Беседа настоятеля храма в честь Владимирской иконы Божией Матери поселка Шатск иерея Захарии Сигалева со старшеклассниками Центра образования № 50 была посвящена свободе, как основной ценности для каждого человека и ее пониманию современной молодежью.

Свободная воля – это часть образа Божия, которой наделен человек, она является одной из самых важных свойств человеческой природы. К сожалению, не все люди понимают истинный смысл свободы, особенно подростки, которые желая сиюминутного избавления от контроля и опеки взрослых могут вместо желанного освобождения попасть в рабский плен зависимостей и страстей.

Свой разговор о свободе с учениками 9-11 классов, собравшимися в актовом зале школы поселка Шатск, отец Захария начал с вопроса о том, хотят ли ребята быть отчего-нибудь свободными? И многие из присутствующих вполне искренне ответили, что, конечно же, желают освободится от опеки родителей или учителей. «А для чего нужна вам свобода? – уточнил у ребят батюшка, – Чтобы можно было делать что вздумается? Курить, гулять допоздна или не делать уроки?» После этого вопроса батюшки ребята задумались. Действительно, кто более свободен – человек, который может ходить где ему вздумается, делать все что пожелает или тот, который чем-то ограничен? И какая важнее свобода: внешняя или внутренняя.

Для наглядности ответа на эти вопросы отец Захария нарисовал на доске двух человечков. «Смотрите, вот два человека, – обратился к детям батюшка. – Известно, что один из них может идти, куда хочет, а другой не может идти, куда хочет. Вопрос: кто из них более свободен? Всем ясно, что первый — он идет, куда хочет, он свободен. Но немного уточним ситуацию. Оказывается, эти два человечка стоят на крыше высотного дома. У первого человека завязаны глаза, и он не знает, где он находится, а у второго они открыты, и он все прекрасно видит. Кто теперь кажется более свободным? Второй? Но смотрите: первый человек может идти, куда хочет, поскольку не видит, какая опасность стоит перед ним. Он может спокойно идти рядом с пропастью и не бояться, ведь он не видит ее. А второй? Посмотрите на его действия. Он движется медленно, боится оступиться. Он не приближается к краю крыши ближе, чем на три метра, он аккуратно обходит все скользкие места. Он очень ограничен в своих действиях. Сюда нельзя, здесь опасно, там ненадежно. Он очень даже не свободен в выборе путей перемещения. Но тем не менее всем ясно — он более свободен. Почему? Первый человек с завязанными глазами может двигаться, куда хочет, но эта внешняя свобода через две минуты приводит к неловкому движению, человек поскальзывается и летит вниз. Даже если он выживет, он будет весь в гипсе, и от его свободы ничего не останется».

Говоря о свободном выборе, отец Захария, отметил, что когда нам предлагают свободу, мы должны прежде всего ставить перед собой два вопроса: свобода от чего? свобода для чего? И думать к чему ведет эта свобода и насколько она бывает мнимой. Для демонстрации своих слов батюшка привел примеры из жизни своих школьных друзей, чье детство пришлось на конец 90-х годов прошлого века, когда большинство родителей потеряв ориентиры в новой экономической ситуации, занималось добыванием хлеба насущного и мало обращало внимание на своих детей. Тогда, многие ребята, потерявшие контроль взрослых, впадали в разного рода зависимости: курение, алкоголь, употребление наркотических веществ. Ведь внешняя свобода («Что хочу, то и ворочу») очень скоро приводит к потере всякой свободы. Когда 15-летний молодой человек заявляет, что он свободный и может пить, курить и делать что ему вздумается, разве он свободен? Когда к 18-ти годам он спивается, где его свобода? Он бы и рад был избавится от этого порока, но уже не может не пить. Человек потерял свободу — он не может не хотеть! Неужели наркоман — свободный человек? Нет, конечно. Только он связан не веревками, и руки у него не в наручниках, но душа его связана греховной страстью. Все желания направлены в одну сторону — уколоться. И эта неволя — хуже всякой тюрьмы.

«Для того, чтобы человек мог осознанно делать какой-то выбор он должен быть взрослым, то есть обладать основными признаками взрослого человека: ответственностью и самостоятельностью», – отметил отец Захария. И тут же рассказал ребятам о том, что значит быть ответственным и самостоятельным. Дети с интересом слушали батюшку. Его рассказ изобиловал множеством реальных историй, которые трогают и заставляют задуматься, что-то переосмыслить. Отец Захария поведал детям о том, что Бог, не смотря на ограничения, которыми, казалось бы, удерживает человека от многих поступков, на самом деле освобождает каждого из нас. Не дает нам стать рабами своего желудка, отрицательных эмоций, страстей и поступков, которые могут привести к гибели.

Для детей такие встречи не в новинку, уже несколько лет отец Захария окормляет учащихся ЦО №50, беседует с ними на различные темы. По реакции и лицам ребят видно, что разговор о свободе один из наиболее актуальных и интересных. По мнению ученика ЦО№50 Богдана Скрылькова он еще и очень своевременный: «На фоне недавних школьных проблем встреча с отцом Захарией была нужна и ожидаема многими ребятами. Темы, поднятые батюшкой, были интересны не только верующим ребятам, потому что помимо поста, заповедей, Рождества Христова, он поднял тему свободы, нравственности, проблемы алкоголизма, наркомании, курения, в том числе среди подростков. Очень сильное впечатление у ребят осталось от этой беседы, так как она была подкреплено сильнейшими и заставляющими задуматься историями из жизни самого батюшки, его друзей и одноклассников. Отец Захария абсолютно открытый и современный человек, он не понаслышке знает, о чем говорит, поэтому его интересно не просто слышать, но и прислушиваться к его мнению».

Каждому взрослому человеку хочется предостеречь своего ребенка от ошибок и падений. Но часто дети не воспринимают слова родителей и учителей, словно не слышат их, а ищут авторитетное мнение на стороне, среди взрослых товарищей или в Интернете. Для некоторых ребят из Шатска таким авторитетом стал настоятель храма в честь Владимирской иконы Божией Матери иерей Захария Сигалев, которого они воспринимают и слышат. И если хоть кого-нибудь эти духовные беседы уберегут от неверного шага, это будет большой радостью для всех.

Елена Валеева