Забота об одиноких престарелых прихожанах является одним из основных направлений работы социальной службы храма святого Александра Невского

В основном это «бабушки», которым уже за восемьдесят. Когда храм только передали Православной Церкви, большинство из них стали его усердными прихожанками, непременными участниками всех мероприятий по уборке и расчистке завалов. А сегодня это немощные, больные люди, для которых посещение их сестер во Христе – огромное утешение. Одной из таких заботливых попечительниц стала Антонина Сергеевна Филиппенко.

«В храм меня привели дети», – говорит Антонина Сергеевна. Сначала в церковь стала ходить ее дочь, потом – внук Арсений. Он стал кадетом воскресной школы при нашем храме, чуть ли не первым ее «выпускником». Хотя нельзя сказать, что жизнь ее до того времени была совсем не церковная. Крещена была в детстве; очень набожной была бабушка, мама отца, у которой даже сохранилось старинное Евангелие. В доме хранилась икона святителя Николая с такой чудесной историей: передавший ее дедушке Борису родственник во время смуты двадцатых годов прошлого века нашел эту икону, брошенную в грязь разорителями храма. Поднял, очистил и спрятал. А когда в годы Великой Отечественной войны, тяжело раненный, уже умирал (буквально, лежал в мертвецкой!), ему явился Николай Чудотворец и сказал: «Ты меня спас, и я тебя спасу!» Что и произошло – к изумлению всех свидетелей его чудесного «воскрешения». Живя в окружении таких свидетельств, неверующей Антонина Сергеевна быть не могла. Но, как большинство, в храм ходила по праздникам, свечку ставила и «была очень довольна собой при этом», замечает она сегодня с улыбкой…

Подлинное воцерковление ее началось именно в храме святого благоверного князя Александра Невского, куда она пришла по совету схимонахини Анемподисты из Всехсвятского собора. Познакомилась с настоятелем, отцом Виктором. Освободившись от работы, стала приходить чаще на службы, помогать в уборке храма. А когда несколько лет назад в приходе была создана социальная служба, отец Виктор предложил ей это направление: помощь подопечным – престарелым и инвалидам. Согласилась, и сегодня считает, что это «великая милость Божия – нести такое послушание».

Вначале подопечных было около двадцати человек, но время идет, многие уже ушли в мир иной, и сегодня под опекой социальной службы храма двенадцать человек. Заботу о них вместе с Антониной Сергеевной разделяют и другие прихожане: Галина Тихоновна Лобанова, Ирина Алексеевна Вишневская, Наталья Короткова, Арсений Родионов.

Антонина Сергеевна с такой любовью и теплотой говорит о своих подопечных, что понимаешь: эти люди стали частью ее собственной судьбы, о них так же болит сегодня ее сердце, как и о самых близких ей людях. Вот вдова кавалера ордена Александра Невского Михаила Михайловича Стрельникова, Роза Васильевна, после смерти мужа всей душой осталась в приходе нашего храма, здесь отметила даже свой девяностолетний юбилей. Сестры милосердия из воскресной школы, другие прихожанки часто навещали ее, оказывали помощь в житейских нуждах. Но пришло время, когда уход за ней, практически ослепшей, потребовался постоянный, и родственники забрали ее к себе в Подмосковье. Но не смогла Роза Васильевна находиться там, без ставшего для нее родным храма святого Александра Невского, без его батюшек и прихожан. Вернулась в Тулу, и сегодня ее по-прежнему опекает социальная служба храма, постоянное содействие оказывает прихожанка Лена Крюк. Общение с Розой Васильевной, даже в преклонных годах не утратившей обаяния женственности и силы духа, стало для всех, кто с ней общается, настоящим подарком судьбы, считает Антонина Сергеевна.

«Пути Господни неисповедимы – не знаешь, с чем получишь благо», – говорит она и рассказывает еще одну историю. Бабушка Пелагея была усердной прихожанкой нашего храма с первых дней его возрождения; многие помнят ее, сидевшую на стульчике с вытянутой вперед больной ногой. Позже сделали операцию, ногу отняли. После больницы женщину взяла к себе ее племянница Галина и шесть лет ухаживала за ней. «Бывало, придешь – сидит Пелагея в кровати, а рядом с ней – молитвослов, Евангелие, иконки… Матронушку очень любила, все время молилась ей. И, представляете, какая благодать: ее племянница тоже стала в храм ходить, причащаться! Когда старики вот так дома лежат – это спасение тем, кто находится рядом с ними!»

Больше всего эти люди нуждаются даже не в бытовой какой-то помощи – уборку сделать, что-то принести, – а в общении. Ведь, не имея возможности ходить в храм, они испытывают потребность в духовном общении с близкими им по духу, «родственниками по вере». И даже рассказывая о своей жизни, о каких-то своих житейских проблемах, они чувствуют рядом душу родную и очень этим дорожат. «Какая трудная жизнь у всех наших подопечных, ведь они пережили войну, часто трудились так тяжело», – говорит Антонина Сергеевна. И приводит в пример судьбу Валентины Сергеевны, которая совсем юной в войну работала на суконной фабрике в Москве, делала сукно для воинских шинелей, трудилась для фронта. Как рвалась душа этой женщины в храм, когда уже и сознание ее стало путаться, и падала она часто прямо на пороге. «Однажды пришли к ней – она лежит, уже почти никого не узнает. Что делать? Мы стали молиться. И Валентина Сергеевна повернула к нам лицо, видим, губы ее шевелятся, словно повторяя молитву «Отче наш…». Узнала она нас…»

Всем своим подопечным Антонина Сергеевна советует: вы не обижайтесь на своих родных, а молитесь о них. Хотя бывают такие судьбы, когда и сама она теряется: как такое возможно? Такая судьба и у Анны Фроловны. Трудная у нее была жизнь, много раз попадала в такой «переплет», когда явной становилась помощь Божия. Получив в Крапивенском техникуме специальность лесника, как одна из лучших выпускниц 21-летняя Аня по распределению была направлена на Северный Кавказ, в Кабардинскую автономную область. Как-то раз верхом на лошади по узенькой тропинке поднялась в горы, чтобы осмотреть лесную местность. На обратном пути лошадь испугалась падавшего сверху камня, оступилась, и девушка с большой высоты полетела вниз… И вдруг, словно крылья подхватили ее и опустили на валун. «Я только немного ушиблась», – вспоминает Анна Фроловна, явно видя в этом случае спасающую руку Господню. И подобных ситуаций было в ее жизни немало. Еще недавно туляки могли видеть эту женщину, которая после перенесенного инсульта передвигалась по улицам ползком. Позже, вновь встав на ноги, сама стала помогать инвалидам. А сегодня, обремененная множеством болячек, из дому выходит редко, и очень радуется приходу прихожанок храма. «Господь ее столько раз спасал, а близкие – отвернулись», – удивляется Антонина Сергеевна. Не может понять людской черствости, неблагодарности: Анна Фроловна внучку вырастила, выучила, сегодня от своей пенсии крохи собирает, чтобы ее поддержать, а та уехала, оставила бабушку… И другие самые близкие ей люди – отвернулись от нее, равнодушны к ее судьбе, но с радостью принимают от нее с таким трудом собираемые ею пенсионные «накопления»…

«Наши подопечные – люди сверхмужественные», – говорит Антонина Сергеевна и приводит в пример еще одну семью прихожанок, маму Татьяну и ее дочь Наталью. Наталья заболела внезапно практически неизлечимой болезнью. Красивая, молодая, закончившая с отличием медучилище и уже начинавшая трудиться по специальности, она постепенно стала терять способность передвижения. Но – не утратила потребности постоянного общения с Господом, и часто в храм маму с дочкой привозит прихожанин нашего храма Сергей Кузнецов. «Когда я общаюсь с Натальей, я вижу перед собой жизнерадостного человека! – говорит Антонина Сергеевна. – О каких-то своих проблемах и неудачах она рассказывает с юмором, со смехом». Хотя, конечно, бывают у Натальи и минуты печали, но слезы дочери видит только ее мать.

В тех случаях, когда подопечным необходимо оказать медицинскую помощь в поддержании здоровья, Антонина Сергеевна стремится такую возможность найти. Познакомилась со многими реабилитационными центрами в системе социальной защиты и пришла к выводу, что лучший из них – в Узловой, созданный на базе бывшего профилактория завода «Пластик». Съездила туда, все разузнала. Первых наших пациентов центра привозили с письмом – ходатайством от храма. А сегодня постоянные посетители этого центра из нашего прихода, Нина Владимировна и Валентина Алексеевна, уже сами регулярно, дважды в год, ездят туда на реабилитацию. «Условия очень хорошие, палаты на двоих, отличное питание, – рассказывает Антонина Сергеевна. – А главное, есть возможность получения медицинской помощи, физиотерапии, что очень важно для людей, которым трудно ходить за такой помощью в поликлинику».

Для сбора средств на оказание помощи престарелым и инвалидам социальная служба храма святого Александра Невского периодически проводит благотворительную ярмарку «Белый цветок». С большой любовью и душевной теплотой прихожане храма участвуют в изготовлении предметов, предлагаемых на ярмарке: игрушек, шкатулок, красивых закладок для домашнего Евангелия, декоративных мешочков для просфор и многого другого. В течение нескольких лет над этим трудятся наши прихожане Дина Романовна, Елизавета Борисовна, Елена Игоревна, Ирина, Виктория Юрьевна, Анна Алексеевна, Наталья Олеговна, Юлия Васильевна… Свою лепту вносят и юные сестры милосердия. И, как результат милосердного единения прихожан храма, у социальной службы появляется возможность оказать нуждающимся существенную помощь. Так, обездвиженному человеку передвигаться по квартире помогли приобретенные социальной службой ходунки; двум инвалидам были куплены коврики-аппликаторы  Кузнецова.

Огромное значение в воспитании прихожан имеет пастырское наставление священников храма, считает Антонина Сергеевна. Все батюшки в своих проповедях учат доброте, милосердию, заботе о ближних, напоминая слова святых отцов, что согрешает тот человек, который может делать доброе дело и не делает его. А для нее самой давно уже храм святого Александра Невского стал родным домом, без которого она не мыслит своей жизни…

На фото: сотрудники одела социального служения храма святого Александра Невского (слева направо) Филиппенко Антонина Сергеевна, Волченкова Дина Романовна, Вишневская Ирина Алексеевна.

Информационный отдел храма святого Александра Невского г. Тулы.