Состоялось очередное  собрание  духовенства  Северного благочиния, на котором  рассматривались  вопросы общецерковной и приходской жизни.

В ходе обсуждения священники рассказали отцу благочинному о том,  как совершались Божественные литургии в первую неделю Великого поста.  Отец Вячеслав  призвал духовенство  приходов   поучаствовать в мероприятиях, приуроченных к предстоящей неделе Православной книги.

«Очень приятно, что  всех храмах Северного благочиния на первой неделе Великого поста совершалось уставное богослужение, отмечено очень много прихожан и число причастившихся.  Хорошо, что люди приходят в храм  не для численности, а идут осознанно, попостившись и причастившись Святых Христовых Таин.  Хотелось бы, чтобы люди не только раз в год прибегали к Церковным Таинствам, чтобы Господь через Причастие даровал им благодать Святого Духа, и приобщил их к Церкви, чтобы они стали постоянными прихожанами и  Свет Христова Воскресения воссиял в их душе, и они просветившись, могли стать истинными христианами, а сегодня они уже смогли  сделать  первый шаг», – отметил отец Вячеслав.

Главной темой встречи  было обсуждение и рассмотрение  двух проектов  документов: «Профессии, совместимые и несовместимые  со священством» и «Акафист в молитвенной жизни Церкви».

По первому документу было отмечено, что проект «Профессии, совместимые и не совместимые со священством» создан комиссией Межсоборного Присутствия по вопросам церковного управления и механизмов осуществления соборности в Церкви во исполнение поручения президиума Межсоборного Присутствия от 28 января 2015 года. В течение длительного исторического периода состояние в клире не предполагало необходимость несения иных профессиональных обязанностей. Несмотря на то, что такой подход сохраняется в большинстве стран православной традиции, условия современной жизни порой ставят вопрос о совмещении священнослужения и светской профессии.

Условием осуществления клириком светской профессии, является ее безупречность с религиозной и нравственной точки зрения. Кроме того, светская работа не должна наносить ущерб пастырскому или диаконскому служению. Для священнослужителя долг перед Богом и Церковью в любых обстоятельствах должен быть безусловным приоритетом. Не всякая профессиональная деятельность совместима со священством. На этот счет имеются известные канонические запреты: так, согласно 81-му Апост. прав., не дозволяется епископам, или пресвитерам, заниматься «делами народного управления», а 83-е Апост. прав. гласит: «Епископ или пресвитер или диакон, в воинском деле упражняющийся, и хотящий удержати обое, то есть римское начальство и священническую должность, да будет извержен из священного чина. Ибо Кесарева Кесареви, и Божия Богови». Подробно был рассмотрен весь перечень профессий несовместимых со священством.

По второму документу было отмечено следующее: «В современном молитвенном обиходе акафисты занимают весьма заметное место. Однако порядок использования акафистов за богослужением чрезвычайно разнится в различных местностях и не имеет общепринятого уставного порядка. Кроме того, в течение последних десятилетий введение в молитвенный обиход новонаписанных акафистов в силу обстоятельств эпохи почти не контролировалось церковной властью. Это обусловило хождение среди верующего народа многочисленных гимнов, не соответствующих по своей форме и содержанию Преданию Церкви.

Акафисты входят в личное молитвенное правило благочестивых мирян; распространен обычай многодневного чтения того или иного акафиста в качестве особого молитвенного подвига.

Однако, несмотря на весьма широкое распространение, акафисты остаются без уставной регламентации — действующие редакции Типиконов, как славянских, так и греческих, по-прежнему предполагают для общественного богослужения лишь Акафист в единственном числе — гимн, исполняемый в праздник Похвалы. Лишь в современных изданиях Требника в чине общего молебна появилась ремарка после кондака и икоса на 6-й песни канона о том, что «аще хощет иерей, чтет акафист».

В силу целого ряда причин акафисты находят гораздо более широкий отклик среди молящихся. Среди этих причин — и большая простота структуры акафиста по сравнению с каноном, и большая доступность текстов акафистов сравнительно с канонами и полными службами, и более простой язык, которым написаны большинство акафистов. Но сравнительная простота акафистов не должна заслонять от молящихся накопленные столетиями сокровища православной гимнографии.  Пастыри должны побуждать молящихся полнее знакомиться с вдохновенными канонами и стихирами, многие из которых созданы великими святыми подвижниками.

Священный Синод, признавая целесообразным упорядочение молитвенного употребления акафистов, определяет: Призвать чад Церкви употреблять на молитве те акафисты, которые выдержали проверку многовековым молитвенным опытом Церкви, а из вновь написанных, ― получившие одобрение Священного Синода».

Татьяна Шитова