30 января 2014 года в МБОУ «Киреевская средняя общеобразовательная школа №1» для шестидесяти учеников 6-9 классов состоялось внеклассное мероприятие «Подлинный смысл Евангельской «Притчи о блудном сыне». По приглашению администрации школы данное занятие посетил клирик храма в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» города Киреевска иерей Владимир Гонак.

Со вступительным словом к собравшимся в зале ученикам и преподавателям обратилась классный руководитель 6 класса Светлана Юрьевна Кузнецова. Она рассказала об особенностях жанра притчи:

-Притча — лаконичный и емкий жанр, в нем нет ни одного случайного слова. Слово «сын» в ее названии подсказывает нам, что драма, о которой она будет пове­ствовать, коснется не только сына, но и его отца, семьи, иначе незачем было бы назы­вать молодого человека сыном, можно было обойтись словами «человек» или «грешник». Притча — маленькая нра­воучительная история вроде басни, но без морали, без прямого поучения. Мораль каж­дый должен извлечь из нее сам. Итак, раз в названии звучит слово «сын», следователь­но, в притче важна идея родства, с которой связан каждый человек на земле: ведь все мы — чьи-то дети…

Шестиклассники подготовили инсценировку «Притчи о блудном сыне», которую представили перед школьниками.

Светлана Юрьевна предложила учащимся подумать, каков смысл названия притчи. Что значит «блудный сын»?

— Блудный – блуждающий, скитающийся, сбившийся с пути, — размышляли девятиклассники.

— Но есть у слова и переносное значение: потерявший нравственные ориентиры, отклонившийся от истины, от правильного жизненного пути. Блудный сын блуждает в нравственных потёмках, — дополнил ответ детей отец Владимир. Батюшка попросил учеников вспомнить, какие же нравственные ориентиры дал нам Господь.

— Заповеди Божии! – ответили многие ребята.

— Какую же заповедь нарушил младший сын?

-Он нарушил одну из главных заповедей, святую для каж­дого. «Почитай отца твоего и мать». Уход от отца считался тяжким грехом, а сын «пошел в дальнюю сторону», забрав свою долю на­следства, — ответил восьмиклассник Анатолий.

Священник обратил особое внимание учащихся на то, к чему привело непочитание родителей. Почему блудный сын решил вернуться к отцу? Только ли голод стал причиной воз­вращения?

Нет, он осознал свой грех, раскаялся в нем, понял, что «недостоин называться сыном» своего отца, и решил вернуться, чтобы быть хотя бы его наемником в числе других, не тре­буя больше ни отцовской любви, ни благ, ибо посчитал себя недостойным их. Не голод, а прежде всего стыд и чувство вины перед род­ными ведут его домой, — подытожил ответы ребят отец Владимир. — Сын был «мертв», потому что забыл запо­веди Господни и вел блудную жизнь, — те­перь же он осознал свой грех, покаялся — и ожил, к нему вернулась душа.

Светлана Юрьевна предложила вспомнить, как преломился этот Евангельский сюжет в литературе и искусстве. Ребятами были прочитаны заранее подготовленные фрагменты из повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель». С неподдельным вниманием слушали ученики стихотворение Н.С.Гумилёва «Блудный сын»:

…И с думой о сыне там бодрствует ночи
Старик величавый с седой бородою,
Он грустен… пойду и скажу ему: «Отче,
Я грешен пред Господом и пред тобою».

Также они рассмотрели репродукции картин всемирно известных художников Рембрандта, Мурильо и И.Глазунова, посвящённые теме возвращения блудного сына в отчий дом. Прозвучала и песня нашего современника А.Кальянова «Блудный сын».

Итог внеклассному мероприятию подвёл отец Владимир. Он поблагодарил ребят за неравнодушное участие в сегодняшнем разговоре и сказал, что тема блудного сына будет актуальна всегда, потому что в любую эпоху человек проходит путь сомнений, ошибок, отступничества, возвращения — такова его судьба с той самой поры, как он вкусил запретный плод. И спасение человека от всех бед и напастей, что выпадают на его долю, в умении критично отнестись к самому себе, оценить свои ошибки, попытаться исправить их, а в будущем попытаться избежать.

Наталья Крючкова.