При участии Новомосковского благочиния в археологическом музее Новомосковска открылась выставка русской иконы.

48 икон – вышитых, рукописных и редких экземпляров, предоставленных Свято-Успенским мужским монастырем – составили гармоничную композицию, уютно разместившуюся в компактном выставочном зале музея. 

Открывая экспозицию, заведующая археологическим музеем Ольга Халилова поздравила гостей с православным праздником, рассказала о значении икон в жизни верующих людей и ненадолго погрузила собравшихся в историю иконописи. К примеру, известно, что первая икона с образом Иисуса – Спас Нерукотворный – была создана еще при жизни Христа, а расцвет русской иконы пришелся на XIV – XV века. Техника написания образов, а именно так, «образ», с греческого переводится слово «икона», менялась во времени. Сегодня, пояснила Ольга Халилова, классические традиции и каноны восстановлены.

На выставке, к примеру, представлены профессиональные работы члена Союза художников России Светланы Шаховой, почти два десятка лет занимающейся, в том числе, иконописью. Среди тех, кто в свое время благословил ее на это, был Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. От икон кисти Шаховой, выполненных тонко, с особым изяществом, с использованием сусального золота, словно струится необычайный свет.

Свое место на выставке заняли иконы Свято-Успенского мужского монастыря, современные и исторические, XIX века, с которыми познакомил собравшихся помощник благочинного церквей Новомосковского и Куркинского округов и г. Донской Тульской епархии Дмитрий Сухачёв. Он передал участникам встречи теплые слова поздравления с православным праздником от игумена монастыря архимандрита Лавра и обратил общее внимание на витрину с иконами, привезенными к нам из святых мест — Иерусалима, с горы Афон в Греции, из Грузии. Рядом расположились образа Пресвятой Богородицы, Спасителя Иисуса Христа, Семейная (Троица), созданные еще в XIX веке.

В витринах рядом – современные иконы, вышитые бисером, работы шести мастериц из соседних городов, Донского и Узловой: Лидии Шуваловой, Татьяны Игнатовой, Марии Бондаренко, Светланы Шишулиной, Валентины Воронцовой и Ольги Колосовой. И хотя в них использованы, на первый взгляд, очень яркие цвета и краски, они, по выражению Ольги Халиловой, вовсе не портят задуманные образы, а придают им определенное своеобразие, показывают индивидуальное восприятие святых рукодельницами. 

Новая экспозиция археологического музея не может оставить равнодушными ни по-настоящему верующих людей, ни ценителей истинного искусства. Время убедиться в этом у новомосковцев еще есть.

Нина Щербатых