В рамках XXX юбилейных Международных Рождественских образовательных чтений «К 350-летию со дня рождения Петра: секулярный мир и религиозность» в учебно-методическом центре Новомосковска состоялась педагогическая секция «Значение наследия петровской эпохи для современной педагогики».

ВИДЕОСЮЖЕТ

Итоговому заседанию Рождественских чтений предшествовали родительская и детская секции.

Стартовал муниципальный этап XVI Областных Рождественских образовательных чтений «Петр I и его личность в исторической памяти Тульского региона» с родительской секции, которая прошла в центральной городской библиотеке имени А.С. Пушкина. «Юности честное зерцало. Актуальные наказы для современной молодежи» — такова была ее тема. Гостями встречи стали психолог-консультант миссионерского отдела Тульской епархии Наталья Ярасова и заместитель председателя Совета отцов Тульской области Даниил Селин. Участникам родительской секции чтений была предоставлена возможность рассмотреть истории из повседневной жизни современных детей и их родителей.

Работа детской секции проводилась в средней общеобразовательной школе №5 города Новомосковска в виде квест-игры «Потешные войска Петра Великого. Из смешных неуклюжих мальчишек – в самых храбрых и прославленных воинов». Школьникам было предложено научиться вязать морские узлы, попробовать себя в моделировании, маршировке, картографии. Участники секции узнали о том, какую роль в жизни царевича сыграли его первые игрушки. Помощник благочинного Новомосковского округа по катехизации иерей Антоний Панченко рассказал ребятам о сложной личности Петра I.

Педагогическая секция подвела итог муниципального этапа Областных Рождественских чтений. Говорили о значении наследия петровской эпохи для современной педагогики.

Благочинный Новомосковского округа протоиерей Владимир Лысиков в своем вступительном слове отметил, что Петр I в истории России — фигура неоднозначная: «В его правление Церковь лишилась Патриарха, был введен Синод. Оценивая ту эпоху, я призываю всех не скатываться до оценки его личности, а подойти по-христиански — отделить грех от человека. Мне бы хотелось, чтобы вы почерпнули для себя что-то новое и полезное в работе секции с пользой и духовной, и практической. Владыка Алексий дал нам на это свое благословение».

Заместитель председателя комитета по образованию Ирина Рыжонкова отметила, что за работой педагогической секции дистанционно наблюдают образовательные организации города и района: «Мир очень быстро меняется, но те духовные традиции, которые закладываются в юном возрасте, оставляют свой след на всю жизнь человека. От них зависит, какая сформируется личность, какое будет у нее мироощущение, какие взаимоотношения будут с окружающим миром», — открыла практическую часть Ирина Викторовна.

Участники педагогической секции говорили о вкладе, который внес Петр I в историю России. Учитель начальных классов средней школы №2 Шмелева Ольга рассказала о выдающейся роли Петра Великого в развитии системы образования. Важнейшим компонентом своих реформ Петр считал развитие европейски ориентированного, светского по характеру образования. Благодаря Петру в России возникла система профессионального образования. Петровская эпоха создала уникальные возможности личного роста талантливых людей из народа; развитие общей грамотности и духовности рассматривалось как приоритетная государственная задача, образованность всячески приветствовалась. Именно Петру мы обязаны введением гражданской азбуки, которой пользуемся и сейчас, и первыми переводами на русский язык западноевропейских учебников, прежде всего, по предметам естественным, математическим и техническим — астрономия, фортификация.

Об образе первого российского императора в литературе участникам секции рассказала директор МБУК «Новомосковская библиотечная система» Светлана Змеева: «Могучая, противоречивая, постоянно движущаяся вперед натура Петра Первого всегда привлекала к себе внимание поэтов и писателей. Ломоносов почитал его – великого собирателя земель, неутомимого работника и ученого мужа. Несколько по-иному видит своего героя Александр Пушкин. Поэт неоднократно возвращался к образу Петра в различных своих произведениях: «Арап Петра Великого», «Медный всадник», «Полтава». Для Пушкина Петр – неоднозначная фигура, он царь-труженик, не гнушающийся никакой работой, великий полководец, за которым русские войска смело идут в бой и побеждают. Так же неоднозначно решает образ царя и Алексей Толстой в романе «Петр Первый». Его герой дан в развитии. Мы видим, как на протяжении романа Петр I мужает, и из неуверенного в себе и пугливого подростка вырастает в сильную личность. И многие советские писатели обращались в своем творчестве к образу великого реформатора».

Светлана Геннадьевна пригласила всех участников чтений посетить городскую библиотеку, где они смогут познакомиться с книгами, рассказывающими о жизни и делах Великого императора.

Завершилась работа педагогической секции необычным выступлением Дарьи Пыльновой, воспитателя детского сада №36.  Она определила тему: «Игрушки, как инструмент духовно-нравственного воспитания личности». Красной нитью через все выступление прошла мысль: «Скажи мне, в какие игрушки ты играешь, и я скажу, кто ты». К примеру, любимой игрой ещё с детства у Петра I была война. Сначала он играл с деревянными лошадками, солдатиками, пушками, ружьями, но вскоре в Преображенском, где он проживал со своей матерью, был создан «потешный полк», руководил которым сам юный Пётр I. По его приказу велись боевые действия, строились укрепления.

Дарья Константиновна отметила, что роль игрушки в жизни ребёнка очень важна: «Большую роль она играет в воспитании детей. Игрушка помогает формировать у детей понятия об окружающих предметах, умение разнопланово с ними действовать, способствует обучению детей правилам поведения, взаимодействия с близкими людьми».

Все участники отметили историческое значение правления первого русского императора. Как бы ни оценивалась деятельность Петра I, одно бесспорно: в России был дан мощный импульс развитию промышленности, со­зданы боеспособная армия и флот, заложены основы светской рус­ской культуры и системы образования.

 Антонина Макова, фото Инны Пименовой, видео Данилы Гиренка