В первое воскресенье февраля, когда совершается поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову, к часовне во имя Новомучеников и исповедников Российских в Тесницком лесу в течение всего дня приезжают, сменяя друг друга, священники, паломники, служатся панихиды.

Прихожане храма Преподобного Сергия Радонежского г. Тулы привыкли, что трижды в год от храма идет бесплатный автобус, чтобы отвезти их на совместную молитву на месте мученической кончины жертв богоборческого режима прошедшего века. Уже в середине января они спрашивают батюшку: «Автобус будет в Тесницкий лес, когда там панихида?» Сегодня, сразу по окончании Божественной Литургии, в Тесницкое направились автобус и три машины, — в одном автобусе все желающие не поместились.

Это место всего лишь в получасе езды от Тулы. На обочине 162-го километра трассы Москва-Симферополь стоит пятиметровый столб красного кирпича с навершием, похожим на церковный купол, и крестом, который виден тем, кто едет из Тулы в Москву. Здесь от трассы в лес идет дорога с асфальтовым покрытием, перекрытая шлагбаумом. Впрочем, шлагбаум чаще всего открыт, и, проехав или пройдя по дороге около километра, люди оказываются в месте, которое именуют «Тульской Голгофой».

Раньше на трассе был небольшой указатель «Место массовых расстрелов 1937-1938 годов», потом его зачем-то убрали. Сейчас человеку, впервые попавшему на это место, можно понять, что здесь находится, читая надписи на крестах: «Расстреляны 7 апреля 1938 года», «Невинно расстрелян 19.09.1937 г.», «В сем братском захоронении покоятся честные мощи настоятеля Оптиной пустыни священномученика Исаакия II (Бобрикова), расстрелянного 8.01.38 года. Причислен к лику святых 26.07.1996 года»…

С каждым годом прибавляется количество крестов и памятных досок, которые устанавливают потомки погибших и погребенных в этом лесу мучеников XX века. На сегодня установлено, что в общих могилах захоронены более 2500 человек. Сюда организованно приезжают в дни памяти жертв политических репрессий на митинг члены общества «Мемориал», родственники репрессированных, хотя можно сказать, что, наверное, нет в России семьи, которую не коснулись бы репрессии прошедшего века. Так или иначе, но практически у каждого — бабушки, дедушки, дяди, тети — в разной мере, но хлебнули горя и страха за себя или своих близких в те далекие уже тридцатые годы двадцатого столетия.

Вот что говорит пенсионерка Зинаида Гавриловна, которая старается, по возможности, регулярно приезжать сюда: «Моих дедушек и бабушек репрессии как бы не затронули. Но прадеда хотели раскулачить, его спас сын, который служил в Москве, был краскомом. Но и сам краском Василий пропал, детей не осталось. Брат его, дядя Лёня, вышел однажды из дома и не вернулся; его жену Марию знакомые и соседи стали обходить, как зачумлённую. Детей тоже не оставили. У свекрови за отцом приехали ночью, в 1937, забрали, а её, 9-ти летнюю девочку, оставили в лесной избушке одну. В 1991 году она получила бумаги о реабилитации отца, и свидетельство о смерти, в котором в графе  «Причина смерти» написано — расстрел. Где они все похоронены, так и не узнали. Вот я и приезжаю сюда, чтобы о них помолиться. Ведь и здесь о многих родственники не знают, может они молятся там, где похоронены наши близкие. Почему-то мне кажется, что я у них в долгу. За то, что они остались без потомков, а я есть, я живу. Не могу объяснить словами, просто чувствую.».

Многие приезжают в этот лес в разное время, в разные дни — по возможности, по зову души, по иным причинам.

Настоятель Свято-Георгиевского храма п. Ленинский протоиерей Борис Монькин, который довольно часто бывает в Тесницком, рассказал: «15 лет назад я услышал от своей певчей Валентины Анатольевны, что каждый год 8 января монахи из Оптиной приезжают в Тесницкий лес, во главе с иеромонахом Исаакием, с тем, чтобы отслужить молебен и панихиду на месте мученической кончины исповедников православной веры XX века. В этот день последний настоятель Оптиной пустыни архимандрит Исаакий (Бобраков) и еще несколько человек, проходивших по его делу, были расстреляны здесь. С момента открытия расстрельных материалов архивов ФСБ это место стало местом особого поклонения для верующих. И я ежегодно 8 января тоже приезжаю в Тесницкий лес с тем, чтобы поучаствовать в общей молитве. Обычно в этот день я пытаюсь осознать, почувствовать, что же претерпели люди, измученные пытками и допросами, стоящие на лютом морозе в ожидании последней минуты, какова была их молитва. На этом месте приходишь к пониманию того, что любой христианин находит для себя смысл христианской жизни в продолжении апостольского единства первых христиан, которое подтверждено подвигом жизни и смерти Новомучеников Российских, сохранивших веру и Церковь Православную для нас».

По окончании панихиды благочинный церквей Тульской епархии Северного благочиния г. Тулы протоиерей Вячеслав Ковалевский, сказал: «В 2016 году исполнится 15 лет прославления Новомучеников Тульских. К сонму святых были причислены епископ Тульский Онисим (Пылаев), епископ Белевский Никита (Прибытков), и протоиерей Петр Павлушков. Сейчас  известно, что в Тесницком лесу обрели упокоение святые мученики и исповедники земли Тульской: сщмч. Никита (Прибытков), епископ Белевский; епископ Скопинский Игнатий (Садковский), протоиерей Петр Павлушков — настоятель церкви 12 Апостолов г.Тулы, преподобномученицы: схимонахиня  Августа (Зощук), монахини Анфиса (Сисоева) и Макария (Сапрыкина), послушницы Мария (Лактионова), Агриппина (Лесина).

Вы все не раз слышали, что Церковь стоит на крови мучеников. И Литургия совершается на антиминсе, в котором, по установившейся древней традиции, зашиты мощи мучеников. Мученик – это свидетель о Христе. Христианину во все века предлагали за отречение от Христа все блага мира, но они отвергали их. Тем, кто лежит здесь, тоже предлагали сделать только одно – отречься от Христа, — и они сохранят жизнь, приобретут блага, почести. Но настолько сильна была вера этих людей, силен их дух, что они предпочитали испытать мучения, погибнуть, но не предать своей веры.

И за их свидетельство, за их мученический подвиг, за их веру мы можем жить и спокойно ходить в храм Божий.»

С благодарностью в сердце приехали люди поклониться мученикам, попросить у Господа упокоения всем, здесь окончившим свой земной путь, и в то же время помолиться им: «Святии Новомученицы и исповедницы Церкви Российския, молите Бога о нас!»

Новоселова Наталья