Настоятель Свято-Казанского храма Тулы протоиерей Владимир Королёв провел очередную беседу со студентами Тульского государственного технологического колледжа, посвященную праздникам Рождества и Крещения Христова, переросшую в дискуссию о том, сможет ли человек сохранить в сердце Христа, чтобы совоскреснуть в жизни будущего века?

Перед беседой студентам и педагогам колледжа был продемонстрирован фильм-спектакль от воскресной школы при Свято-Казанском храме «Рождественский поезд «Тула – Нарния». Главная тема постановки отражает мысль о том, что, как и прежде, Господь хочет войти в человеческое сердце, которое Он создал и выкупил ценою своей драгоценнейшей крови. «Вот, говорит Он сам, Я стою при дверях и стучу» (Откр. 3:20) и «Сын мой! Отдай сердце твое Мне…» (Притчи 23:26). Но, как и в ту холодную, непогодную ночь, так и теперь многие отталкивают Его от себя. Не находится места Господу в гостинице человеческой души, если она занята пороками и страстями. На какую сторону нам пристать, пришли ли мы с вами в храм Господень, чтобы прославить великое чудо, живя в нынешнем веке, стараемся ли побороть в себе грех, чтоб в душе нашлось место Спасителю. Такие из года в год совсем недетские проблемы ставятся и решаются в рождественском спектакле.

– Проходят Святочные дни, и сегодняшняя встреча затронет вопросы их истинного содержания, с которыми мы сталкиваемся с юных лет. Попробуем определить, что для каждого из нас означает слово «праздник» и рассмотрим это на примере двух христианских праздников: Дня Рождения Христа и Крещения Христа.

Не так давно в России были введены выходные или праздничные дни, так называемые «рождественские каникулы». Все их ждут, стараются с интересом и пользой провести это время. Попробуем с вами дать определение, что такое праздник?

Студенты, поддержали беседу и отметили, что праздником можно считать промежуток календарного времени, выделенный в честь чего – либо или кого – либо, связанный с культурой или религиозной традицией.

А историческая наука, предметом которой являются праздники, называется эортологией или праздниковедением. Протоиерей Владимир, особо отметил, что исторически эортология возникла в системе богословских наук в рамках литургии, занимающейся изучением богослужения (один из ее подотделов – история возникновения праздников, их развитие, история возникновения календаря, типы календарей, развитие Типикона как регулятора).

– Православная вера не имеет ничего общего с фантазией человека, – продолжил свою мысль отец Владимир, – как он – человек сам себе представляет Бога. Вера не является эзотерическим знанием, получаемым напрямую в мистическом озарении или от «посвященных». В настоящее время, к сожалению все чаще, наблюдается распространение особого харизматизма в православной среде, когда жажда «откровений, чудес и видений во сне» вытесняет богословское знание и вообще рациональный аспект веры. Мы верим, что Сам Бог захотел открыть себя всему человечеству. Опыт принятия этого Откровения и составляет учение Церкви и ее Предание. Иными словами «вера не на мудрости человеческой, но на силе Божией» (1 Кор 2:5).

Нам необходимо лишь понять, что Христос и Евангелие – это не какая – то картинка из прошлого, это реальность наших дней. Ведь, опираясь на христианскую веру, мы можем решать проблемы общественной, семейной и личной жизни. Дух христианства – дух искренности, непоколебимости, истинной свободы, дух противоречащий правилу: «не следует выделяться от других».

Для каждого понятно, что центральным событием этих дней является Рождество Иисуса Христа. Но не каждый понимает и принимает важность этого дня. Если задуматься, чей день рождения мы празднуем более двух тысяч лет, почему меняется уклад человеческой жизни, а этот праздник мы встречаем каждый год? Давайте перенесемся мысленно на 2019 лет назад и сравним первую рождественскую ночь с нынешним праздником. Напомните, пожалуйста, как это было?

– Иосиф и Мария не находят приюта в небольшом иудейском городе Вифлееме и в загоне для скота, пустой пещере в окрестностях этого города рождается Спаситель. В эту ночь к пещере пришли только пастухи, остальной же мир спал, – ответила на вопрос студентка первого курса Супонина Анна.

– Мы и сегодня наблюдаем немало таких людей, которые не хотят знать ничего о рождении Христа, которые спят, между тем как вблизи их совершается то же самое таинство, какое было и в Вифлееме. Как и 2019 лет назад Он и теперь таинственно рождается на жертвеннике в храме Божием. Но, увы, очень многие спят, когда празднуется это чудное таинство и раздается призывный колокольный звон.

Если бы мы все сразу познали, что желаемый столь горячо мир не достичь ни силою оружия, ни союзами правительств или дружбою народов, ни искусством дипломатов или множеством искусных воинств, что он возможен лишь там, где в полной мере соблюдаются заповеди Божии. Тогда не было бы у нас ничего немирного в сердцах, споров и раздоров, враждебности и несчастной борьбы между истинною и ложью. На землю пришел Царь мира и даровал нам средства для приобретения вожделенного мира. Откроем ли мы сердца свои – зависит от каждого из нас.

– Что такое крещение? – поинтересовался священник Владимир Королёв.

– Таинство вхождения в Церковь взрослых и детей, – ответили ребята.

– Верно, это таинство предполагает «согласие принявших Крещение с верой и учением Церкви, а также их дальнейшее участие в церковной жизни» – определяет нам постановление Священного Синода Русской Православной Церкви от 25 декабря 2013 года. Праздником Богоявления или Крещения Господа нашего Иисуса Христа завершаются Святочные дни.

– Что вам известно об этих событиях? – попросил уточнить отец Владимир.

– Иисус Христос принял крещение в водах Иордана, – сразу прозвучал ответ.

– Верно, ведь в Богоявлении произошло событие явления Бога в Трех Лицах: Бог – Отец, Бог – Сын, Дух – Святый. Иисус, как Сын Божий, просил Своего Небесного Отца благословить начало Его общественного служения. Поэтому, празднуя великий праздник Крещения, мы ежегодно напоминаем себе об обете любви к ближним и Богу.

В праздники принято что-то желать близкому, я желаю Вам всем не бояться отличаться от других, твердо следуя тому, «что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала» (Фил. 4,8). Поверьте, тогда и люди станут уважать вас, и некогда сам Господь вознаградит каждого за твердость и мужество. Все дело теперь в нас самих. Сохраняйте в сердцах своих любовь к истине, правдолюбию. Относитесь к ближним с любовью, ведь «кто пребывает в любви, пребывает в Боге и Бог в нем пребывает» (Иоан. 4, 6).

Евгений Гринберг
Фото автора