В минувшую субботу в городе Веневе состоялось мемориальное мероприятие посвященное дню рождения архиепископа Иоанна (Шаховского).

О праздновании дня рождения владыки Иоанна рассказал помощник благочинного по религиозному образованию и катехизации иерей Георгий Белькинд: «Мемориальное мероприятие посвященное архиепископу Сан-Францисскому Иоанну (Шаховскому) в Веневе мы проводим уже в третий раз. В нынешнем году мероприятие было организовано в рамках Веневской программы духовного развития культурно-образовательной среды «Шаховской дом»».

Мемориальное мероприятие началось с заупокойной литии, в восстанавливающемся Покровском храме города Венева, которую совершил иерей Георгий Белькинд. После богослужения все участники были приглашены в Веневский краеведческий музей, где состоялось открытие ежегодной литературной выставки «Архиепископ Сан-Францисский Иоанн».

Наталья Александровна Зеленкова, директор музея рассказала о выставке: «Ежегодно мы организуем выставку посвященную архиепископу Иоанну (Шаховскому). Поэтому было принято решение начать мероприятия именно в дворянском зале, где она и располагается. Экспозиция была наполнена благодаря совместной работе сотрудников межпоселенческой библиотеки и нашего музея. Так же свою лепту внес веневский краевед Махель Денис Александрович.

В выставке представлены книги с 1950-ых по 1970-ые года издания. Так же в этом году в выставке заняла свое место переизданная Клубом веневских краеведов книга «Что нужно знать каждому в России», подписанная представителем дворянского рода, племянником архиепископа Иоанна – князем Дмитрием Михайловичем Шаховским».

Затем в рамках программы мемориального мероприятия состоялась презентация видеоматериалов международной научной конференции «Поэт Странник. Архиепископ Иоанн. Князь Шаховской», прошедшей в мае 2014 года в Доме русского зарубежья им. А.Солженицына.

Празднование дня рождения владыки Иоанна продолжилось в Межпоселенческой библиотеке города Венева, где состоялось мемориальное собрание, на котором с докладом о творческой деятельности архиепископа Иоанна (Шаховского) выступила Евдокия Варакина, кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры истории и теории литературы филологического факультета ПСТГУ.

В своем докладе Евдокия Варакина отразила путь развития творческой личности и духовного роста владыки Иоанна, его умению удивляться чуду Божьего мира, и воплощению его в поэзии. По завершению доклада, слушатели задавали лектору вопросы, касающиеся биографии и творчества владыки Иаонна. Однако, одним из самых распространенных вопросов к Евдокии Варакиной был – как она познакомилась с творчеством поэта Странника?

Отвечая на вопрос, Евдокия Варакина сказала следующее: «Еще со школы я любила стихи Георгия Иванова – одного из лучших поэтов первой волны эмиграции. И когда на втором курсе научный руководитель (В.Е. Хализев) предложил выбирать того писателя, которым каждый из нас будет заниматься через призму теории литературы, у меня не было никаких сомнений – конечно, это будет именно он. На третьем курсе я крестилась, на четвертом воцерковилась. Мой научный руководитель пережил несколько трудных лет, но все-таки я через свое “не хочу” написала “честную” дипломную работу и поступила в аспирантуру.

Настал момент выбора второго поэта. Идея была в том, чтобы изучить, как отражается в стихах картина мира, соответственно, должны были быть какие-то биографические, социокультурные, исторические факторы, которые изначально создают предпосылки для сопоставления двух этих поэтов. Мы решили, что в нашем случае они должны быть современниками и эмигрантами первой волны. При этом мне хотелось, чтобы второй поэт был верующим (это был уже “зыбкий” момент, изначально задающий парадигму несходств в картине мира и возможную оценочность исследовательской позиции. С этой моей оценочностью мы боролись все годы аспирантуры, помогала моя изначальная “детская” любовь к Иванову).

Выбирали между м. Марией (Скобцовой) и архиепископом Иоанном (Шаховским). Но м. Мария была женщиной (как ни крути, это на картину мира влияет), жизненный путь у нее был ощутимо другой (потеря любимого ребенка и т.п.).

Остановились на стихах Владыки. Работа «пошла». Но где-то внутри еще оставалось сомнение, не искусственна ли эта созданная мною «встреча» двух поэтов.

А через два года я прочла в одном из писем владыки Иоанна Дм. Кленовскому такие вот слова, и все сразу как-то стало на свои места: «Не соблазняйтесь, что я, по просьбе вдовы и друзей Г. Иванова, согласился дать свое имя, как члена Комитета по перенесению праха его на православное кладбище. Люди хотят что-то сделать для усопшего, что в жизни его, может быть, не сумели… Это все – детское – «переносить прах» (к праху!), но движение души (хоть и слепое) – ценно. Любовь, хоть и земная, а все же искорка, может быть, настоящей… А я пред Г. Ивановым виноват невольно. За год до его кончины проезжал в автомобиле на юге Франции, совсем близко от того места, где он мучился, с другими стариками… Я, правда, не знал, что он там, но мог бы к старикам-то заехать… И, может быть, тогда как-то облегчить душу Г. Иванова. В молодости знал его»».

Таким образом, в соработнечестве Веневского благочиния, Веневского краеведческого музея и библиотеки города Венева была сделана попытка в освоении наследия выдающегося деятеля русской эмиграции XX века, архиепископа Сан-Францисского Иоанна (князя Дмитрия Алексеевича Шаховского) – уроженца Веневского уезда Тульской губернии, ставшего замечательным духовным писателем Русского Зарубежья», поэта Странника.

Александр Зимин,

фото автора