По окончании учебного года принято подводить его итоги по образовательной и воспитательной деятельности, а также по качеству преподавания предметов.

Не стал исключением и предмет «Основы православной культуры» – один из модулей курса ОРКСЭ, введённый в Российские школы как обязательный компонент несколько лет назад.

В Болоховской основной общеобразовательной школе №2 этот урок преподаётся уже четыре года. Его преподаватель – выпускница МПДА, специалист в сфере религиозного образования и духовного просвещения Наталья Владимировна Крючкова.

«Главный мой принцип в преподавании «необычного» урока – раскрыть радостный, многоцветный мир православной культуры. Ведь не секрет, что часто люди, далёкие от веры (а среди родителей школьников таких немало), считают православную культуру, да и самих православных унылыми, погружёнными в себя, безрадостными «постниками». Убедить детей и их близких в том, что это совсем не так, и православие дарит нам много радостей, по моему мнению, и есть определяющая задача курса. Тем более, что предмет ОРКСЭ и модуль ОПК заявлены как культурологические. Моя цель – не заставить детей веровать и посещать храм, а раскрыть им огромный мир православия, хотя я не скрываю от них, что сама – человек верующий и исполняющий послушания в храме.  И, слава Богу, если после уроков ОПК ребята сами, по своей воле, придут в храм или начнут посещать воскресную школу, чтобы больше узнать о вере православной. Но главное – дать ученикам нравственные ориентиры для дальнейшего духовного развития, научить их отличать дурное от хорошего, злое от доброго»,так определяет цель своего преподавания учитель.

Опрос среди учеников 4-5 классов по итогам преподавания ОПК позволяет выяснить, чему же научились ребята. Им предлагались вопросы по ключевым темам курса, например:

— Как связаны между собой понятия «Отечество», «культура», «православие»?

— Что говорит о Боге и человеке православная культура?

— Что такое Библия и Евангелие?

— Расскажите о событиях Крещения Руси.

— Что такое храм? Расскажите о его устройстве.

— Какие православные праздники вы знаете? Расскажите наиболее подробно об одном из них.

Ученики давали небольшие ответы на каждый вопрос, раскрывая самую суть темы. Они размышляли о главных нравственных категориях. Вот так, например, ребята  рассказывали о Боге и  назначении человека. (Стилистика детей сохранена):

«Христиане считают, что Бог доверяет человеку, и поэтому даёт ему свободу. Человек – венец Творения Бога. Он даровал человеку разум, чувства и волю и вложил в каждого из нас огромные возможности для духовного роста и развития» (Меркулов Иван, 4 класс).

«Бог един, но Он – Пресвятая Троица. Это великая тайна для нас. А просто можно рассказать о Нём как о солнышке: небесное тело одно, но даёт свет, тепло и солнечную энергию» (Пучкова Анастасия, 5 класс). 

«Язычники верят во многих богов. Они делают себе идолов и им поклоняются. А православные верят в Бога Единого. Православную веру принял на Руси князь Владимир в 988 году. И с тех пор мы – православная страна» (Сергеев Егор, 4 класс).

Также детям были предложены вопросы о значимости предмета основ православной культуры, о том, нужен ли он, по их мнению, в школе.

Отрадно заметить, что лишь один ученик – пятиклассникпосчитал, что предмет ОПК не обязательно изучать в школе. Остальные школьники считают, что такой урок нужен и полезен в сетке школьного расписания, потому что учит их задумываться о жизни, о предназначении человека, о свободе личного выбора между добром и злом, о том, как стать счастливыми:

«Предмет ОПК очень  нужен в школе, потому что учит нас быть добрее, относиться ко всему с душевной теплотой. Для православных детей это возможность узнать что-то новое о Боге, открыть для себя мир, который полон счастья, радости, доброты и веселья». (Тельникова Влада, 4 класс).

«Основы православной культуры» очень важны. Православные люди – это не только священники. Любой из нас хоть немного должен знать о Боге, о себе. Быть верующим или нет – это личное дело каждого. Нас не заставляют молиться на уроке. А знать православную культуру своей страны, я думаю, нужно всем». (Богомолов Руслан, 5 класс).

«ОПК – очень полезный урок. Он учит нас тому, как лучше поступать в разных жизненных ситуациях. Что лучше: добро или зло? Каждый ответит: конечно, добро! Но почему это так, расскажет урок основ православной культуры». (Яо Евгений, 4 класс).

«Предмет ОПК учит быть добрым. Некоторые из нас становятся православными и ходят в храм, например, как я» (Белявцев Михаил)

«ОПК – это урок культуры. Мы узнали, кто и когда крестил Русь, узнали о духовном мире, об устройстве храма и праздниках» (Федосеева Дарья, 5 класс).

«Меня заинтересовал предмет ОПК. Изучая его, мы становимся добрыми и честными». (Могучев Дмитрий, 5 класс).

«ОПК учит, чтобы мы были добрыми и честными, чтобы никогда не врали и не были злыми по отношению к людям» (Лапшина Виктория, 4 класс).

«ОПК очень полезен для школьников. Этот урок должен проводиться в каждой школе! ОПК помогает узнавать школьникам святую историю» (Меркулов Иван, 4 класс).

«ОПК нужен, чтобы узнать о человеке. Мне кажется, эти знания пригодятся в будущем» (Пальчиков Степан, 4 класс).

Многие  ребята написали, что им очень запомнились встречи с батюшкой – отцом Алексием Фроловым – в стенах храма и школы, общешкольные и классные праздники с его участием. Дети очень любят открытого, доброго батюшку и всегда с нетерпением ждут его прихода в школу, чтобы в непринуждённой беседе задать ему различные вопросы о Боге, мире и человеке.

Более половины опрошенных учащихся выразили желание, чтобы основы православной культуры преподавались и в старших классах.

Подводя итоги прошедшего учебного года, хочется отметить, что преподавание модуля ОПК принесло  благодатные плоды. Конечно, наши ученики не всегда поступают по Евангельским заповедям, но главное то, что дети, посещая уроки ОПК, получают нравственный ориентир, по которому надо стараться строить свою жизнь.

 

Наталья Крючкова.