В рамках проведения ХI Областных Рождественских образовательных чтений в Веневском образовательном центре № 2 состоялся проблемный семинар на тему «Венев.  Декабрь. Достоевский».

В семинаре приняли участие учителя русского языка и литературы, ученики старших классов и помощник благочинного по катехизации и религиозному образованию иерей Георгий Белькинд.

«Нынешние Рождественские чтения посвящены актуальной для нас теме «1917-2017; уроки столетия Тульского края». Второй раз в рамках Рождественских чтений мы продолжаем изучать творчество Ф. М. Достоевского. Если в прошлый раз мы говорили о таком произведении как «Сон смешного человека», то сегодня обсуждаем самый актуальный роман Ф. М. Достоевского с символичным названием «Бесы». «Бесы» – книга пророческая. Писатель видел духовным зрением, что русская революция будет именно такой, и иной быть не может. И революцию 1917 года, и роман «Бесы» можно определить как русскую трагедию», – сказал отец Георгий.

Преподаватель русского языка и литература Людмила Николаевна Юркевич подняла в своем выступлении вопросы: «Насколько психически здоровы герои произведения? Что правит человеком, когда провозглашаются идеи: свободы от веры в Бога, стать богом через акт самоубийства, «полного равенства в безликом стаде»? Ради чего все это?»

«Бесноватость, но не психическое расстройство у героев книги. Зло в глубине сердца очень трудно остановить. Методичное изгнание бесов рано или поздно приведет к гибели «свиного стада». Причем к буквальной гибели, не моральной, а физической. Можно прочитать притчу об изгнанных Иисусом Христом бесов из человека», – предложил отец Георгий.

«…Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека; потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы, и был гоним бесом в пустыни. Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал «легион», потому что много бесов вошло в него. И они спросили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну. Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им. Бесы, вышедши из человека, вошли в свиней; и бросилось стадо с крутизны в озеро, и потонуло…». Евангелие от Луки, гл. 8, стих 29-33.

Исследование десятиклассницы Веневского центра образования № 2 Ирины Бургасовой было посвящено вопросу методов разрушения мира: «Принцип вседозволенности порождает хаос, смуту, разрушения, беспредел. Герой романа Петр Верховенский на первое место выводит разврат: «…Мы пустим неслыханный разврат, мы всякого гения потушим в младенчестве…Мы провозгласим разрушение… Мы пустим пожары… Мы пустим легенды… Ну-с, и начнется смута! Раскачка такая пойдет, какой еще мир не видал. Затуманится Русь… Сначала разврат, а потом уж кровушка».

«Хочется сказать об одном из самых трогательных женских образов – Марии Лебядкиной. Николай Ставригин, соблазнив ее, обрекает на миллион страданий, нищету, помешательство от горестей, а затем – на мученическую смерть. Кажется, что Мария – единственная в романе, кто здраво рассуждает. Вызывает у нас, читателей, сочувствие и понимание», – продолжила свое выступление Людмила Николаевна Юркевич.

Обсуждение темы «Венев. Декабрь. Достоевский» продолжили просмотром отрывков из фильма «Бесы» режиссера Владимира Хотиненко. Демоническая пляска главного героя романа Верховенского в вольере со свиньями вызывает ощущение, что запущен механизм внедрения в людей бесноватости. Не зря эпиграфом произведения служат известные строки А.С. Пушкина.

«Бесы» – роман об одержимых. О тех, кого «съела идея». Кто выше Бога и человечности поставил революцию, национальную идею или представления о прогрессе.

Профессор Московской Духовной Академии М.М. Дунаев утверждает, что в словах Псалма «Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога». Они развратились, совершили гнусные дела, нет делающего добро» – вся идея романа «Бесы».

В завершение семинара к молодым участницам обратился отец Георгий с предложением принять участие в феврале месяце в семинаре в г. Москве с темой «Достоевский. Бесы».

Римма Баринова.

Фото автора