В рамках рабочего визита в Тулу министр культуры Российской Федерации Владимир Мединский посетил несколько памятных мест и культурных объектов города-героя, а также открыл памятник «Подвиг врачей и медсестер в годы Великой Отечественной войны». По благословению митрополита Тульского и Ефремовского Алексия в торжественной церемонии принял участие благочинный Центрального благочиния Тулы протоиерей Сергий Резухин.

Первым пунктом программы пребывания министра культуры РФ Владимира Мединского в столице оружейников стала площадка перед гимназией №20, где установлен памятник, посвященный героизму, стойкости и самоотверженности  врачей и медсестер, которые они проявили в годы Великой Отечественной войны.

Место выбора для скульптурной композиции объясняется просто, хотя сегодня помнят об этом лишь туляки – представители старшего поколения: в октябре 1941 года задние гимназии, в ту пору школы №39,  находилось на переднем крае обороны Тулы, рядом был установлен зенитный расчет для отражения танковых атак немецких войск. Так, с первых дней войны  школа была переоборудована в военный госпиталь, который работал до 1948 года.

Наряду с министром культуры Российской Федерации, Председателем Российского военно-исторического общества Российской Федерации Владимиром Мединским в торжественной церемонии открытия участвовали губернатор Тульской области Владимир Груздев, министр культуры и туризма Тульской области Татьяна Рыбкина, глава города-героя Тулы Юрий Цкипури,  ветераны войны и труженики тыла, горожане, школьники и студенты.

Открыл мероприятие губернатор Тульской области Владимир Груздев, который отметил, что памятник установлен, благодаря, Российскому военно-историческому обществу, которое возглавляет министр культуры Российской Федерации Владимир Мединский.

В своем обращении Владимир Мединскиий обратил внимание на то, что нам всем следует чаще вспоминать о том, почему Тула с гордостью носит звание города-героя. «Прямо здесь, где мы сейчас находимся, по окраине города проходила линия обороны. Тула стала той живой стеной, тем форпостом, той крепостью, которую фашисты не смогли преодолеть.

Я с трудом представляю, как здесь мог работать госпиталь, поскольку располагался он в зоне прямого артиллерийского обстрела. Именно в этих условиях под прямым огнем работали врачи и медсестры всю войну.

Как известно, статистика – вещь, которая не трогает сердце, поскольку это абстрактные цифры. Но все же немного цифр я приведу: почти 15% врачей и медсестер, призванных в годы войны, погибло. Эти потери сопоставимы с потерями любого военного подразделения.  И еще одна цифра, которую нужно знать всем, кто планирует поступать в медицинские институты и по ним ориентироваться: 90% раненых, вынесенных с поля боя, выживало, 75% — возвращались в армию. Эти показатели существенно выше медицинских служб Германии, Англии, Японии. Как этого добивались наши врачи, уму непостижимо. Только талантом, только мужеством, потрясающим умением работать в нечеловеческих условиях они спасали жизни».

Владимир Мединский также обратил внимание на тот, что памятник в Туле стал одним из первых в стране  и положил начало воплощению в жизнь большой программы Российского военно-исторического общества по  увековечиванию памяти вклада врачей и медсестер в годы Великой Отечественной войны .

Всего же, по его словам, за неполные три года работы Российского военно-исторического общества по всей стране было открыто более 50 памятников. 

«Я рад, что в Туле появится еще один мемориал, который будет напоминать, особенно – молодежи,  о подвиге наших отцов и дедов, о том, к чему надо стремиться, чтобы быть достойными их великой памяти», — добавил в завершение Владимир Мединский.

Автор скульптурной композиции Виталий Шанов запечатлела один из эпизодов  жизни военного госпиталя: врач, оказывающий помощь раненому воину, и ассистирующая ему медсестра. Движения врача и сестры максимально выверены, лица их с заметными следами усталости сосредоточены… Выразительна поза бойца – он спокоен, готов перенести боль с достоинством настоящего воина, хотя внутренняя динамика угадывается в напряженных мускулах.

В завершение церемонии  присутствующие  возложили к памятнику живые цветы, почтили память фронтовых медиков, погибших в годы Великой Отечественной войны, минутой молчания.

Благочинный Центрального благочиния Тулы протоиерей Сергий Резухин,  говоря о значимости открытия  мемориала  «Подвиг врачей и медсестер в годы Великой Отечественной войны», подчеркнул, что «Приведенные сегодня Владимиром Мединским цифры о погибших в военное время медиков, представителей мирной профессии, говорят о том, что в основе служения врача и медсестры лежит жертвенность. Я надеюсь, что этот памятник будет не только напоминать современным медикам и всем, кто хочет ими стать, о тех, кто самоотверженно исполнял свой долг на передовой и в тылу, но и станет для них наглядным примером этой женственности, превыше которой нет ничего».

В рамках рабочего визита министра культуры Российской Федерации было запланировано знакомство с храмом во имя святого благоверного князя Димитрия Донского и его супруги святой княгини Ефросинии Московской, находящегося на первом ярусе колокольни Успенского собора Тульского кремля.

Владимира Мединского, а вместе с ним губернатора Владимира Груздева и ряд высоких гостей в стенах храма тепло приветствовал протоиерей Сергий Резухин, являющийся его настоятелем.

Владимир Мединский с интересом ознакомился с  историей создания храма, которого можно смело назвать уникальным, поскольку на сегодняшний день он является единственным храмом, освященным в честь удивительной супружеской четы – святых Димитрия и Ефросинии. Божиим Промыслом еще во время работы над внутренним убранством и росписями храма Священным Синодом Русской Православной Церкви в июле 2015 года был установлен общий день памяти княжеской четы – 1 июня (19 мая).

Так, тема идеальной христианской любви, супружеской верности и согласия легла в основу стенописи храма, которую выполнили художники творческого коллектива «Царьград» под руководством Дмитрия Трофимова.

Живопись, покрывающая все поверхности стен центральной и алтарной частей храма, уникальная по сложности иконографической программы росписи, образует несколько согласованных между собой тематических циклов. Особое  внимание уделено супружеским парам, принимаемые Русской Православной Церковью за идеальные образцы христианской семьи и почитаемые как примеры супружеской верности и согласия: святые праведные Иоаким и Анна, мученики Андриан и Наталия, преподобные Кирилл и Мария Радонежские, благоверные князья Петр и Феврония Муромские…

Несмотря на ограниченность во времени, Владимир Мединский  смог оценить тонкость и проникновенность  росписи, утонченность работы иконостаса , благолепие Димитрие-Ефросиньевского храма и выразил надежду побывать под его священными сводами еще раз.

Марина Полянская.

Фото автора.