Для прихожан храма Владимирской иконы Божией Матери поселка Шатск интересной и познавательной оказалась встреча с сотрудником миссионерского отдела Алексеем Ярасовым, который рассказал верующим о псевдоправославной литературе.

Христианин, вставший на путь воцерковления старается устранить свою православную безграмотность не только общаясь со священником, но и черпая знания из духовной литературы, среди которой могут попасться и издания с псевдоправославным содержанием. Где лучше приобретать православную литературу и как самостоятельно определить насколько полезно будет содержание той или иной книги, рассказал жителям Шатска заместитель председателя миссионерского отдела Алексей Викторович Ярасов. Просветительская программа, в рамках которой он выступил на приходе храма Владимирской иконы Божией Матери так и называется: «Осторожно: псевдоправославная литература!». Во время встречи сотрудник миссионерского отдела показал собравшимся наиболее популярные на сегодняшний день издания, попадающие под это определение.

Например, двухтомник о иеросхимонахе Сампсоне, который действительно был служителем Русской Православной Церкви. Но в архивах недавно были обнаружены документы, из которых следует, что в 30-х годах ХХ века, будучи привлеченным по какому-то делу, он отказался от священного сана. Тем не менее, у него в наши дни оказалось много последователей, которые даже настаивают на его канонизации и самочинно прославляют «старца» Самсона. Специалисты утверждают, что в двухтомнике содержится много недостоверной информации, выдуманных историй, якобы произошедших в жизни этого человека.

К книгам не рекомендованным издательским советом Русской Православной Церкви литературы также относятся издания о Вячеславе Крашенинникове, или, как его именуют последователи – «святом» Славике Чебаркульском (жившем в городе Чебаркуль). Этот мальчик умер в 10-летнем возрасте. После его смерти мать Славика и ее единомышленницы создали некий культ и теперь поклоняются «новому святому», цитируя его «пророчества»: записи в школьных тетрадях, которые делал этот ребенок, они также пытаются их всячески трактовать, предвещая то глобальные катастрофы, то конец света, сочиняют акафисты «святому Славику» и издают иконы с его изображением. Кстати акафистов среди псевдоправославных изданий довольно много и сочиняют их неизвестные авторы всем, кого они единолично решили канонизировать: Григорию Распутину, неизвестно откуда взявшимся «старцам» и «матушкам», и даже певцу Игорю Талькову, который красуется в воспевающей его брошюре в концертном костюме и с гитарой. Все эти издания прекрасно оформлены, выпущены на хорошей бумаге – чувствуется, что средства в них вложены немалые.

Есть целая серия книг «Придите ко мне, все труждающиеся…», выпущенных пензенской псевдоправославной сектой, которая самочинно прославила некоего «старца Алексея». На фотографиях на обложке книг «старец» изображен в облачении православного священника, чего при его жизни быть просто не могло: никто не рукополагал этого немощного человека, который не мог разговаривать, не передвигаться самостоятельно. В одной из брошюр, представленных Алексеем Викторовичем прихожанам в Шатске стала книга «Явление оптинского мученика Ферапонта». Там иеродиаконом Авелем Семеновым (автором многих расколо-сектантских книг) описывается, как группа тульских паломников подъехала к Оптиной пустыни и в ожидании начала службы сидела в автобусе. И тут к ним якобы зашел некий монах с кадилом, поведал о неких «пророчествах», заговорах спецслужб и еще многое другое. А когда туляки в церковной лавке купили открытки с изображениями убиенных иноков оптинских, то на одном снимке все сразу, якобы, узнали своего собеседника.

«К сожалению, тема псевдоправославной литературы очень актуальна до сих пор, потому что люди на встречах со мной узнают многие издания, которые раньше считали православной литературой, – поделился Алексей Ярасов. –  Указать конкретные места, где распространяется подобная литература, крайне сложно. Например, о псевдостарце пензенском Алексее литературу привозят его последователи из Пензы и распространяют среди знакомых. Русской Православной Церковью приняты достаточно серьезные меры, чтобы оградить православных христиан от псевдоправославной литературы: с 1 июля 2011 года все издательства, которые хотят, чтобы их продукция реализовывалась через систему церковной книготорговли, должны получить специальный гриф издательского совета Русской Православной Церкви. А если такого грифа в книге, изданной после 2011 года нет – повод отнестись к ней повнимательней и посоветоваться со священником».

Для прихожан храма Владимирской иконы Божией Матери в Шатске лекция оказалось очень полезной. Сотруднику миссионерского отдела задавали много вопросов, советовались. Анна Григорьевна Рогова с удивлением узнала, что и у нее дома есть подобные издания.

«Самое главное – соблюдать осторожность при покупке книг, – считает Анна Григорьевна. –  У меня оказалась Псалтырь, я купила эту книгу в Елецком монастыре, она очень похожа на молитвослов, привезенный Алексеем Викторовичем. Он также показал нам много изданий лжеправославной литературы и рассказал, что поначалу эти книги производят впечатление православных, но в какой-то момент доходишь до места где написана не просто полная ерунда – вредное заблуждение. Кстати, самому это заметить крайне трудно.

Сегодня во время встречи нам показали книгу о псевдостарце Сампсоне. Я знаю, что я эту книгу читала в свое время и помню там были красочные иллюстрации, а оказывается эту литературу читать нельзя. Самое печальное, если подобная литература попадет в руки человека, который только обратился к Богу, ведь после прочтения подобных книг он будет сомневаться в Православии».

Встреча с сотрудником миссионерского отдела оказалась полезной прихожанам и даже тем, кто часто сталкивается с подобной информацией. Константин Михайлович Савельев является помощником настоятеля храма Владимирской иконы Божией Матери поселка Шатск по миссионерской работе и следит чтобы подобные книги не попадали в храм.

«Вообще-то мне было интересно еще раз пробежаться и повторить эту известную мне информацию, – рассказал Константин Михайлович, – дополнить и еще раз обобщить свои знания. Я постоянно отслеживаю информацию на сайте издательского совета Русской Православной Церкви, но пару показанных на встрече книг до этого еще не видел».

Каждому православному христианину нужно быть начеку и ни в коем случае не покупать даже самые интересные и красочные издания если вызывает сомнение их содержание, а если дома уже есть подобные книги – показать их батюшке.

Елена Валеева,

фото автора