Тридцать лет назад произошла авария на Чернобыльской АЭС, которая разделила жизнь многих туляков на «до» и «после», лишив многие семьи кормильцев, а выживших ликвидаторов здоровья. Среди траурных мероприятий, проходящих в этот день в Туле, для них самым важным является панихида, которая проходит в Покровском (Феодосиевском) храме нашего города.

Ежегодно туляки, которые участвовали в ликвидации Чернобыльской катастрофы, а также их родственники и просто неравнодушные люди приходят в храм на улице Калинина, чтобы, соединившись в соборной молитве, вспомнить о тех, кого уже нет рядом с нами.

Настоятель Покровского храма протоиерей Павел Савельев хорошо знаком с жизнью и проблемами чернобыльцев. В этот день он обратился к собравшимся со следующими словами: «Ежегодно мы собираемся здесь, чтобы в этот особый день совершить молитву о тех, которые стоят сейчас в нашей памяти перед нашим мысленным взором. Я хорошо помню этот день – 26 апреля 1986 года, когда во всех странах, кроме Советского Союза люди переживали и волновались. Мы же об этих событиях узнали гораздо позже, после майских демонстраций и выходных. Но именно людьми Советского Союза, а не гражданами других стран, была остановлена атомная стихия. Только жертвенной любовью людей нашей страны, нашего Отечества была устранена эта страшная катастрофа. В общей сложности один миллион человек участвовало в ликвидации последствий Чернобыльской аварии.

Сейчас мы с вами собрались, чтобы через молитву уединиться  с теми, кто на какое-то мгновенье (по сравнению с вечностью) на год, пять, десять или тридцать раньше ушел из жизни, но душу свою, здоровье, жизнь свою положил, чтобы мы с вами здесь стояли, для того, чтобы мы могли радоваться сегодняшнему дню. Поблагодарить их за то, что они, чуть пораньше исполнив этот христианский долг, предстали перед Богом. Давайте  помолимся за них, а они за нас и помолятся и порадуются, и благодарить будут за то, что мы с вами единым сердцем, едиными устами сейчас будет творить молитву о них».

Вспоминая близких, ушедших по вине Чернобыля из этой жизни, участники панихиды не  могут говорить спокойно. Наталья Николаевна Кочеткова потеряла мужа, который одним из первых приехал ликвидировать последствия аварии: «В тот момент, когда мой супруг поехал на Чернобыльскую АЭС, мы, конечно, не представляли, что за опасность грозит ликвидаторам. Только потом осознали, каким ударом это было для его здоровья. Восемь лет назад мой муж ушел из жизни, это тяжелая потеря для нашей семьи. За то благодарю Бога, что у нас родился сын после Чернобыля. Каждый год прихожу, теперь уже одна, в храм на Калинина, чтобы вместе с другими семьями ликвидаторов принять участие в панихиде».

Вдова Ивана Матюшина Валентина Алексеевна поделилась: «В 1986 году мой муж вместе с тульскими ликвидаторами приехал в Чернобыль. В отряде он был старшим поваром, но это не спасло его от радиации. До Чернобыля он и к врачам-то не обращался, а потом непрерывно. Он умер от отека мозга, долго болел. Я каждый год прихожу сюда, чтобы помолиться о нем».

Елена Спиркина вместе с внуком Вадимом также пришла в Феодосиевский храм. К счастью, ее семью лично эта трагедия не коснулась, но произвела очень сильное впечатление: «Меня эта трагедия поразила еще тогда, в 1986 году. Ликвидаторы этой страшной аварии действительно герои, сегодня я пришла вместе с внуком в храм, чтобы отдать дань памяти этим людям, благодаря которым мы живы и здоровы».

Урок безответной жертвенности и любви, показанный людьми, которые ценой своего здоровья и жизни спасли страну от радиационного заражения, и сегодня должен быть примером для молодежи, считает Владимир Наумов, председатель Тульской областной общественной организации инвалидов Союз «Чернобыль» России: «То, что там случилось, и то, что мы там делали, провело в нашей жизни четкую границу между «до» и «после». Нам предрекали, что все мы быстро умрем, но прошло тридцать лет, и дай Бог еще всем, живущим ныне, здравствовать. Но, тем не менее, цифра умерших ликвидаторов увеличивается с каждым годом в геометрической прогрессии. Сегодня мы открываем стелу с фамилиями  тульских ликвидаторов, которых уже нет рядом с нами. Их почти тысяча человек.

Сейчас самое главное – патриотическое воспитание подрастающего поколения. Мы стараемся передать молодежи то, что знаем, то, что мы видели, чтобы Чернобыль не забывали. И, самое главное, чтобы это больше никогда не повторилось.

Среди молодого поколения есть разные люди. Я три года назад вместе с сыном принял участие в создании документального фильма Галины Цой «Спокойной ночи, сын». Начинается он с моего разговора с сыном в поезде, он спрашивает: «Зачем ты туда поехал, болеешь теперь, мать переживает?» Я ему объясняю, что мы так были воспитаны – кто, если не мы. И спрашиваю его: «А ты бы поехал?», он отвечает: «Не знаю». После знакомства с Чернобыльской АЭС,  по дороге домой я снова задаю ему тот же вопрос, и он уже говорит, что поехал бы, как и я.

Поэтому я думаю, что если, не дай Бог, что-то случится, все равно найдется немало добровольцев, готовых спасти страну».

Елена Валеева,

Фото автора.