По благословению митрополита Тульского и Ефремовского Алексия в тульском храме Рождества Христова (Николо-Зарецком) завершаются работы по росписи крещальни, о которой так долго молились духовенство и прихожане.

Одна из  старинных церквей города, чудом уцелевшая после испытаний, выпавших на ее долю за почти три века существования и особенно в годы атеистической советской власти, продолжает восстанавливаться.

С момента возвращения Николо-Зарецкого храма верующим прошло шестнадцать лет. За это время проделана огромная работа по его возрождению, но все еще далеко не закончено.  Духовенство и прихожане храма, следуя истине апостола Павла о том, что  «сила Божия в немощи совершается» (2 Кор.12. 9-10), с Божией помощью и при участии благотворителей продолжают по мере сил  и возможностей трудиться ради благого дела. И одним из видимых результатов трудов является крещальня, обустроенная непосредственно в церкви.

«Одна из наших проблем заключается в отсутствии у храма вспомогательных  помещений, – говорит протоиерей Виктор Матвеев, настоятель храма Рождества Христова (Николо-Зарецкого). – Разместить крещальню в церковном доме не позволяют его скромные размеры. Однако мы не стали отказываться от давней мечты и приспособили под нее пустующий уголок на первом этаже  храма. Появился он после того, как в 19 веке по неизвестным нам причинам рухнула одна из лестниц на второй этаж. Долгое время, еще до передачи храма Тульской епархии, помещение это было заброшено, использовалось просто как склад для различного хлама. Несколько лет назад мы силами прихода его освободили, сделали капитальный ремонт, вплоть до вычинки старой кирпичной кладки,  провели отопление и оставили до лучших времен. Слава Богу, и большое спасибо нашим меценатам – они наступили.

В начале июля с благословения митрополита Тульского и Ефремовского Алексия  в крещальне, которой нам так не хватало, начаты работы по стеновой росписи. Надеемся, что в скором времени в ней начнет совершаться таинство Крещения».

Над  росписью уже третью неделю трудятся два художника-иконописца. Хотя к творческому процессу они приступили гораздо раньше: разрабатывали в своих мастерских эскизы, переносили их на холсты, работали над цветом.

Армен Аганесов, один из мастеров, рассказал об особенностях росписи, о том, как идет работа. «Стиль был определен изначально росписью нижнего храма. Для нас было важно, чтобы  крещальня и храм перекликались и гармонировали друг с другом: стилистически,  пространственно, в колористике и, отчасти,  даже в сюжетах, – говорит художник. – Это традиционный для средневекового канонического искусства 12-15 веков стиль, в основу которого положены особенности  иконописи и фресок  Балкан, Греции и Древней Руси.  Сегодня он, слава Богу, возрождается, художники-изографы стали возвращаться к истокам, к  подлинным памятникам церковного искусства.

Другой целью было максимально насытить небольшое помещение  православными сюжетами. В процессе нанесения эскизов необходимо было  искать  решения для тактических задач, исходя из размеров и пропорций пространства, расположения по сторонам света, технических надобностей помещения, его освещения».

Следует отметить, что даже при взгляде на еще не завершённую роспись, понимаешь, что проект продуман с особой тщательностью, со вниманием к деталям и орнаментам канонической традиции, которые подчеркивают смысловое содержание фресок.

Согласно требованиям, в центре свода изображен крест, под которым впоследствии будет установлена купель, по обеим сторонам от креста – небесные покровители, архангелы Михаил и Гавриил. 

Главный сюжет –  Крещение Господне – традиционно занимает восточную стену.  Над центральной фреской изображен Спас Нерукотворный.  Верхняя часть противоположной западной стены традиционно посвящена Святой Троице. И поскольку, согласно таинству  Крещения, крещаемый, глядя в сторону запада,  отрекается от врага человеческого, на центральная части этой  стены  изображено Сошествие во Ад  Господа нашего Иисуса Христа, за руки выдвигающего Адама и Еву, а в их лице все человечество, из мрака первородного греха в Царство вечной любви и света.

Главным смысловым и композиционным акцентом южной стены является деисусный чин, над которым расположены образ Божией Матери «Знамение» и  образы пророков.

Северная стена также насыщена образами святых, среди которых покровители брака, семьи и младенцев: прародители Богородицы, праведные Иоаким и Анна, Муромские  чудотворцы князь Петр и княгиня Феврония, преподобный Стилиан Пафлагонянин. И, конечно же, стены украшают образы святителя Николая Чудотворца, в честь которого освящен главный престол нижнего храма,  и почитаемого святителя Спиридона Тримифунтского.

Особое внимание художники–изографы уделяют цветовой палитре росписи, ее насыщенности: краски должны быть яркими, но не кричащими. Не менее важна   долговечность изображаемых сюжетов и образов. В наше время, к сожалению, невозможно выдержать полностью традиционные способы нанесения красок в виде специальных смесей,  которые в прошлом  иконописцы  изготавливали из природных материалов, на сырую штукатурку. Современные иконописцы пишут «по сухому» и используют  акриловые краски: они очень похожи на темперу, хорошо ложатся, не боятся выгорания и весьма устойчивы к воздействию воды.

Возможность познавать Господа Бога, становиться причастным к Его истине, чувствовать себя членом большой семьи, именуемой Церковью Христовой через художественное искусство – великий дар Православия.

«На иконописце, расписывает ли он храм или крещальню, лежит большая ответственность, – делится Армен Аванесов. – И в процессе творчества все мысли устремляются на создание святых образов, ведь они должны помогать верующим в совершении Богопознания, а не отвлекать их. 

Не секрет, что порой люди принимают решение креститься, не будучи подготовленными к Таинству, не понимая до конца его глубинной сути. Многих детей крестят в младенчестве, и будут ли они в итоге воцерковлены или нет – это их жизненный выбор. Но хочется, чтобы с первых минут пребывания в храме малыши и взрослые находились в подобающей, благотворной атмосфере. Надеюсь, что наши труды будут способствовать именно этому».

Марина Полянская.

Фото автора.