Группа Тульского епархиального паломнического центра совершила поездку в Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь. Паломническая  поездка началась с благословения священнослужителя. В Тульском епархиальном паломническом центре есть традиция: игумен или иеромонах совершает молебны перед отправлением в поездку по святым местам.

Так и в этот раз игумен Михаил (Тополев), провожая паломников, рано утром совершил молебен о путешествующих, каждого благословил, молясь о помощи Божией в дальнем пути.

«Кто даже сердцем воздохнет да пожалеет их (сестер Дивеевских), того Господь наградит»

Дивеево встретило нас осенним ветром. В Троицком соборе шла  к завершению вечерняя служба. На  другой день все встали рано утром и отправились на Божественную литургию, которая совершалась в величественном Преображенском соборе. Многие паломники исповедались и причастились.

После Богослужения тульские паломники приложились к мощам преп. Серафима Саровского. — Когда приложился, почувствовал удивительное благовоние, и испытал потрясение, – сказал паломник Николай Семенов. – Когда отошел от мощей, то все вокруг стало немножко другим. Вот бывает, человек прикасается к неизведанному, чему-то, чего он понять не может, вот и у меня так было.

Совершили тульские паломники молебный ход по святой канавке Божией Матери. По преданию, эту канавку благословила вырыть сама Пресвятая Дева и предсказала своему угоднику Серафиму, что когда в мир придет антихрист, весь мир он завоюет, а к канавке подойдет, подойдет, а переступить не сможет, ибо она с земли до неба стоять будет. И только Дивеево сохранит себя для Бога.

Особое попечение имеет Пресвятая Богородица об этом святом месте. Преподобный Серафим говорил: «Кто даже сердцем воздохнет да пожалеет их (сестер дивеевских), того Господь наградит». И еще: «…счастлив всяк, кто у убогого Серафима в Дивееве пробудет сутки – от утра до утра, ибо Матерь Божия, Царица Небесная, каждые сутки посещает Дивеево».

Каждую ночь Царица Небесная обходит обитель по святой канавке, устроенной вокруг монастыря. Священномученик Серафим, епископ Дмитровский (Звездинский), гонимый безбожной властью, жил некоторое время в Дивеевской обители. И вот однажды, 1(14) февраля 1927 года, после всенощной под Сретение, которую совершали дома в келии, владыка вдруг бросился к окну, к одному, к другому, с молитвенными восклицаниями. «Пречистая Дева Богородица идет по канавке, – сказал он послушнице Анне. – Не могу зреть пречудной Ее красоты и неизреченной милости!»

Паломники прошли по заветной дорожке, по которой ходит ежедневно Сама Богородица и прочли по четкам Архангельское приветствие: «Богородице Дево, радуйся…». И вот чудо, все заметили, что пока шли по святой канавке, несмотря на холодную погоду, никто не ощутил холода. Напротив, канавка будто согревала, но как только она завершилась, вновь подул пронизывающий холодный осенний ветер. Нужно заметить, что тепло это ощутили верующие и когда прикладывались к святым мощам преподобного.

 «Придет время и мои сиротки в Рождественские ворота посыпятся как горох»

— К началу ХХ века Серафимо-Дивеевский монастырь стал крупнейшим иноческим общежитием, – рассказывала экскурсовод. – Только благоустроенное, хорошо отлаженное хозяйство позволяло содержать в порядке монастырь. В те годы приезжавшие в Дивеево видели и слышали, что дивеевские сестры жили и дышали батюшкой Серафимом. «Батюшка сказал!» – поминутно слышалось в их разговорах.

В городе Сарове, где иночествовал великий старец,  его мощи пребывали до 1922 года. После переворота косточки батюшки Серафима лежали открытыми в раке без облачения, так к ним тогда и прикладывались. И вот раз произошел случай. Одной монашенке приснился преподобный с такими словами: не ходите в Саров, кто будет смотреть косточки, тот не увидит его в будущем веке. С полгода это продолжалось, потом мощи снова облачили.

До разгона распорядок дня в монастыре строго соблюдался. По преданию, когда были прославлены мощи преподобного, он сам, бывало, нет-нет да и покажется в монастыре. Видели его не раз. А отец Маркеллин, гробный монах, говорил, что косточки батюшки Серафима, мощи его, облаченные в туфельки-сандалии, иногда были в песке, и их приходилось обтирать, – ходил, значит.

Сейчас в Серафимо-Дивеевском монастыре все благоустроено и налажено. Величественные храмы, новые приделы и престолы во вновь построенных храмах…

— Как-то не верится, что в этом святом месте было все разрушено, – переговаривались паломники.

Но, тем не менее, это было именно так. Советская власть была агрессивно атеистической и поэтому начала борьбу по искоренению православия по всей стране.

Рассказывают, что блаженная Мария Ивановна, которая пришла в монастырь после Паши Саровской в 1915 году, в ночь с 4/17 на 5/18 июля 1918 года, в ночь мученической кончины царской семьи, страшно кричала, бушевала: «Царевен штыками!» Скончалась 26 августа (8 сентября) 1931 года, в с. Череватово.

В свое время батюшка Серафим пророчески говорил: «Придет время и мои сиротки в Рождественские ворота посыпятся как горох». Недоумевали сестры: «Какие же это ворота будут?» В 1927 году на праздник Рождества Богородицы начался разгон.

Советская атеистическая власть всеми силами стремилась отучить народ от веры в Бога, были закрыты, разрушены многие храмы по всей России. Наступила очередь и Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря.

21 сентября 1927 года официально объявили о закрытии Дивеевской обители, а к 28 сентября все должны были покинуть монастырь.

—  Только в Дивеево понимаешь, как трудно было монахиням уезжать отсюда, покидать такой красивый монастырь, – сказала паломница Инна Никонова. – Входишь в храм, в котором восстановлено былое благолепие, и вспоминаешь рассказы о том, как плакали и молились сестры, покидая родное Дивеево.

Тогда игумения Александра (Траковская) предложила сестрам разъехаться по разным городам и селам. Многих сестер осудили и сослали в лагеря Средней Азии. Чтобы не пропали бесследно дивеевские святыни, их разделили и раздали надежным, проверенным сестрам.

Епископ Дмитровский Серафим (Звездинский), который был сослан в Дивеевский монастырь, на последней проповеди сказал сестрам такие слова:

— Монастырь закрывается, но монашество с вас никто не снимает. Сейчас каждой из вас поднесена чаша, но вот кто как ее примет, насколько достойно. Кто только к губам поднесет, кто отопьет четверть, а кто и до дна выпьет. До сих пор вы горели одной свечой, а теперь разделяетесь на отдельные маленькие свечечки. Нужно сохранить этот огонь.

Так сбылось предсказание батюшки Серафима. В недельный срок монастырь (трудовую артель) закрыли. В те дни, когда разгоняли монастырь, лил дождь. Казалось, плакала вся природа.

Игумения Александра с близкими сестрами поселилась в Муроме. Матушка Александра взяла с собой одну из главных дивеевских святынь – икону Умиления Божией Матери, перед которой молился преподобный старец Серафим, и окончилась его земная жизнь. Большинство сестер осталось в близлежащих от Дивеева деревнях. Некоторые решили уехать в Москву, Нижний Новгород и другие города.

Молитвенная дивеевская жизнь не прекращалась все эти годы ни на один день. Сестры тайно собирались на молитву, правила не оставляли. Многих сестер и священников сослали в лагеря Средней Азии. В рассеянии монастырь просуществовал до конца 40-х годов. Сроки заключения и ссылок заканчивались, и сестры снова постепенно собирались вокруг обители, устраивались на работу. Наступали хрущевские гонения. Службы и требы совершались тайно по домам заезжими священниками. По благословению Святейшего Патриарха Пимена были и постриги.

Две монахини дожили до восстановления монастыря. Матушка Маргарита жила в небольшой избушке за рекой Вичкинзой, где раньше была деревня Вертьяново. Ей было уже более 70 лет, и, будучи в полном здравии и уме, она рассказывала о своей тяжелой судьбе и обо всем, что знала об истории Дивеевского и Саровского монастырей. Показывала вещи преподобного Серафима, которые она хранила у себя: медный крест, поручи, рукавички и горшочек. Этот горшочек она надевала на голову приходящим к ней паломникам, и они получали от него исцеление.

В Выездном жила монахиня Серафима (Софья Александровна Булгакова), у Софьи Александровны были написаны воспоминания о Сарове и о Дивееве, которые очень помогли в восстановлении истории как Саровского, так и Серафимо-Дивеевского монастырей. Матушка Маргарита дожила до открытия монастыря и приняла схиму. Похоронена она за алтарем Троицкого собора, чуть дальше могил Дивеевских блаженных.

Батюшка Серафим перенес источник из Сарова к доступному для всех верующих поселку Цыгановка и защитил свой источник

Самый знаменитый источник – источник преподобного Серафима – находится близ деревни Цыгановка. «Я молился, радость моя, дабы вода в колодце сия была целительной от болезней»,  – говорил преподобный Серафим.

Но, строго говоря, это не Дивеевский, а Саровский источник, так как расположен в Саровском лесу, освященном подвигами преподобного Серафима. Теперь слава Сарова перешла к Дивееву, подобным образом и этот источник вместе с Сатисским стали относить к Дивеевскому кругу источников.

История существующего источника батюшки Серафима такова. Однажды, когда караульные проверяли сторожевые посты, они увидели старца в белом балахончике и с посохом в руке, стоявшего на том месте, где ограждение подходило к самой реке Сатис. Военные спросили его: «Дедушка, что ты здесь делаешь?» Но старец ничего не ответил и, трижды ударив посохом о землю, ушел. На том месте из трех точек забила вода.

Видение это настолько поразило начальника охраны, что он провел линию запретной зоны в некотором отдалении от источника. А когда источник решили засыпать, то батюшка Серафим сам встал на защиту своего источника. Он явился одному из экскаваторщиков и предостерег его от выполнения данного поручения. Напоследок старец сказал ему: «А все-таки ты не засыпешь!» Так и вышло. Ковш экскаватора скользил по земле, как по твердому камню. А вскоре подоспел приказ об отмене предыдущего распоряжения. Теперь родник находится в ведении Дивеевского монастыря. В 1994 году отвели русло реки, устроив небольшое озеро из святой ключевой воды.

Православные приезжают сюда молиться об исцелении болезней душевных и телесных. Многочисленные случаи помощи Божией у источника Серафима Саровского укрепляют веру народа и привлекают еще большее число страждущих.

Около обители много целебных святых источников. Пять из них находятся в непосредственной близости от монастыря. Самый древний – Казанский. Трижды являлась на том месте Царица Небесная. Два других старинных источника связаны с именем матушки Александры. Дальний из них носит название Иверского. Уже в наше время рядом с Казанским источником обрели еще два. Один из них освящен в честь великомученика и целителя Пантелеимона, а другой в честь иконы Божией Матери «Умиление»

Новомученики и исповедники Дивеевские

Год назад в декабре для посетителей открыл двери новый музей Серафимо-Дивеевского монастыря, экспозиция которого посвящена жизни священнослужителей и сестер в годы гонений на Церковь. Из документов в экспозиции музея и рассказа экскурсовода тульские паломники  узнали о новомучениках и исповедниках Дивеевских.

В октябре 2001 года было принято решение включить в состав Собора новомучеников и исповедников Российских священника Дивеевской обители протоиерея Михаила Гусева, расстрелянного 20 ноября 1937 года. В 2003 году был прославлен священномученик Иаков (Гусев) – священник села Елизарьево. Батюшку арестовывали четырежды. 29 декабря 1937 года он был расстрелян.

Прославлены преподобномученица инокиня Пелагия (Тестова), скончавшаяся в заключении в Карлаге 3 ноября 1944 года, и преподобноисповедница инокиня Матрона (Власова). Мощи преподобноисповедницы Матроны обретены и почивают в Казанском храме обители.  К лику святых причислена преподобномученица Марфа (Тестова) – сестра инокини Пелагии, скончалась в Карлаге 26 апреля 1941 года. Святые мученицы Пузовские Евдокия (Шикова), Дария (Тимолина), Дария (Сиушинская) и Мария были причислены к лику святых в 2000 году. Мощи их почивают в Успенском храме села Суворово.

Живое присутствие Преподобного Серафима

Возрождение обители началось в 1988 году, когда в Дивееве была зарегистрирована религиозная община. В конце 1990 года произошло чудо – были обнаружены мощи преподобного Серафима Саровского. 21 июля 1991 года Святейший Синод объявил о восстановлении Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря. А уже 29 июля в торжественной обстановке, с остановками в больших городах, рака с мощами преподобного старца Серафима Саровского была доставлена в Дивеево и установлена в Троицком соборе.

На всем пути, по которому следовали мощи великого молитвенника земли Русской, тысячи и тысячи людей выходили на улицы поклониться мощам великого старца и попросить у него помощи: «Моли Бога о нас, старче Серафиме».

Несомненен для каждого, кто посещал Дивеево, покров Владычицы Богородицы над этим святым местом. А также духом чувствуешь присутствие преподобного Серафима.

Был такой случай. В воскресенье обычно во время утрени поется нараспев акафист преподобному Серафиму (это и сейчас соблюдается.) Монахиня Серафима (Булгакова), одна из последних дивеевских сестер, вспоминает, что некоторые видели, как во время пения акафиста преподобный покрывал певчих своей мантией.

И конечно, все помнят завет Преподобного Серафима: «Когда меня не будет, ходите ко мне на гробик как к живому и все расскажите. Как с живым со мной говорите. И всегда я для вас жив буду!» Вот это живое присутствие преподобного  Серафима необыкновенно реально в Дивеевской обители.

— Все то, ради чего и приезжают в Дивеево толпы паломников, описать невозможно, ибо происходит это в душах людей. Я испытывал настоящий трепет во время монастырских церковных служб, – говорит паломник Сергей Тиховнин. – На самом деле паломники приезжают оттуда немного другими, потому что на целых 3-5 дней они вырываются из мирской суеты, из монотонного конвейера, окунаясь в иной мир, где есть время для молитв, созерцания и духовного очищения. Столько всего узнали тут, а каких людей здесь встречаешь! Вот в них настоящая вера живет.  Русь Святая, Храни Веру Православную!

Пресс-служба Тульского епархиального паломнического центра