В Пречистенском  храме Северного благочиния  проходят реставрационные работы по восстановлению  сохранившейся росписи главного придела.

Из истории известно, что Пречистенский Зачатьевский храм города Тулы основан в 1789 году. В 30-х годах ХХ века был закрыт, долгое время тут находились  склады, а в 70-80-хх  годах уже прошлого столетия его  пытались превратить в кукольный театр, поэтому внешние стены храма были немного облагорожены – доложена  кирпичная кладка и новый  фундамент из белого камня. Позднее эта идея была оставлена, и в 1993 году храм был передан Русской Православной Церкви.  Богослужения потихоньку начали возобновляться  с  2000 года. Тогда же стараниями  протоиерея  Геннадия Ковалевского были вставлены новые окна, двери и многое другое, чтобы в храме было светло и тепло.

По словам настоятеля храма  протоиерея Романа Петренко  сейчас уже осталась  самая серьезная работа. Чтобы при  храме текла духовная жизнь все уже сделано, создался приход, люди посещают храм  целенаправленно и даже приезжают из других районов,  их же молитвами и трудами совершается все, чтобы вернуть храму первоначальный внутренний облик.

«Когда меня сюда назначили настоятелем, у нас с прихожанами  появилось большое желание, чтобы восстановить ту древнюю  роспись, остатки которой сохранились, а не писать заново.  Мы долго искали людей, которые могли бы  заняться именно реставрацией живописи. Эта работа очень долгая и кропотливая  –  целая наука, которая делается неторопливо, этап за этапом, а по ее  завершении художник дописывает  те части фресок, которые не сохранились. Теперь роспись не разрушится, но если внимательно присмотреться, то видно, что она не новая, а  именно восстановленная.  В чем  и состоит  ее ценность, мы максимально сохранили то, что было: все цвета, фон и орнаменты, и только дополнили недостающие элементы.

В алтаре мы уже смогли возродить написанное  несколько веков назад.  Из архивных документов мы знаем, что храм расписывался  долго, всю вторую половину XIX века. У нас на приходе много строителей,  своими руками они построили иконостас, сделали сами металлический каркас высотой пятнадцать метров. Уже подготовлены  доски для икон, написана икона Божией Матери «Знамение», которая будет располагаться в центре иконостаса. Именно этот образ был обретен во время строительства храма, задолго до его  освящения, которое состоялось  в 1793 году. Когда вырывали котлован, то нашли маленький медный образок, занесенный  позднее  в  число икон России, обретенных при  строительстве церквей.  До закрытия и разрушения храма она находилась здесь и была очень почитаемой.

Храм очень большой, хотя  снаружи  не кажется таким. Сначала чтобы тут  можно было совершать Богослужение, был восстановлен придел в честь Вифлеемских младенцев. Отштукатурен, покрашен  алтарь и наполнен всем необходимым, поставлены  Царские врата, в главном же приделе сейчас мы трудимся над окончательным его  видом.  Работа еще как минимум продлится года три.

На сегодняшний день реставраторы  работают в куполе храма. На днях нам  привезли ризу на престол, жертвенник, семисвечник.  Очень надеемся, что к нашему Престольному дню, который празднуется  21 сентября, в главном приделе можно будет совершать Богослужение», – рассказал отец Роман и показал фотографии всех этапов реставрации росписи.      

Наталья, прихожанка храма Преподобного Сергия Радонежского, вспомнила интересную историю, которая произошла во время  первых работ при расчистке храма после долгих лет запустения: «Это было в 1996 или 1997 году. Мы, тогда слушатели Духовных бесед, по благословению отца Вячеслава Ковалевского дежурили в Пречистенском храме. Разбирали фрагменты каких-то кирпичных перегородок внутри храма, каждый день убирали паперть, молились. Отец Вячеслав служил там молебны, для чего был сделан перед алтарной частью импровизированный стол: широкая доска (вероятно, подоконник) на двух стопках кирпичей. Люди, увидев открытые двери, заходили, многие радовались, что храм будут восстанавливать, некоторые оставляли пожертвования.

В этот день моя напарница Людмила затеяла спор: есть ли у поруганных оскверненных храмов ангел-хранитель? Мы вышли на улицу погреться на солнышке и тут к нам подошли двое пьяных: «Где Варька (или Нинка, уже не помню) тут живет? А то у нее есть выпить, а нам ещё надо». Людмила по-матерински попыталась их урезонить: «Ребята, шли бы вы домой, проспались. Вас ведь родные ждут, небось, дома не ночевали». Они не унимаются: «Не-е, нам Варьку найти, у нас деньги ещё есть».

И тут у одного проснулось любопытство, что здесь мы делаем. Отвечаем: «Вот, дежурим, храм будет восстанавливаться, убираем тут, батюшка молебны служит». «А где ж тут молиться? – с явным недовольством и даже агрессией спрашивает пьяный, – тут молиться нельзя!»

Мы немного струхнули, здесь вокруг сараи, бурьян, нежилое здание, а ребята молодые, крепкие. Вдруг решат, что им неуважение оказывают, побьют… Торопливо показываем: вот здесь батюшка крест кладет, Евангелие, книги богослужебные, воду освящает… Парень с той же агрессивностью крутится на месте: «Где, где? Здесь?» Становится перед этой доской на колени и начинает молиться. А уж мы-то молитвы и про себя читаем, и уже бормотать вслух начинаем. Второй стоит на пороге и продолжает свое: «Нам Варьку найти, а они не знают».

Через несколько минут первый поднимается, в недоумении оглядывается, выходит и говорит приятелю: «Домой». Тот, немного посопротивлявшись, машет рукой: «Сдаваться, что ли. Ну, домой, так домой». И направились в сторону остановки. Мы смотрели им вслед «квадратными» глазами, понимая, что Господь показал (именно: показал!) нам ответ на вопрос, есть ли у разрушенных храмов Ангел-Хранитель».

Татьяна Шитова