Настоятель Никольского храма поселка Рассвет Анатолий Карнаухов посетил Тульский психоневрологический интернат.

Окормление данного медицинского учреждения священником Анатолием Карнауховым осуществляется уже более 10 лет. Частые визиты сделались привычными для этих людей, которые для кого-то – пациенты, для кого-то – люди со странностями, а для священника являются такими же детьми, паствой, которая нуждается в слове Божием и церковных таинствах.

Так и в этот раз вместе со служащими храма отец Анатолий приехал к тем, кто его хорошо знает, ждет и радуется встрече – персоналу и пациентам Тульского психоневрологического интерната села Прудное.

Пока подходили все желающие присутствовать на молебне, проходила подготовка – кто-то из пациентов нес столики, кто-то – приносил емкости для воды, а кто-то просто с радостью наблюдал за подготовкой певчих и священника.

Затем, после совершенного освящения воды, отец Анатолий раздал желающим иконочки. Священник привез их с запасом, чтобы хватило всем, но почти сто иконок были разобраны и некоторым даже не хватило. Отец Анатолий успокоил тех, кому все же не достались святые образы, пообещав привезти в следующий раз, а также попросил составить список тех, кто желает исповедаться и причаститься Святых Даров. Для таких людей будет организован специальный автобус, которые сможет доставить их в Никольский храм поселка Рассвет.

Затем, священник отошел для общения с нуждающимися, а мы смогли поговорить с директором учреждения Румянцевой Галиной Юрьевной.

– Мы давно и тесно сотрудничаем с отцом Анатолием. Вот и сейчас он не просто приехал отслужить молебен, а привез небольшую гуманитарную помощь, вот коробки со сладостями.

– Скажите, а вы видите какое-либо влияние на ваших пациентов, оказываемое благодаря приездам священника?

– Вы знаете, как считается, наши люди богоугодные, издавна в народе повелось, что душевно больные считались людьми ближе к Богу. И, конечно, близость к Богу благодаря приездам отца Анатолия – это для нас благодатно. Здесь мы сталкиваемся со множеством проблем. Так, например, в силу своего заболевания, некоторые люди бывают агрессивными, возбужденными. А после водосвятного молебна, когда они присутствуют на молитве, после того, как возьмут освященной воды они становятся более умиротворенными.

– А с чего началось ваше общение с отцом Анатолием?

= Моя первоочередная просьба к нему была простая – крестить тех, кто не был крещен. Он приехал к нам, привез крестики и крестил всех, кто в этом нуждался. Что творится в душе, мы, конечно, не видим, но внешне становится заметно, что человек испытывает покой.

– А что означает это сотрудничество для вас лично, как человека и руководителя этого учреждения?

– Помимо того, что мы здесь оказываем пациентам все социальные услуги, положенные интернату – проживание, питание, лечение – мы помогаем им не разрывать связь с Церковью, даем им возможность участвовать в Таинствах, возможность общения со священником. Также мы стремимся привнести в их жизнь некоторое внешнее событие, можно сказать, праздничное. Мы же не всегда имеем возможность организовать для них какую-либо поездку. А здесь к ним приезжает человек, они его ждут. Можно заметить, как некоторые постарались нарядиться, надеть лучшее, что у них есть. То есть, для них это еще и событие праздничное.

Например, для пациентов первой палаты сегодня была баня, и они торопились подготовиться, одеться, то есть, для них это значимое событие.

– А как много людей в этом учреждении, расскажите, как они здесь живут?

– Здесь небольшое учреждение, оно рассчитано на  116 людей с психическими расстройствами, из них 23 человека в отдельном корпусе – лежачие больные. Среди наших пациентов есть те, кто с рождения имеют расстройства, есть те, у кого они приобретенные, увы, на почве алкоголизма. Очень много больных шизофренией, также есть дауны.

Все они поступают к нам по путевкам министерства соцзащиты Тульской области. Здесь они находятся на частичной оплате, которая составляет 75% от их среднедушевого дохода, при этом здесь они полностью обеспечиваются едой, одеждой, лечением и содержанием.

Когда-то это была барская усадьба, и теперь все жилые помещения приспособлены под наши нужды. Мы стараемся содержать всех в достойных условиях, чтобы им было уютно, тепло, по-домашнему.

У нас есть собственное подсобное хозяйство, 22 головы крупного рогатого скота: бык-производитель, 8 дойных коров, молодняк. Появилась лошадь. В этом году мы заготовили 50 тонн сена. Можно сказать, что молоком мы себя обеспечиваем полностью, мясом частично. В этом году также посадили 4 гектара картофеля.

И, хочу сказать, что людям, страдающим психическими заболеваниями, в таких заведениях лучше, чем дома. Здесь они селятся по интересам, выполняют разнообразную работу по хозяйству. Все ребята заняты, и это очень важно. Так как если человек дома, он чаще всего изолирован, и это усугубляет состояние. Эта не та ситуация, когда бабушку отправляют в дом престарелых. Поэтому те родственники, которые понимают это, поступают правильно.

Наконец, отец Анатолий освободился, и после раздачи небольшой гуманитарной помощи мы смогли с ним пообщаться.

– Наше знакомство началось около 12 лет назад. С тех пор мы регулярно видимся, либо я приезжаю сюда отслужить молебен, либо мы стараемся привезти их в храм на исповедь и Причастие. Это особенно важно, чтобы все было благолепно, так они чувствуют это. Они очень эмоционально переживают нахождение в храме. Видите, здесь больные люди. Они могут подойти, потрогать, что-то начать требовать, но все они пред Богом становятся маленькими ласковыми детьми.

И эта перемена видна, я многих здесь знаю, многих помню по имени, тех, кто особенно чем-то выделился. Например, недавно одна из девушек, Галя, бросила курить – а она курила очень много. Они стараются к Богу относиться с любовью, чтобы Он их не отверг. Мы в свою очередь тоже стараемся помочь им понять, насколько это важно – быть со Христом.

– А чем для вас за столько лет стало посещение этих больных? Это некая рутина, обязанность, или что-то большее?

– Нет, это не рутина, я с удовольствием сюда приезжаю, так как знаю, что меня здесь ждут. Увы, замечаю, что контингент поменялся, стал гораздо моложе. Я понимаю, что, увы, эти люди не просто так сюда попадают, у всех них серьезные заболевания, выписаться отсюда сложно, а вот попасть очень легко. Потому что на сегодняшний день наш мир обозлен, и народы сегодня не знают, куда идти. Многие замыкаются в себе, и людей одолевают болезни.

На сегодняшний день это, наверное, самое важное мое служение. Я не могу, конечно, сказать, что здесь меня одолевает некая сильная любовь и восторг, нет, это все очень тяжело, видеть людей, одолеваемых таким  недугом. Но чувство уважения, и не в последнюю очередь к персоналу, также дает пример служения ближнему.

Подошла к концу наша встреча, и визит отца Анатолия также завершен, интернат зажил заведенным распорядком. А глаза людей, которые здесь останутся, надолго запечатлелись в памяти. Глаза, в которых потерян контакт с реальность нашей, осязаемой, но явственно ощущается потребность прикоснуться к святыням Церкви и Богу.

Корнаухова Татьяна.

Фото автора.