В возрождающемся Свято-Казанском храме села Осиновая гора под Тулой в день празднования иконы Божией Матери «Скоропослушница» настоятель храма протоиерей Вячеслав Ковалевский  отслужил молебен с чтением акафиста празднуемой иконе,  призванной в скорую помощь и скорое утешение молящимся перед святым образом.

На редкость красивое и поэтическое описание храма в с. Осиновая гора оставил нам церковный историк и духовный писатель Павел Иванович Малицкий. В обширном труде «Приходы и церкви Тульской епархии», вышедшем в 1895 году, Малицкий сообщает: «…По своей архитектуре храм величественный, а внутри благолепно украшенный. Иконостасы храма: в главном алтаре – пятиярусный, а в придельных – одноярусные, с иконами ценной живописи и украшениями. Особенность алтаря представляет киворий  в виде небесного свода, опирающийся на 6 колоннах. Весь храм внутри украшен постенной живописью».

В наступающем году исполнится 200 лет постройки храма во имя Казанской иконы Божией Матери с придельными алтарями во имя свт. Николая Чудотворца и прп. Сергия Радонежского. Известно и имя храмоздателя – Дмитрий Алексеевич Хрущов, секунд-майор и местный помещик. И память о нём жива именно благодаря храму, возведённому на его средства. К слову, при храме в благоустроенном двухэтажном церковном доме размещалась церковно-приходская школа. Так что можно говорить о просветительской деятельности, совершавшейся в крестьянской среде.

От ценных икон, постенной живописи и алтарного кивория (навеса), более ста лет радовавших глаз и настраивавших прихожан на особый молитвенный лад, сегодня ничего не осталось. Красота храма не остановила воинствующих атеистов, превративших здание церкви в склад. Но молитвенный настрой потомков тех, кто в той или иной мере, прямым участием или молчанием способствовал разрушению храма, всё также глубок и искренен, как у их предков, молившихся здесь в XIX веке. Об этом можно судить по местным жителям, собравшимся в церкви на соборную молитву в субботу 22 ноября.

Хотя зима только на пороге, но в неотапливаемом храме довольно свежо. Достаточно было видеть облачка пара, срывавшиеся с губ молящимся вместе со словами прошений. Но любовь прихода к храму, о которой свидетельствует буквально всё: красота свежих цветов у икон, чистота, ковры, скорее всего, принесённые из собственных домов, а более всего, особая теплота отношений вселяет веру в то, что постепенно храм возродится в былом величии.

Общее мнение прихода выражает помощник председателя Приходского совета Валентина Владимировна Рудакова, в числе других принимавшая активнейшее участие в возвращении Казанского храма Церкви: «В то время, когда здание использовали как склад для хранения витаминной смеси для животных, здесь царила полная разруха. Храм передали епархии три года тому назад, и мы очень благодарны отцу Вячеславу Ковалевскому и отцу Александру Милянцеву за труды в его возрождении. Каждую субботу в храме совершается Божественная литургия или молебны. В великие праздники в храме собирается от 50 до 70 человек. Та часть храма, которая открыта для богослужений, невелика, и потому здесь довольно тесновато. Приходят люди не только из села, но и жители Верхнего и Нижнего Криволучья, Центрального района. Что их приводит сюда? Скорее всего, намоленность храма. Приходят с какими-то проблемами, вопросами. Обращаются с молитвенными просьбами о помощи к Всевышнему, Царице Небесной, святым, и, получая просимое, возвращаются с благодарностью. Храм постепенно преображается, и мы верим, что Господь Бог всё управит».

Из века в век храмы возводились стараниями благотворителей, радеющих о своей душе, но мы помним и о том, что говорил Спаситель о лепте вдовы, являющей собой, по словам сщмч. епископа Шлиссербургского Григория (Лебедева), «пример безраздельной отдачи себя Богу, пример веры и любви до самоотвержения, самозабвения».

Это пример, следуя которому можно совершить многое, в том числе и поднять из руин поруганные святыни.

 

Вера Иванова