Выпускники воскресной школы храма Александра Невского продолжают духовное образование в православных гимназиях, духовных семинариях, в университетах на теологических факультетах. Это заметные плоды деятельности воскресной школы. Но они взращиваются не сами собой, тому есть объяснение в большом опыте священников храма и преподавателей воскресной школы, рассказывать о которой сегодня будут Максим Шварев и Иван Хасанов, выпускники не только воскресной школы, но и Варницкой православной гимназии.

– Максим, ты пришел в воскресную школу, осознавая, что будешь здесь узнавать о Боге?

Максим:

– Сначала я пришел в храм. Вместе с мамой. Мы часто приходили на богослужения в воскресенье и в церковные праздники, а потом просто в один из воскресных дней мама привела меня в воскресную школу и сказала, чтобы я остался здесь на занятиях вместе с другими детьми и посмотрел: понравится или нет. «Здесь тоже школа, – сказала мне мама, – но здесь рассказывают о Боге и о жизни Церкви, то есть о том, о чем мы совсем не знаем, а нам надо это знать. Я прочту об этом в книгах, а тебе толстые книги читать еще трудно. Потому послушай, как об этом рассказывает батюшка».

Я остался. И мне понравилось на занятиях воскресной школы. Было это в Свято-Алексеевском храме. Мы занимались на балконе, на клиросе. Потому что тогда здесь не было здания воскресной школы. Это сейчас здесь построили отдельное здание, где все есть для занятий.

Интересно  было посещать уроки воскресной школы, потому что здесь рассказывали о новом и необычном – о том, о чем в обычной школе не рассказывают. И мне было интересно все это узнавать. Слушая батюшку, мы иногда рисовали, а иногда учили стихи и пели. Было хорошо оттого, что рядом были сверстники, которым все это тоже было интересно. Мы жили одной жизнью, нам было о чем поговорить, у нас был общий язык. Мы с радостью встречались друг с другом на занятиях.

– А потом ты стал отроком…

Максим:

– Да, мне было 11 лет, когда я вдруг узнал от друзей, что есть такая необычная воскресная школа, где, кроме занятий по Закону Божьему, Священной истории, Ветхого и Нового Завета, есть еще занятия по начальной военной подготовке и вообще открыт кадетский класс, где с ребятами занимаются спортивной подготовкой и даже строевой. А еще дают подержать в руках настоящий автомат, который можно разобрать и собрать. Еще рассказали про организацию походов, даже водных! Конечно, я поделился всем этим с мамой, и мы отправились в храм святого князя Александра Невского. Поговорили с настоятелем отцом Виктором, он дал мне благословение посещать воскресную школу храма.

Здесь понравилось потому, что с нами сразу стали разговаривать как со взрослыми, объяснять, как мужчина должен поступать в жизни. И, конечно, ни в коем случае не бояться службы в Российской армии, ведь это дело чести – учиться защищать Родину. За пять лет пребывания в стенах воскресной школы мы узнали многое, обо всем рассказать – времени не хватит. 

– Но ведь главное в воскресной школе храма князя Александра Невского все-таки не в том, что ты начал учиться военному делу?

Максим:

– Конечно, нет. Главным я считаю то, что здесь мы учили Закон Божий и одновременно служили Богу в храме. Понимаете, нам много рассказывали о жизни Церкви и церковных праздниках. И вдруг разрешили войти в алтарь и  помогать священникам в ходе богослужений в качестве алтарников. И я понял суть церковных праздников изнутри, из алтаря, узнал, как строится богослужение, чему посвящены песнопения. Осознал значение Великого входа, возгласов, ектении, благословения настоятеля. Отец Виктор и другие священники как-то незаметно, но постоянно направляли нас, подсказывая, что нужно сделать в ту или иную минуту. А после богослужения порой и рассказывали более сложные вещи о ходе богослужения, словно проводили с нами занятия по литургике.

Сравниваю себя в детском возрасте и сейчас, и понимаю, что когда я впервые пришел в храм, то ничего не знал и потому не понимал.  Почему идет крестный ход вокруг храма в рождественскую ночь, почему освящаются сретенские свечи – все это было для меня загадкой. А теперь знание об этом стало не просто знанием, но и моей жизнью. И стало приходить осознание, что Бог в церкви…

– Да?… И как это изменило тебя?

Максим:

– Появилось чувство благоговения. Если раньше было просто послушание и небольшой страх, который внушали взрослые, все время запрещая бегать и кричать в храме, то теперь уже и сам не побежишь. И в храм идешь, как в Дом Божий. А в алтарь заходишь, как в важное по значению место, где есть Бог и Он может напомнить о Себе.

Конечно, во время работы алтарником, даже точнее, пономарем, нужно очень быстро выполнять  поручения служащего священника, которые порой даже не произносятся, нужно самому помнить, что и как подать в следующую минуту. Порой не помнишь о богословии, но все равно там постоянно ощущаешь чувство близости Бога, подспудное, какое-то подсознательное чувство радости оттого, что ты находишься в самом важном для твоей жизни месте.

– Ну, а мальчишеские радости во время походов, военных «сборах», воинских играх?

Максим:

– Этого в нашей жизни было очень много! Тут надо учесть, что мы не просто ходили в походы и сплавлялись по рекам, нет, – мы так изучали историю нашей Родины. Так нам объясняли наши наставники, да мы и сами это понимали. Бывало, уже в обычной школе – а я учился в лицее №2, раскроешь учебник истории и все события словно оживают перед тобой, потому что я помню: здесь я был, здесь мы переплывали реку, а здесь изучали план боя. Например, был у нас поход к месту знаменитого «стояния на Угре». Путь лежал мимо Калуги и Юхнова, к речке Воре – притоку знаменитой Угры.

Или, например, во время похода мы побывали на Павловском плацдарме, где в 1941-1943 годах шли ожесточённые бои. Увидели реконструкцию сожжённой деревни, окопы, стелу нашим погибшим землякам – бойцам Тульского рабочего полка и рабочим Косогорского металлургического завода, воевавшим здесь… Постояли у братской могилы, помолились…  И, конечно, мы благодарны нашим наставникам – это Дмитрий Сергеевич, Дмитрий Владимирович, Александр Петрович, Сергей Александрович и Андрей Владимирович. Они всегда наставляли нас: «Мужчина обязательно должен быть верующим. Без этого он – как трава на ветру, без внутреннего стержня. Должен уметь брать на себя ответственность – и за себя, и за окружающих. Должен быть готов стать защитником и своих близких, и Отечества».

А еще мы побывали там, где в былые времена  проходила Тульская засечная черта, и где промышлял знаменитый разбойник Кудеяр. Устраивая место, на высокой березе рядом с земляничной поляной укрепили икону Спасителя и знамя воскресной школы, на котором начертано: «Не в силе Бог, а в правде». Купались в прозрачных водах реки Осетр. А вечером все увлеченно занялись изучением на практике приемов рукопашного боя, отрабатывали технику освобождения от захватов. Наутро – подъем в 7 часов, зарядка с пробежкой, умывание, утреннее молитвенное правило и – примерно час свободного времени для подготовки к занятиям по тактике. Занятия на второй день – это вообще мечта любого мальчишки: каждому выдали автомат для страйкбола.

Потом отрабатывали элементы рукопашного боя и  владения саблей. Естественно, это было мягкое оружие, а точнее, имитация сабли и щита. На время таких сражений автоматы по всем правилам сдавали в «оружейку» – специально оборудованное место в главном шатре.

После битвы – обязательное «братание». А еще распорядок дня предусматривал ежевечерний, перед сном, после молитвы чин прощения. Отряд строился на поверку, и каждый – от начальника до самого маленького участника игры – выходил перед строем со словами: «Простите, братья, Христа ради».

Во время многодневных походов нам рассказывали об основополагающих принципах русского воинства. Вот, вроде, простая задача военной игры: расчистить дорогу для прохождения группы, отразить нападения диверсантов. Но, по сути, нам, мальчишкам, давали возможность научиться благоразумности, бдительности, проявить храбрость, взаимовыручку, великодушие. А в день памяти святого князя Димитрия Донского ученики нашей воскресной всегда молились на поле Куликовом обо всех воинах, сражавшихся вместе с великим князем Димитрием на этой святой земле.

– Вся эта интересная жизнь воскресной школы повлияла на выбор твоего дальнейшего жизненного пути?

Максим:

– Я все еще стою в начале своего жизненного пути… Воскресная школа, а точнее, храм князя Александра Невского помог мне немного дальше пройти по пути духовного возрастания. Мне по душе служить Богу, помогая батюшкам во время богослужений в качестве пономаря. И потому, когда я узнал, что есть при Троице-Сергиевом Варницком мужском монастыре православная гимназия, то после девятого класса поехал туда, чтобы узнать, примут ли меня на учебу. Сдал вступительные экзамены, прошел собеседование, и меня приняли.

– Максим, не буду расспрашивать тебя об учебном процессе в Варницкой гимназии, об этом каждый желающий может узнать в интернете. Лучше вместе с Иваном  Хасановым расскажите о самом главном для вас в ходе учебы в гимназии и как это сказалось на всей вашей жизни?

Иван:

– Для всех, кто хотел бы учиться в этой православной гимназии, я скажу так: здесь дают такие знания, что ты уже спокойно можешь поступить в высшее духовное заведение любого города –  в духовные семинарии  Москвы, Санкт-Петербурга. Мой брат Дмитрий Хасанов учился вместе с Максимом и сейчас поступил в духовную семинарию при Свято-Троицкой Сергиевой лавре, а это не каждому удается. Учащиеся нашей гимназии на многих олимпиадах всегда занимали первые места.

Здесь воспитывают так, что молодой человек очень рано начинает осознавать ответственность за свою жизнь и настойчиво ищет ответа на вопрос: кем бы он хотел стать. И, как правило, уже во время учебы понимает,  кем он станет, куда дальше пойдет учиться. Здесь, в обычной мирской жизни молодые ребята еще долго бьют баклуши, лениво пытаясь понять: куда пойти работать или учиться? Порой разговариваешь с двадцатипятилетним парнем, а он все еще рассуждает, как подросток, лениво и отвлеченно, о своей же жизни. Все еще мыслями «гуляет», радуется своей «свободе», которая называется просто – безответственность.

Понимающие, серьезные молодые люди едут учиться в Варницкую гимназию со всех краев – из Башкирии, Таджикистана, Беларуси, из разных областей России. Был у нас парень даже из Великобритании.

– Но ведь все они слишком разные, как же удается воспитателям привить им всем один дух, одно понимание?

Иван:

– Нет, все мы, как были, так и остаемся разными. Но преподаватели и воспитатели стараются все сделать для нашего духовного возрастания, для повышения нашего нравственного и культурного уровня. Порой приезжает парень из деревни, который немного удивляет всех своими замашками, неумением жить рядом с другими людьми, считаться с их мнением. Я даже примеров приводить не буду, просто скажу, что воспитатели исподволь, не торопясь, с помощью товарищей по классу, изменяют этого человека. Учат его быть внимательным к людям, относиться к ним с терпением и не слишком проявлять своенравие.

Здесь сразу дается для всех учащихся курс на взросление, обретение навыков жизненного опыта. Все ребята учатся выслушивать товарища, а не торопиться вперед со своим мнением и желанием всех изменить под себя. Нас все время учили думать – во время нестандартных ситуаций, во время неожиданных споров, которые, чаще всего, тут же стихали – потому что нас этому учили: «Не спорьте, а вместе ищите истину!»

И потом – язык! Здесь все разговаривают друг с другом спокойным  тоном, никакого жаргона! – Признается только грамотная понятная речь.

Максим:

– Для всех, кто хотел бы поступать в Варницкую гимназию, я мог бы дать совет. Нужно понимать, что здесь дается приоритет такому образованию, как духовное. После этой гимназии уже труднее идти учиться, например, в физтех или мехмат. Конечно, гимназия имеет государственную лицензию и аккредитацию, общеобразовательный процесс не отличается от того, что идет в большинстве российских школ. Мы так же сдаем ЕГЭ, пишем итоговое сочинение, выпускники получают аттестат государственного образца. Но в старшей гимназии профильными предметами являются русский язык и история. А со следующего 2017/2018 учебного года вводится предмет «Естествознание», который заменит физику, химию и биологию, чтобы уделять больше внимания профильным гуманитарным предметам.

Большое значение здесь придается изучению  богословских дисциплин и древних языков. Мы изучаем Ветхий Завет, историю древней Церкви и Церковный Устав, Новый Завет, историю Русской Православной Церкви и литургику. А также древнегреческий и латинский языки. Кроме того, все учащиеся изучают церковно-певческий обиход и проходят богослужебную практику.

Несмотря на такую обширную программу, у ребят достаточно свободного времени для занятия спортом, пения в хоре, посещения дискуссионного и кино- клубов или просто отдыха.

– Ваша гимназия называется не просто Варницкой, но еще и Троице-Сергиевой…

Иван:

– Да, конечно, ведь здесь в Варницах жил сам преподобный Сергий Радонежский, когда был благодатным отроком Варфоломеем. Нам не раз говорили, что для нас очень важна духовная связь с обителью преподобного Сергия и с самим Аввой. Попав в Варницы под покров Преподобного, мы остаемся под ним на всю жизнь.

Максим:

– Нашим духовником является архимандрит Захария (Шкурихин), он исполняет обязанности духовника Троице-Сергиевой Лавры. Отец Захария постоянно к нам приезжал, проводил исповедь и беседовал с ребятами. Его советы всегда ясны и полезны. Гимназисты также обращались за духовной помощью к директору гимназии священнику Димитрию Диденко, а также и к настоятелю Варницкого монастыря игумену Пимену и к лаврским иеромонахам, приезжающим в монастырь, чтобы помогать в совершении ежедневных богослужений.

– Максим, ты учился вместе с Дмитрием Хасановым, он уже поступил в семинарию и уехал на учебу, а ты?..

Максим:

– А я готовлюсь идти в армию! И знаю, что во время службы мне помогут навыки в военном деле, полученные во время учебы и занятий военной подготовкой в воскресной школы. А также я получил хорошую спортивную подготовку и здесь, в Туле, и в Варницкой гимназии. А потом, после армии… Думаю, что призвание Бога будет отчетливым. Во время службы я обязательно до конца осознаю, чему посвящу свою жизнь. А сейчас я продолжаю служить Богу, будучи пономарем храма святого князя Александра Невского.

– А ты, Иван?

Иван:

– Служу Богу – пою в церковном хоре кафедрального собора. Готовлюсь поступать в технический вуз. Я старше Максима по возрасту, потому мне уже надо делать выбор. Для того, чтобы стать священником, нужен особый духовный уровень, я его еще не достиг. После получения светского образования станет ясно, куда меня призовет Бог. Пока я все еще молод, и не имею духовного опыта. Знаете, в Греции далеко не все священники имеют право принимать исповедь. Обычно священники моложе 45-50 лет не исповедовают.  И в России до революции была практика, когда только опытные священники имели право исповедовать. И теперь стараются придерживаться возрастной канонической нормы и не рукополагать в диаконы людей моложе 25, а в священники — моложе 30 лет. Нам предстоит еще повзрослеть и набраться духовного опыта…

Беседу вела Наталья Мельникова