Кружки народных ремесел для воспитанников Воскресной школы ведут свою работу в храме Святителя Николая (на Ржавце).

Осенью для наших самых юных прихожан программа Воскресной школы расширилась необычным направлением.

За беседой между руководителем воскресной школы иереем Антонием Фадеевым и одного из родителей – Николем Кузнецовым, родилась идея: а почему бы не открыть для ребятишек небольшой кружок столярного мастерства?

Так, испросив благословение настоятеля протоиерея Игоря Корейши, в одном из помещений колокольни в ноябре 17-го года появилась своя маленькая столярная мастерская. За это время в ней, усилиями наставника и юных подопечных, появились несколько стульчиков и табуреток; кормушки для птиц, самых удивительных конструкций.

Спустя почти 2 месяца, кружок ремесел расширился еще одним направлением. Народный мастер России Сергей Горбунов, после мастер-класса о тульской всечке в храме Николы на Ржаце, также открыл свой кружок. В тот день и детишки, и взрослые остались под впечатлением, как красивые, удивительные узоры, созданные руками мастера, преображают привычные для нас в быту вещи.

Так, достаточно разные кружки дружно соседствуют под одной крышей, гармонично дополняя друг друга. Их объединяет главное – научить ребятишек труду своими руками здесь, в реальном мире.

Время, проведенное за привычными играми в стиле «Веселые фермы», где весь процесс занимает минуты и секунды, здесь не поможет. И только труд, усидчивость и терпение приводят к видимому результату – тому, что сделано их собственными руками. И, конечно, терпение и любовь внимательных наставников.

Почти четыре месяца прошло с момента открытия кружка, и уже можно подвести какие-то итоги.

Как рассказал сам Николай: «Даже сложно сказать, с чего это началось. Конечно, Господь привел. А дальше само собой все пошло. Стали набирать инструмент, придумывать поделки.  Самое сложное было понять, что они сами хотят, и что они могут. Начали со стульчиков, табуреточек.  Сейчас перешли на кормушки, скворечники – более тонкую работу. Жаль, что пока нет костяка, авторитетных двух-трех ребят, за которыми бы тянулись остальные. Я вспоминаю, как в Советское время у нас в кружках были всегда младшие, среднее звено и люди, которые умели делать все. Мы видели это, и нам самим хотелось тянуться за ними.

Самому хочется сделать что-то сложное, интересное, но они пока маловаты, и где-то возраст не позволяет, где-то – отсутствие навыков».

Надо отметить, что посещают эти кружки, действительно, ребятишки из младшей группы воскресной школы, чей возраст от 7 до 12 лет.

– Николай, расскажите, а с какой целью вообще был организован этот кружок?

– Честно говоря, в самом начале, когда мы все обсуждали с батюшкой, были самые прозаичные цели. Научить мальчиков элементарному: как что-то отпилить, забить, обстругать. А потом уже пришел к мысли: «Почему им не показать, что из любой доски можно сделать своими руками что-то красивое. Не в магазине купить, а сделать самому».

– А что наиболее сложным стало для вас, как педагога?

– Им хочется сделать кормушку за один час. А когда говоришь, ребята, сначала нужно затереть дощечки, у них буквально через пять минут потухают глаза. Они потерли 2 минуты и уже все, видно, что хочется убежать. Но есть и те, кто даже через такие трудности решили остаться и потихонечку осваиваются. Так из 15 человек в самом начале, сейчас ходят 3-5 ребят.

Но я бы хотел заметить, что у нас, когда мы учились в школе, на 300 мальчиков учитель труда едва мог найти 5-7 человек для своего кружка. Поэтому, безусловно, для нашей небольшой школы это уже хорошо.

Сергей Горбунов, поддерживая Николая, дополнил: «Во-первых, мы здесь можем научить ребят просто держать инструмент, и, что крайне важно, привить им навыки безопасности – это, во-вторых. Ну и, в-третьих, увидеть и попробовать самим, как создаются просто красивые вещи. Ведь ребята пока даже кисточку не умеют держать в руках, для них это не привычно, моторика руки не развита. Увы, поколение интернета».

Но даже столь юные мастера смогли освоить базовые навыки столярного искусства. А старшие из них, как 11 летний Алексей, даже заинтересовался тульской всечкой.

Леша Погодаев, 11 лет: Я хочу освоить это дело, потому что это и в жизни пригодится и интересно. Особенно мне понравилась всечка, как делать ямку резцом и вставлять проволоку.

Я еще я научился выжигать, покрывать лаком скворечники. Увидел, как делать узоры и как их выпиливать, например дощечки. А если что-то не получается, то мама с папой меня поддерживают.

Ростик Верховод, 7 лет: Мне нравится сюда приходить, потому что здесь учителя добрые. Сегодня я выпиливал лобзиком сиденье для табуретки. Мне это очень понравилось, потому что нужно усилие употреблять. И я бы хотел сам сделать машинку из  дерева.

Кирилл Горбань, 12 лет: «Сначала нам просто предложили посмотреть, а потом я подумал, почему бы мне не научиться, ведь у меня по технологии четыре, а не пять. А потом мне это показалось очень интересным. В школе мы ничего такого не делаем, только контрольные, или сами что-то пилим. А здесь с нами занимаются, нас учат, объясняют. Так я здесь почти сам сделал скворечник. А сейчас работал над ножкой стула. Мне нравится сам процесс, что-то делать, и потом, когда закончу – тоже радуюсь.

Корнаухова Татьяна.

Фото – автора.