В современном мире умение выступать перед телекамерой является важным для представителей многих профессий или общественных движений, однако с эмоциональным напряжением перед публичным выступлением нелегко справиться даже профессионалам.

По приглашению архимандрита Лавра (Тимохина), благочинного церквей Новомосковского и Куркинского округов и г. Донского, информационный отдел Тульской епархии провел в Новомосковске мастер-класс для участников Тульского регионального отделения православного молодежного движения «Георгиевцы!».

«Наша организация частенько принимает участие в общественных массовых мероприятий, где сталкивается с необходимостью рассказать о себе и своих делах, – рассказал руководитель Тульского регионального отделения ПМД «Георгиевцы!» Евгений Шведков. – Под напором журналистов и объективами телекамер многие ребята нервничают, впадают в ступор и не совсем понимают, как правильно себя вести, что и как говорить.

В связи с этим мы организовали своеобразную медиашколу, где лучшие журналисты, видеографы и стилисты помогают «Георгиевцам!» преодолеть эту боязнь телекамер.

Несколько занятий уже провел Игорь Жариков, директор модельного агентства Yhmodels г. Новомосковска, объяснивший ребятам, что такое личный рабочий ракурс и как его найти при работе с фотографом, а сотрудники модельного агентства преподали уроки по мастерству MakeUp.

Сегодня наши добрые друзья из епархиального информационного отдела поделятся опытом работы перед телекамерой».

«Молодежь постоянно, может быть, сама того не замечая, осуществляет видеокоммуникацию на бытовом уровне посредством общения в Skype, Instagram и разнообразных месенджерах и видеочатах, поэтому мне немного странно, что современное поколение испытывает сложности при общении с телекамерой, – удивился Алексей Анкин, помощник руководителя информационного отдела Тульской епархии. – С другой стороны, только очень опытный журналист не испытывает никакого внутреннего волнения перед камерой. Это большое искусство, которое шлифуется годами. У каждого своя методика сохранять спокойствие – кто-то пьет чай, кто-то глубоко дышит.

Протоиерей Лев Махно, ректор Тульской Православной классической гимназии, рассказывал случай из жизни, когда один священнослужитель дал интервью телевизионщикам, после чего услышал такой комментарий от братии: «Раньше только мамка знала, что ты дурачок, а теперь это всей стране известно».

Чтобы не оказаться в такой ситуации, мы сегодня ознакомимся с несколькими простыми правилами, которые помогут выглядеть достойно в любой ситуации, требующей вашего выступления перед телекамерой.

Для начала запомним, что работа в кадре делится на 2 составляющие – внешнюю (форма или внешний вид, поведение, жестикуляции, артикуляция и т. п.) и внутреннюю (содержание, то есть, что и как вы говорите, ваше умение донести мысль до конечного пользователя).

Внешние проблемы легко устранимы. Здесь волнение связано с вашими переживаниями по поводу плана съемки, ветра, который лохматит прическу, или солнца, благодаря которому вы так щуритесь, что делаетесь похожими на китайцев.

В основном, все это нивелируется в начале интервью самим оператором. Если же вам все равно некомфортно, скажите об этом. Глупо говорить о духовном развитии, когда у вас на заднем плане магазин «Интим» или что-то в этом роде. Оператор не злой, он просто может не обратить на это внимание.

По поводу ветра. Если вы мужчина – можете не волноваться, даже шторм не испортит короткую стрижку. Женщинам рекомендуется становиться против ветра – и не бойтесь на этом настаивать – чтобы ваши волосы романтично развевались. Если такой возможности нет, соберите волосы в хвостик или заколите высоко – это плюс еще и потому, что камера «расширяет» или «утолщает» изображение.

На солнце лучше вообще не сниматься – тени будут слишком резкими, и вы будете выглядеть намного старше, чем на самом деле. Если же нет возможности уйти в тень, то проблема с солнцем решается следующим образом. Есть такой лайфхак, или говоря по-русски «народная мудрость» – надо закрыть глаза и подставить лицо солнцу (яркому источнику света). Предупредите оператора, чтобы он подождал минуту, после чего опустите голову, открывайте глаза и, смотря в камеру, говорите текст. Вы не будете щуриться секунд 30-40, а этого вполне достаточно для выражения своей мысли. 

Если во время интервью сбились, попросите второй дубль или, чтобы всем сэкономить время, выдержите паузу и продолжайте мысль. Здесь хитрость в том, чтобы не начать гримасничать или нести всякую чушь типа «вот, блин, все забыл» и т. п.

По поводу гримас вообще – перед камерой надо вести себя как можно более естественно. Любая фальшь будет заметна и преувеличена.

Поэтому говорить следует привычным языком, четко проговаривая слова и делая между ними, по возможности, паузы. Предложения надо стараться заканчивать интонационно. Это обусловлено тем, что журналист может взять не все ваше выступление, а лишь какую-то часть.

Жестикуляция должна быть тоже привычна вам, но не надо махать руками, изображая из себя мельницу. В теории, нормальная амплитуда движений – от нижнего края ребер до ключиц. Для сохранения такой амплитуды старайтесь держать локти прижатыми к бокам.

Нельзя скрещивать руки перед грудью, так как закрытые или враждебные жесты в камере еще больше утрируются, выдавая ваше напряжение.

При круговой жестикуляции движения должны быть от себя наружу, а не к себе внутрь. Последнее создает неприятное впечатление жадности.

Все движения старайтесь производить уверенно и плавно – это тоже поможет уменьшить волнение.

Наиболее приемлемое положение тела при интервью – немного по диагонали к объективу. Если вас поставили или посадили так, что вы испытывает напряжение – скажите оператору и журналисту. На скрюченных ножках или с передавленной диафрагмой чрезвычайно сложно говорить убедительно. Если у вас фингал под глазом или прыщ на щеке, естественно, становитесь так, чтобы этого не было видно.

Никогда не следует трогать в кадре свое лицо, даже если вам необходимо поправить сползающие очки, прическу или высморкаться. Обо всех подобных мелочах надо позаботиться заранее. Если же совсем невмоготу, делайте это спокойно и с достоинством.

Смотреть лучше в глаза журналисту. Если такой возможности нет – в точку чуть выше и за камерой. Непосредственно в объектив следует смотреть, если вы обращаетесь с призывом к аудитории или к конкретному оппоненту.

Если вы говорите о каком-то объекте, никогда нельзя поворачиваться к нему и пытаться его показать. Это проблема оператора – он должен не забыть сделать подсъем.

Если, разговаривая с журналистом, вы случайно «поймали» взглядом объектив, то не надо истерично от него отворачиваться. Несколько секунд посмотрите прямо, завершите предложение, после чего плавно вернитесь взглядом к исходной точке.

При работе с камерой никогда нельзя смотреть вниз – только вверх!

Никогда не стреляйте глазами в разные стороны, а по завершении своего выступления еще несколько секунд (досчитайте в уме до пяти) молча смотрите в прежнем направлении.

Касательно мимики, следует понимать, что надо стараться не хмуриться и не напускать на себя грустный вид, если, конечно, речь не идет о какой-то трагедии.

Грусть, угрюмость и подавленность могут вас состарить не хуже прямого солнца или сделать злобным и угрюмым негодяем.

У журналистов есть такая уловка-тренировка – «улыбка Будды». Посмотрите на его скульптурные изображения или рисунки и постарайтесь скопировать эту полуулыбку одними уголками губ. Через некоторое время это войдет в привычку, и вы неосознанно будете располагать к себе людей.

О том, что вы должны выглядеть опрятно и быть одетыми соответственно тематике мероприятия, в котором участвуете, не буду говорить – это и так понятно. На бал не придешь в кирзовых сапогах и робе, а на субботник в бальном платье и на пуантах.

Теперь поговорим о внутренне-коммуникативных проблемах. Здесь все просто!

Если вы не уверены, что готовы адекватно выступить, откажитесь от интервью сразу и бескомпромиссно. Журналиста кормят ноги, поэтому пусть ищет другого.

В теории у вас в команде должно быть 5-6 человек, готовых сразу включаться в работу и говорить правильные вещи правильным языком. Если вы не можете сами, подведите товарища к съемочной группе, предупредив ее, что в течение двух минут предоставите им человека для интервью.

Однако жизнь распоряжается так, что каждый из вас должен быть готов к общению с прессой. Никто, кроме вас, не сможет объяснить ровесникам, что помимо алкоголя и тому  подобных развлечений, есть и адекватная жизнь с другими интересами.

От вашей искренности зависит восприятие вас другими людьми, а значит, в какой-то мере и духовное здоровье общества.

В связи с этим отметим главные внутренние страхи, и как с ними бороться.

Многие не уверены, что правильно ставят ударение в словах или употребляют их по назначению. Не стесняйтесь спросить журналиста – он обязан быть подготовлен.

Однако при специфике вашей информационной коммуникации наиболее правильным будет заранее подготовиться к возможному интервью. Вы же не идете на мероприятие внезапно? Вас предупреждают, что завтра или послезавтра, к примеру, субботник у памятника князю Владимиру в Москве. Потратьте полчаса на подготовку – расширите свой кругозор и не будете выглядеть глупо.

Предварительная подготовка поможет вам выбрать правильные и запоминающиеся образы по теме, или подобрать цитату, которая покажет вас образованным и позволит высказаться, не имея собственных мыслей по определенной тематике. Цитируя кого-нибудь, не забывайте указывать автора цитаты, а если забыли, то по принципу «как говорил один известный мыслитель в начале XX века…»

Сделайте заготовку речи от 30 секунд до полутора минут, но не учите ее наизусть. В заученном тексте вы автоматически убираете микропаузы и речь выглядит неискренней. Готовясь к работе с публикой, а работа перед камерой эквивалентна публичному выступлению, перестаньте думать о том, что сказать людям. Просто говорите с людьми!

Перед вами не стоит задача быть в кадре Пенелопой Крус или Брэдом Питтом. Ваша цель – представить «Георгиевцев!» и донести информацию до зрителя. Здесь все как в любви, то есть, независимо от пола, публика за камерой – всегда женщина, а вы всегда интервьюер, то есть, мужчина. Публика-женщина любит уверенных мужчин-интервьюеров. Работайте не за деньги, а бескорыстно – за любовь. Публика вас поймет и оценит. 

Если есть возможность, до начала интервью проговорите с журналистом вопросы.

Учитывая, что вы представляете «Георгиевцев!», в начале выступления обязательно скажите об этом, потому что не всегда у СМИ есть возможность и желание писать на вас титры. При этом не надо полного названия – достаточно простого «… православное движение «Георгиевцы!» из Новомосковска…», а далее – по теме мероприятия.

Небольшое общение с журналистом перед работой на камеру всегда поможет снять внутреннее напряжение, так как вы будете говорить как бы со знакомым человеком. Тем более что в такой беседе вы дадите журналисту задать более точный вопрос, если он поймет, что у вас более глубокие, чем у него, познания в данной сфере. 

Завершая наше общение, хочу пожелать вам, как говорит наш владыка митрополит Тульский и Ефремовский Алексий, принять, вместить, понять и удержать полученные знания».

Алексей Анкин, фото Максима Курчакова