27 октября 2018 года. Размышление о добродетелях.

С наступлением осени возобновились регулярные встречи священников Киреевского благочиния с посетителями районного музея. В минувшую субботу штатный клирик храма в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость», протоиерей Александр Большаков провел очередную духовную беседу с православными жителями города.

После благословения и приветствия слушателей отец Александр предложил им непростую тему сегодняшнего диалога: «Что такое добродетели? Каково их значение в жизни христианина?»

-Каждый из нас желает, чтобы его окружали хорошие люди:  порядочные, честные, верные, добрые. И, конечно, каждый предпочитает, чтобы его называли хорошим человеком. Все люди тянутся к добру. Но проходят годы, и все больше пороков и грехов накапливается в человеке.

Почему так происходит? Есть две главные причины. Первая  -   неправильные отношения человека с Богом. Бог есть Источник всякого блага, поэтому неудивительно, что тот, кто в своей жизни не имеет с Ним общения, не может стать благим в совершенном смысле слова.

Вторая причина – неправильное понимание добра, его смысла и цели. Зачастую мы не можем различить мнимое и истинное добро.

Приближение человека к Богу происходит благодаря укоренению в добродетели, сопровождаемому отказом от греха.

Отец Александр объяснил своим собеседникам, что означает понятие «добродетель»:

- В отличие от единичного доброго поступка, который бывает в жизни каждого человека, даже злодея, добродетель означает регулярное, постоянное делание добра, которое становится привычкой, благим навыком. Именно приобретение таких навыков и делает человека в настоящем смысле слова добрым.  Добрые навыки помогают избавляться от дурных навыков, то есть от греховных страстей, поработивших каждого человека, не просвещенного Христом.

Самая большая сложность в делании добра – определение четких ориентиров и понятий. Для многих серьезным препятствием на этом пути стало непонимание, что есть подлинное добро и почему оно считается таковым, как можно отличить его от зла, ради чего добро совершается и к чему приводит.

Один из вопросов от слушателей заставил задуматься всех присутствующих:

- Почему человек неверующий тоже стремится к совершению добра?

В словах отца Александра, приведенных в качестве ответа на этот вопрос, содержалась мысль о совести как неусыпном контролере человеческих поступков:

-Каждый человек, как создание Божие, чувствует в себе голос совести.  Этот голос помогает ему в общих чертах отличать добро от зла, даже если это человек неверующий. Поэтому и у людей, не знающих Бога, есть некоторое стремление к добру, чувство добра и желание совершать добрые поступки.

В продолжение диалога батюшка обратил внимание на то, что ценность любого нашего поступка определяется тем, с каким намерением он совершается. В подтверждение этой мысли он привел притчу:

-Трое рабочих работали на строительстве храма, перенося кирпичи. Каждому задали вопрос: что он делает? Первый ответил: «Таскаю кирпичи».   Второй сказал: «Зарабатываю деньги, чтобы прокормить семью»,  а третий произнес: «Строю храм». Таким образом, хотя внешне они исполняли одну работу, но внутренне это было не так, и вес поступка каждого из них изменялся в зависимости от того смысла, с которым он совершался. В глазах сторонних людей их дело было одинаковым, но неодинаковым оно было в глазах Бога, и неодинаковое значение имело для душевных и духовных  качеств каждого из них.

Значит ли из Вашего рассказа, что значение дела зависит от того, с каким намерением мы его совершаем? – спросила слушательница Ольга.

-Всякое дело, совершаемое с корыстными целями, не есть доброе дело по существу. Сюда же можно отнести и тот случай, когда кто-нибудь восклицает: «Вот, я ему столько добра сделал, а он мне злом отплатил!    Вот и делай после этого добро людям!». Но что значат эти слова? К сожалению, лишь показывают, что человек и не делал настоящего добра, а искал выгоды для себя, рассчитывал на взаимность по принципу «ты – мне, я – тебе». Здесь те же самые корыстные цели, пусть корысть состоит не в деньгах или славе, а в расположении конкретного человека.

В заключение беседы отец Александр призвал своих слушателей совершать благие  поступки добровольно и бескорыстно. Такое добро совершается не ради себя, а ради Самого Господа:

- Всякий, кому случалось делать бескорыстное добро, знает, как легко на душе после него. Даже если выбор был таков: поступить плохо, но с выгодой для себя, или поступить хорошо, но с ущербом для себя, и человек выберет второе, у него на душе все равно легко, и совесть чиста. Искреннее добро не исчезнет и не истлеет, оно – то единственное, что человек может взять с собой в Вечность.  

Слушатели искренне поблагодарили отца Александра за столь нужную тему диалога:

- Не секрет, что многие наши беды вытекают из того, что мы не  совершаем  добра, а если и творим добрые поступки, то изредка, по случаю, кое-как. От этого наблюдается повсеместное оскудение любви, которое мы видим в обществе. Родители не занимаются  детьми, выросшие дети забывают престарелых родителей, супруги разрушают браки – и все из-за того, что любовь, которая была когда-то, уходит, теряется, исчезает, - отметила одна из участниц беседы, Надежда.

-Начинать творить добро нужно с себя, не ожидая от других похвалы или награды. Если каждый из нас понемногу начнет укрепляться в добродетели, то и весь мир станет добрее! – добавила другая слушательница, Ксения.

Прощаясь с посетителями музея, отец Александр благословил их и пожелал шаг за шагом укрепляться в добродетелях и благом намерении жить по-христиански.

Наталья Крючкова.

Фото иерея Владимира Гонака.



  • Нажмите, чтобы увеличить 20181024_153356.jpg
  • Нажмите, чтобы увеличить 20181024_153424.jpg
  • Нажмите, чтобы увеличить 20181024_153404.jpg
  • Священный Синод утвердил молитвенные прошения о сохранении единства Православия
    Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион сделал заявление для СМИ
    Обращение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по случаю Дня трезвости





    ВИДЕОсюжеты

    Статьи и публикации

    Календарь новостей

    Синодальный Информационный Отдел