, ему нужно было твердо встать под защиту мощной руки своего родителя, он это и делал, и подражал своему отцу, как мог, во всем слушался его. Когда же получил назначение на должность руководителя жизни Северо-западной части Русского государства в Новгороде, понимая, что люди смертны и борьба за доминантность не прекращается, он шел дальше путем вседозволенности права Сильнейшего. Со временем, видя, что в любой момент может явиться сильнейший его, решил искать того, может ли быть в жизни такой идеал, который не будет иметь предела? Его могучий интеллект и природная устремленность к истине подсказывали, что может, если будет безначальным. Этот поиск  в конечном итоге привел его к тому, что он увидел в среде своего народа христиан, считавших, что всякий человек существует не из самого себя и не самим собой, но одарён даром жизни по образу и подобию Самосущего, Безначального и Бесконечного личного Триединого Бога, Который есть Любовь (1 Ин. 4, 16) и имеет общение с людьми по закону обмена свойств по сходству в межличностном общении (Пс. 17, 26 – 27).

И увидел киевских христиан, которых он гнал в силу того, что так был научен от своего отца и от языческой многобожной культурной традиции древних славян. При этом с детства Владимир видел и знал, что бабка его мудрая великая княгиня Ольга сама доброхотно, разумно, тоже как и ее предшественники на Киевском престоле Аскольд, во святом крещении Николай, и Дир, приняла христианство и специальный поход для этого предпринимала в соседнюю Византийскую империю, с которой предшествующие великие киевские князья и воевали, и заключали договоры о военной взаимной помощи, и торговали.

И однажды, придя в Киев, изгнав одного из своих братьев, Владимир был свидетелем наказания христиан как иноверцев, и удивлен бескорыстному мужественному и стойкому их терпению в муках. Сверхъестественная сила духа, сообщавшаяся телесной слабости, говорила сама за себя.

Пережитое впечатление не давало после уже ему никакой возможности забыться. Он понимал – сегодня я силен, брата единокровного убрал со своего пути и взял Киевский стол. Но придет день, и он ослабнет здоровьем и силами. Среди же ближайшего окружения вырастут внуки тех, кого он уничтожал, и будут мстить.

И стал Владимир допытываться, изучать мировоззрения собственных народов и ближайших соседей. Приняв законоучителей из Византии, открыл для себя бескорыстный живоначальный принцип существования Божественного Триединства в животворящем общении самоистощающей взаимной жизненосной бессмертной любви Триединого Бога, которая дает возможность другу Божию в межличностном общении по доброхотному сходству потерять страх черного дня, живя в немеркнущем свете всепобеждающей любви Пресущественной Всеполноты Бога. Потому что в этой бескорыстной божественной беспредельной жертвенной любви, не имеющей начала и не имеющей конца, а всей полнотой своей выявляющей тождественность абсолютной бескорыстной самоотдачи Каждого Другим, всегда и непоколебимо в межличностном общении по сходству присутствует неизменная полнота, ибо состояния и свойства каждого в таком общении являются собственными для всех других.

Этот выбор Владимир делал сознательно, прежде всего, в себе самом. И когда он созрел духовно, жизненные его обстоятельства стали складываться, всемерно способствуя достижению избранной цели. Согласно договору о взаимопомощи Византии и дружбе между ним и государями византийскими Василием и Константином обстоятельства дают повод, чтобы ему отдали в жены сестру этих христианских государей, и те вынуждены были, вопреки закону, который им предписывал никогда природных  византийских принцесс не отдавать замуж даже за христиан-инородцев, подписать такой договор.

И когда Владимир дал им свою рать, и они получили нужную им победу, но по лукавству своему отложили свадьбу, тогда Владимир решил отомстить и обложил Корсунь, Херсонес, современный наш Севастополь, а это был форпост Византийского государства в Крыму, на границе с Русским каганатом, что разоряло Византийскую казну, ставя империю на грань краха.

И тогда уговорили греческие василевсы свою сестру Анну, открыв перед ней перспективу христианской миссии. Выйти замуж за русского князя не для того, чтобы она стала землей, приемлющей семя инородца, и нарожала ему детей, а чтобы послужить Христу и весь народ Руси привести к свету истины. Ко времени приезда Анны в Корсунь ослеп Владимир при осаде города. Тогда Владимир прошел чин оглашения, твердо решив быть со Христом и жить по чистой евангельской совести и принимает решение к тому, чтобы стать христианином. И не только для самого себя, но и для своего народа решает он, что войдя в купель крещения, как новый Павел (Деян. 9, 17-18) умер со Христом для греховного прошлого и с Ним воскрес (Рим. 6, 4) для святой жизни в славу Божию и на радость людям.

И поэтому, когда он объявил, что всех зовет на Днепр для крещения, чтобы   все стали ему друзьями, вошли бы с ним в единомыслие, единонравие, единочувствие, единодушие и единодействие по сходству со Христом во Святом Духе ради усыновления Богу Отцу, то большая часть киевлян с большой радостью пошла вслед за своим князем Красное Солнышко в благодатное Царство Живоначальной Троицы, крестившись в Днепровской купели.

И, как видим, в течение 1030 лет не перестает плодоносить  семя святой Христовой Церкви. На земле исторической Руси приносятся добрые плоды: вслед за Владимиром и блаженной великой княгиней Ольгой; дети его младшие Борис и Глеб, во святом крещении Роман и Давид, до смерти стояли за радость не осквернить своей совести, не опорочить своего духа непослушанием воле Божией, но быть верными Богу до конца (Мф. 10, 22).

А преподобные отцы Киево-Печерские? Вот он – великий город Киев  кипит как и во все времена всеми  возможностями беспечной земной жизни, а в холодных земляных пещерах крутых днепровских берегов, даже князь из черниговского княжеского рода – Никола, прозванный святошей, самозабвенно и боголюбно осуществляет с другими истинными любомудрами свой  разумный предпочтительный выбор, ища правды Царства Небесного (Мф. 6, 33). И сколько поколений нас, русских людей, поменялось на лице исторической Руси, а они, уснувши сном всей земли, чудодейственно почивают богоносно и христоподобно действуя. Все, кто приходили к ним из века в век, возжигали в своих сердцах свет Христов, который просвещает внутреннюю потребность человека в поиске правильных смыслов: «Ты, Господи, создал нас со стремлением к Тебе, и беспокойно наше сердце, доколе не успокоится в Тебе». И вот пример из моей жизни: будучи пионером, москвичом, мне в ранней юности посчастливилось приехать на пионерский слет в Киев и по культурной программе посетить Печерскую Лавру. Тогда еще не было в пещерах электричества, только свечи давали экскурсоводы. И при тусклом свете видим, под стеклянными крышками гробов лежат нетленные тела древних людей, останки – немые свидетели давно минувших лет. Надписи над ними, кратенько рассказывали историю их жизни.

А что ощущал, когда я проходил там?  Видел Илью Муромца, Нестора Летописца, Агапита врача. Колотун холодный и когда покинули этот величественейший мир покоя вечного света, в памяти все запечатлелось, и в Москве все перевернулось в жизни, в понимании идеалов и во взгляде на будущее. Пришлось поднимать все атеистические справочники, потому что другого источника религиозной информации тогда не было – и в атеистических журналах было два-три слова из Священного Писания, а в этом мусоре богохульства надо было отыскивать жемчужины Истины.  И постепенно приходить к тому исконно чтимому на Руси Божию дару, который своим разумным предпочтительным выбором сделал равноапостольный великий киевский князь Красное Солнышко Владимир, воссияв и для всех поколений потомков своих. И сегодня мы, предстоя пред его образом – вот он с равноапостольной премудрой Ольгой взирают на нас единодушных с ним во Христе.

И мы будем искать и просить Божией благодати чтобы и наш неизбывный разумный предпочтительный выбор в качественности своей как можно больше бы приближался в сходстве с качеством их святого и блаженного выбора, чтобы слова, которые обращает к нам вся полнота с ними единомысленных, единонравных и единодейственных детей Святой Руси, были бы для нас не пустыми, а принимались  бы нашими благодарными сердцами: Русь Святая, храни веру православную, в ней же тебе утверждение. Аминь.