В Центре социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов «Уют» города Донского прошла беседа, посвященная Великому посту и памяти святых мучеников Севастийских.

В ГУТО ЦСО № 1 «Уют» города Донского проходят периодические беседы на духовные темы, организованные попечением Преображенского храма, что на Бобрик-Горе, совместно с сотрудницей центральной городской библиотеки Светланой Ивановной Шишулиной. Очередная беседы была посвящена Великому посту и памяти сорока Севастийских мучеников.

Помощник настоятеля по социальной работе, клирик Преображенского храма иерей Олег Попов рассказал слушателем о Великом посте: «Пост – это жертва благодарения Богу за ту великую искупительную крестную жертву, которую принёс за нас Сам Сын Божий, Господь наш Иисус Христос. Это воздержание от всего, что может вставать между вами и Богом. Пост  – это уход внутрь себя и пребывание там наедине с Господом. Это время самоанализа, внимательного пересмотра своей жизни, период наиболее активной духовной работы по исправлению своих недостатков, искоренению страстей, очищению плоти и духа. Пост – это воздержание, добровольное самоограничение в пище, развлечениях, общении с миром, воздержание от интимной супружеской жизни. Постом христианин должен уделять больше внимания и времени на посещение храма, домашнюю молитву, помощь ближним и творение дел милосердия.

Если мы посмотрим указания Типикона (Церковного устава) относительно Великого поста, то увидим, что он самый продолжительный и строгий из всей постов. Постимся мы сорок дней в ознаменование сорокадневного поста Иисуса Христа в пустыне, куда Господь отправился после своего крещения в реке Иордан от Иоанна Предтечи. Во время всего поста умеренно вкушается пища растительного происхождения. Рыбу можно вкушать только на двунадесятые праздники Благовещения Пресвятой Богородицы и Входа Господня в Иерусалим. На прославление воскрешения четверодневного Лазаря можно вкушать икру. После Великого поста наступают дни Страстной седмицы, где каждый день именуется Великим. Особо в этот период выделяется Великий четверг, по традиции именно в этот день приходят на исповедь и причастие наибольшее количество людей, чтобы очистить свою душу перед великим событием – Пасхой, светлым Христовым Воскресением.

Естественно, есть категории людей, которым разрешаются некоторые послабления во время поста, это престарелые и немощные люди, кормящие и беременные женщины, больные, которым врач прописал особые диеты, люди, занимающиеся тяжелым физическим трудом».

Светлана Ивановна Шишулина рассказала о святых Севастийских мучениках: «Праздник сорока Севастийских мучеников всегда приходится на Великий пост. С самого времени их мученической кончины в 320 году Церковь торжественно прославляет этих святых. Они приняли свои страдания за Христа перед славной победой христианства в Римской империи. Тогда уже был принят знаменитый Миланский эдикт 313 года, разрешающий свободу христианского вероисповедования, но  христианство утвердилось не во всей Римской империи. Так бывает: кончается война, и накануне победы кто-то принимает смерть. Это случилось на окраине империи в Севастии, которая находилась на территории современной Армении. Сорок храбрых воинов-христиан, которые были родом из Каппадокии (области в Малой Азии), отказались принести жертву языческим богам. Святых воинов раздели, повели к озеру, находившемуся недалеко от города, и поставили под стражей на льду на всю ночь. Чтобы сломить волю мучеников, неподалеку на берегу растопили баню. И один из них не выдержал мучений и бросился в баню. Но на пороге упал замертво. А один из стражников по имени Аглаий вдруг увидел небесные венцы, которые простирались над мучениками. Он насчитал их 39 и понял, что тот, кто не выдержал, лишился венца. Тогда Аглаий разбудил остальных стражников, сбросил с себя одежду и сказал им: «И я христианин!» – и присоединился к мученикам. Стоя в воде, он молился: «Господи Боже, я верую в Тебя, в Которого эти воины веруют. Присоедини и меня к ним, да сподоблюсь пострадать с Твоими рабами».

В образе Севастийских мучеников мы видим то, что во все времена определяет жизнь каждого христианина и жизнь всей Церкви. Так или иначе, мы оказываемся перед этим выбором. Либо мы должны пожертвовать Христом ради своего благополучия, либо пожертвовать своим благополучием ради Христа. Ни один человек не может обойти этот выбор».

Рассказала Светлана Ивановна о благочестивой традиции русского народа: на праздник печь «жаворонков», в большинстве случаев с распростертыми крылышками, как бы летящих. И с хохолками. Христиане верили в способность птиц петь славу Господу.

После духовной беседы отец Олег и сестра милосердия Алла Бровкина раздали всем присутствующим свежеиспеченных «жаворонков», которые с любовью были приготовлены в трапезной Преображенского храма. По завершении встречи некоторые из слушателей пожелали исповедаться и причаститься Святых Христовых Тайн. Батюшка с радостью откликнулся и пообещал в ближайшее время навестить всех желающих.