Не первый год при храме Сергия Радонежского работает кружок золотного шитья – одного из самых изысканных видов церковного искусства, которое иногда называют «живописью иглой»

История золотного шитья – это тема для отдельного разговора, интересного и познавательного. Распространено мнение, что в Древнюю Русь оно как и искусство иконописи пришло из Византии вместе с принятием христианства. Но историки утверждают, что русские женщины еще задолго до Крещения владели искусством вышивки. Шитье это изготавливалось в монастырях, при княжеских дворах, в боярских вышивальных «светлицах».

То узорчатье, которое нашло свое отражение в древнерусской иконописи и стенной росписи, благодаря женскому стремлению к творчеству во имя Бога, стало украшением богатейшей церковной утвари: хоругвей, пелен, плащаниц и воздухов. Искусство вышивания на Руси несколько веков было своеобразной отраслью, причем рукоделие достигло такого совершенства с древнейших времен, что вышитые литургические принадлежности и облачения священников вывозились из России за границу, в частности во Францию, и пользовались особой популярностью на Афоне, где хранились как особенно ценные уже в XII веке.

По сути, золотное шитье — это декоративно-орнаментальное шитье золотой или серебряной нитью – канителью- с широким использованием жемчуга, драгоценных или полудрагоценных камней. К золотным также относятся изделия, вышитые металлическими нитям, блестками или бисером. Существует и другая разновидность церковного шитья – лицевое, или технология изображений святых или евангельских сюжетов разноцветными шелками. Зачастую декоративно-орнаментальное и лицевое шитье сочетаются друг с другом.

За многие века этот вид декоративного церковного искусства пережил как времена расцвета, так и забвения. Практически забытое в годы советской власти, в 1990-ые годы с возрождением церкви золотное шитье получило второе рождение. В Туле по благословению митрополита Кирилла, епископа Тульского и Белевского, в 2000 году была создана мастерская «Тульская светлица». Несколько лет назад мастерская обосновалась в храме Сергия Радонежского. Возглавила ее работу Ольга Индюхина, которая сама когда-то постигала здесь азы одного из красивейших видов церковного искусства.

Занятия, на которых тулячки обучаются основным приемам «живописи иглой», проходят по воскресеньям в церковном доме Свято-Сергиевского храма. На одном из них побывали и мы, чтобы посмотреть, как работают ученицы мастерской, а заодно и поговорить с ее руководителем.

Прежде чем уделить нам внимание, Ольга Александровна дает подробные наставления двум милым дамам, начинающим золотошвеям Наталье и Елене, как правильно пришить золотую канитель к шелковой ткани. Склонившись над небольшими деревянными рамами с натянутым полотном, женщины погружаются в работу, а мы в это время беседуем с Ольгой Александровной.

«Процесс обучения золотному житью достаточно сложный и длительный, чтобы освоить азы техники, необходимо два-три года, — говорит Ольга Александровна. — Только после этого мастерицам под силу сложные, богатые по содержанию и форме изделия.

При этом девушки и женщины, приходящие к нам, занимаются рукоделием исключительно для души. Мы не считаем себя профессионалами, золотное шитье для нас — это возможность отвлечься от повседневных дел и забот, способ выразить себя в творчестве, которое носит церковный характер, это не просто hand-made».

Однако здесь необходимо сделать небольшое отступление — работы зрелых мастериц «Тульской светлицы», которые постоянно занимаются любимым делом, отличает высокий уровень исполнения и художественные достоинства. Неоднократно их изделия демонстрировались на различных городских художественных выставках рядом с лучшими образцами золотного шитья более раннего времени, хранящихся в запасниках тульских музеев. Работы тульских золотошвеек, начиная от просфорниц и закладок для Евангелия и заканчивая масштабными хоругвями и плащаницами, есть во многих храмах Тульской области.

«Церковная вышивка — искусство традиционное, — продолжает наша собеседница. — Поэтому одна из главных задач обучения как золотному шитью, так и лицевому – это изучение богатейшей древнерусской традиции шитья, знакомство с памятниками этого вида искусства в собраниях музеев, посещение выставок. Одна из известных стационарных экспозиций находится в Троице-Сергиевой Лавре. Ежегодно, начиная с 2004 года, в Санкт-Петербурге проводится выставка «Золотая нить России», периодически подобные выставки проводятся и у нас в Туле. Мы также активно используем в работе художественные и научные издания, альбомы и книги, многие известные мастерские и школы с многолетними традициями ведут свои страницы в интернете.

Кроме того, к нам на занятия приходят многие интересные люди, представители творческих профессий: художники, иконописцы, резчики по дереву, специалисты по древнерусскому искусству .Они нам всячески помогают: консультируют, объясняют значение тех или иных церковных символов, цвета, знакомят с особенностями различных школ и периодов церковно-декоративного искусства. Помощь таких специалистов нам особенно нужна, когда мы приступаем к какой-то большой, сложной работе. Например, сейчас с благословения настоятельницы женского Венев — монастыря игуменьи Алексии приступили к работе над плащаницей для мощей владыки Пимена.

Кстати сказать, над такими масштабными изделиями мы работаем, как правило, не один год. И это хорошая возможность для наших учениц на практике ознакомится с канонами церковной вышивки, освоить основные технологические приемы, поработать хотя бы на начальном уровне с дорогими материалами: парчой, шелком, золотом, серебром и жемчугом. Каждая из них принимает участие в этом изделии – выполняет хоть один несложный узор, символ или цветочек».

Что касается наличия таланта и возрастного ценза учениц мастерской, то здесь каких-либо жёстких ограничений нет. «Конечно, творческие способности, умение рисовать, предыдущий опыт рукоделия только приветствуется, но они совсем не обязательны, — подчеркивает Ольга Александровна. — Иногда к нам приходят женщины, которые раньше ничем подобным не занимались, но очень сильно хотят научиться, и у них со временем все получается. Самое важное условие здесь – это желание, целеустремленность и терпение. Золотное шитье – это очень кропотливый труд. Важно довести начатую работу до конца. Довольно часто приходится видеть, как женщина или девушка «загорелась» желанием, но также быстро и остыла. А что касается возраста, то у нас в мастерской занимаются и девочки-подростки, и женщины пожилого возраста. Но все же желательно начинать обучение в более сознательном возрасте, поскольку церковная вышивка требует осознанного подхода».

Другая сложность, по мнению Ольги Индюхиной, заключается в соблюдении старинных традиций русской церковной вышивки. Сегодня, когда вокруг такое изобилие информации и материалов, очень легко увлечься «красивостью», излишней декоративностью. Взаимопроникновение различных школ золотного шитья – английской, индийской, восточной — наблюдалось всегда, но при излишней увлеченности различными тенденциями можно впасть в эклектику, которая скорее больше приемлема к светской вышивке.

Но вот Ольга Александровна переключает свое внимание на учениц – делает им замечания, поправляет, показывает, как правильно держать иглу. А что означает золотное шитье для этих двух женщин, чем оно так привлекло их?

Первой этот вопрос мы адресовали Наталье Конник: «Я давно мечтала заняться церковной вышивкой, да все времени не было свободного. А этой осенью, как узнала, что идет новый набор в этот кружок, решила – все, хватит откладывать, пойду! Я пока еще только начинаю, только швы осваиваю, но мне уже очень нравится, каждое воскресенье бегу сюда с радостью, прямо как ребенок! Это настоящее женское занятие, хотя я никогда рукоделием не увлекалась. Душа просто отдыхает, все пустые мысли, суета вся забывается. Начинаешь задумываться над другими более серьезными вещами. Именно этого я давно искала».

Другая начинающая золотошвейка Елена Андреева вторит: «Я не представляла даже, насколько это увлекательно и интересно. На каждом занятии мы узнаем что-то новое, учимся открывать красоту церковного искусства. Очень хочу поскорее научиться, чтобы создавать такую же красоту, как зрелые мастерицы. И потом для нас, женщин, – это одна из возможностей проявить свое служение церкви».

В заключение же хочется сказать, что в «Тульской светлице» будут рады всем девушкам и женщинам, которые мечтают освоить золотное шитье, обладают упорством и не боятся трудностей. И, возможно, со временем вы станете создательницами удивительных работ, не уступающих по красоте и искренности безупречному исполнению и красочности произведениям мастериц былых времен.

Марина Полянская
Фото автора