В день дополнительного празднования памяти святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских, покровителей семьи, в Успенском кафедральном соборе Тулы по окончании Божественной литургии состоялось таинство венчания. Обвенчавшиеся молодые супруги Полторыхины уверены, что предстательство Муромских чудотворцев поможет им в строительстве своей малой Церкви.

За Божественной литургией в этот воскресный день звучали тропари и кондаки святым благоверным князьям Петру и Февронии Муромским,  история жизни которых всегда была символом веры, любви и христианских семейных ценностей. А по окончании богослужения произошло одно из важнейших церковных таинств – венчание,  благословение на семейную жизнь.

Божиим Промыслом заключить брак на Небесах в этот торжественный день перенесения честных мощей благоверных  супругов  решили туляки Антон и Екатерина Полторыхины, создавшие семью совсем недавно.

«Познакомились мы друг другом при весьма интересных обстоятельствах, – рассказывает Антон. – Друзья пригласили меня в один из выходных дней за город поиграть в пейнтбол,  а Катю пригласили ее знакомые, которые играли в другой команде. Катя мне понравилась сразу, я решил, что наше знакомство нужно продолжить и пригласил ее в кафе на чашечку кофе, в тот вечер мы долго проговорили, потом отправились гулять… Вот так все и началось. Свои чувства на прочность мы проверяли год, а в августе нынешнего года у нас состоялась свадьба. Как только мы поняли, что готовы создать семью, мы решили, что наш брак будет не только гражданским, но церковным. Родители и близкие нас в этом поддержали и дали нам  свое благословение».

«Для нас  таинство венчания – это не дань моде и не просто красивый обряд, а осознанный шаг. Мы не стали делать из венчания шумного праздника, и сегодня  в храме вместе с нами будут молиться только самые близкие люди, – добавляет Екатерина. – Дату для венчания мы не подбирали специально,  так распорядился Господь. Конечно, мы  были очень рады, когда узнали, что оно произойдет в день памяти благоверных Петра и Февронии Муромских, это очень символично».

В Церкви значение брака ценится столь высоко, что он рассматривается как Таинство, а любое Таинство в Церкви – прямое действие Бога, Который по молитвам верующих подает им Свою благодатную помощь.

Таинство венчания совершил клирик Успенского кафедрального собора протоиерей Игорь Агапов,  который в первую очередь обратился к венчающимся с пастырским словом.

«Мы собрались сегодня под сводами храма для того, чтобы испросить благословения у Господа по молитвам Ваших святых Небесных покровителей и святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских на ваш супружеский союз, любви, благодати и чистого единодушия для совместной христианской жизни, – произнес отец Игорь. – От вас требуется слушать молитвы и проникаться ими, поскольку они в большей части касаются вашего внутреннего человека, и очень важно, чтобы вы пережили этот момент благодатно.

Во время чинопоследования таинства брака, призывающего и научающего  великой любви, которая должна родиться между супругами, как единомудрие, единомыслие душ и телес,  мы будем не только возносить молитвы, но и вспомним важнейшие события из Священной Истории, когда Господь являл Свое благословение людям, собирая их, чтобы таким, собирательным образом, как и на них, так и на вас это Божие благословение всегда присутствовало. Ведь Господь есть Творец, Промыслитель и Спаситель наш, и когда мы Ему доверяем  своего внутреннего человека, то Он своим благодатным участием, таким, как любовь и образец невинной кротости, являет ту совершенную полноту бытия, к которой призван человек».

Отец Игорь также напомнил Антону и Екатерине: « Одним из важных условий крепкого брака и счастливой семьи является христианская среда бытия, потому что вера христианская дет нам самое главное – разумное основание жизни, прежде всего, как дара Божия, вокруг которого формируется все остальное как  следствие первоначальной причины. Именно поэтому не забывайте: какими будете вы по внутреннему устроению, такими будут и ваши дети.

Несмотря на то, что в человеческой жизни действует много законов, но Господь упрощает их всего до двух. Первый – «Возлюби Господа Бога Твоего всем сердцем твоим, и всей душой твоей, и всей крепостью твоей, и всем разумением твоим», и второй – «И  ближнего твоего возлюби, как самого себя» (Мк.12:29-30). В семье ближе, чем муж и жена, нет никого, именно поэтому в Евангелии есть и такие слова: «Посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотию, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает»  (Мф. 19: 5-6). Иными словами, там, где Господь, там мир, радость и полнота бытия, а там, где Бог уходит, там дом разрушается сам по себе. И поэтому мы привлекаем  Божию благодать в таинстве брака не сами по себе, а привлекаем мы ее в нашей православной традиции, в том даре священства и в тех благодатных условиях, которое нам оставили наши мудрые предки.

В этот час молитвы в храме, который имеет влияние на всю последующую семейную жизнь, я призываю вас, новобрачные и гости, горячо молиться, прежде всего, о дивном даре любви, а примером вам пусть послужат поминаемые сегодня святые и благоверные князья Петр и Феврония».

Только став  соучастником, сомолитвенником таинства брака, начинаешь понимать всю глубину слов, которыми описал его митрополит Антоний Сурожский: «Как не благословить Бога за то, что в мире, где все является рознью, напряжением, взаимным отрицанием, часто враждой,  непониманием, два человека друг друга полюбили, друг во друге увидели взаимно вечную красоту и решили превзойти, превозмочь все, что может их разделять, решили стать едиными, одной личностью в двух лицах?! Как не благодарить Бога за то, что на земле такое чудо, которое таинственно говорит нам о том, что рознь пришла к концу и единство осуществлено?»

Все в священнодействии брака величественно и многозначительно, начиная от момента вручения новобрачным горящих венчальных свеч, символизирующих духовное торжество, славу целомудренного девства и свет благодати, нисходящий на них, и благословения священником.

И вот происходит обручение: отец Игорь надевает на пальцы обручающихся освященные кольца в знак твердости их взаимных обещаний, моля Господа о  том, чтобы Он благословил и утвердил обручение, послал супругам Ангела-хранителя и руководителя в новой жизни.

Вступает хор, под купол собора возносятся слова псалма царя Давида «Блаженны все боящиеся Господа…», и Антон  с Екатериной  выходят на середину храма, взявшись за руки (теперь они – единое целое),  становятся пред аналоем, на котором лежит Святое Евангелие и крест Христов. Обратившись к главным святыням, как пред Господом  Богом и Церковью, они  отвечают, что их желание стать законными супругами свободно, добровольно и нерушимо.

«Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа ныне и присно и во веки веков», – возглашает протоиерей Игорь, обозначая конечную цель христианского супружества – совместный путь ко спасению души, после чего следуют торжественная ектинья и молитвы.

Все благословения, которые  Церковь преподает  в молитвах во время Таинства, говорят о любви мужа и жены, вспоминая ветхозаветных подвижников, явивших собой прекрасные образцы следования зову Господа и строивших свои семьи, так, как желал Создатель.

Наступает главный момент Таинства – отец Игорь благословляет брачный союз во имя Пресвятой Троицы и возлагает на голову жениха и невесты венцы – знаки Царственного Господнего благословения свыше. Так Иисус Христос входит в жизнь двух сердец, полюбивших друг друга, чтобы помочь им создать семью и вместе преодолевать все испытания. «Господи Боже наш, славою и честью венчай их», – трижды взывает к Иисусу Христу священник.

Как напутствие супругам об их главных обязанностях по отношению  друг к другу следует чтение из Послания апостола Павла к Ефесянам: «Как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее…» (Еф.5,24-25).  А следом – отрывок Евангелия от Иоанна,  рассказывающий о браке в Кане Галилейской, где Господь совершил Свое первое чудо, претворив обычную воду в прекрасное вино. Для венчающихся, ставших  уже мужем и женой, в нем заключен глубинный смысл. Теперь в совместной жизни им предстоит преобразить свои, еще не окрепшие чувства (напоминающие пресную воду) в подлинную любовь (подобную прекрасному вину).

Вновь звучат молитвы о новобрачных с просьбой к Господу, чтобы  благословил Он супругов даром чадородия, чтобы они были «как кедры ливанские» и  «увидели чадо чад своих, как насаждение масличное вокруг вашего одра», чтобы достигнув глубокой старости, представившись и отойдя ко Господу, смогли увидеть, как те венцы, что сегодня были возложены, воссияли, подобно звездам на небесах.

Молится Церковь и о том, чтобы Господь даровал новобрачным благополучие, наполнив «домы их пшеницы, вина и елея и всякия благостыни, да преподают и требующим».

Дивный поэтический язык этих молитв действительно заставляет отзываться даже самое черствое, самое холодное сердце, помогает ему раскрыться навстречу любви Божией – до самопожертвования по отношению мужа к жене и до боязни жены обидеть  мужа даже в малом.

Испив общую чащу красного вина, жених и невеста  подают отцу Игорю правые руки, которые он соединяет, покрыв концом епитрахили,  а затем, держа в руках крест, трижды во славу Святой Троицы, под пение церковных тропарей,  обводит новобрачных вокруг аналоя, на котором лежит Евангелие и крест. И вот супруги у Царских врат, целуют крест и слушают слова заключительного пастырского благословения, которые предназначаются только им двоим.  

По завершении чинопоследования отец Игорь еще раз поздравил Антона и Екатерину, вручил им по традиции венчальные иконы Спасителя и Пресвятой Богородицы, а также благословил их иконой святых благоверных Петра и Февронии, князей Муромских, которую затем преподнес в дар от Успенского собора.

«Главное и необходимое условие счастливого супружеского союза, что и показали нам  своим примером благочестивые супруги и Муромские чудотворцы Петр и Феврония, чью память мы ныне совершаем – духовная связь через благодать Божию, – сказал батюшка, обращаясь к новобрачным. – Если духовность будет присутствовать в вашей жизни, то какие бы ни случались трудности и раздоры, с Божьей помощью они будут преодолимы».

Принимая поздравления от родных и друзей,  Антон и Екатерина единодушно отметили, что отныне они по-настоящему чувствуют себя единым целым. «Мы очень рады тому, что наше венчание состоялось в  день благоверных князей Петра и Февронии, в тоже время мы теперь чувствуем и особую ответственность перед  этими святыми. Для нас они лучший пример супружества, – подчеркнули новобрачные по совершении Таинства. – Мы будем стараться  равняться на пример семейных отношений Петра и Февронии и молиться этим Божиим угодникам».

Марина Полянская.

Фото автора.