Лекция о буддизме и деятельности необуддистских сект в Туле прошла в Свято-Никольском храме (на Ржавце).

В современной российской  действительности весьма развито влияние многообразных восточных культов и течений. Мало для кого является секретом, что в высокой степени это обусловленно различными средствами массовой информации.

В вакуум, созданный отсутствием понимания Православия, веры, истории и христианского миропонимания, беспрепятственно и со всевозможной изощренностью вливаются многообразные секты. Предпосылок для столь высокой популярности восточных культов в России немало. Чаще всего они лежат в психологической плоскости проблем жизни человека. И здесь богатую почву для своей деятельности находят различные секты восточного и псевдо-восточного происхождения.

В связи с этим, продолжая цикл бесед для прихожан, посвященный многообразным религиозным сектам, действующим на территории России и нашего города, следующей темой для лекции была выбрана тематика необуддистских сект.

Проведение данной лекции осуществлялось при взаимодействии с миссионерским отделом Тульской Епархии. Представитель отдела, Алексей Викторович Ярасов, ответив на приглашение настоятеля храма протоиерея Игоря Корейши, подготовил выступление, освещающее несколько наиболее актуальных вопросов.

После совместной молитвы духовенства и прихожан Алексей Викторович начал выступление.

Посвятив первую часть лекции краткому описанию истории возникновения философско-религиозного учения Гаутамы Будды, Алексей обратил внимание слушателей на некоторые факты.

Исторически на территории России буддизм был распространен лишь в нескольких областях, вошедших в состав Российской Империи в процессе освоения новых земель.

Так, буряты — наиболее многочисленный российский этнос, исторически исповедующий буддизм. Бурятский буддизм является самым северным ответвлением буддизма махаяны. В Бурятии, как и повсюду, буддийский культ вступал во взаимодействие с традиционными культовыми системами, трансформируясь под воздействием местных архаических верований: почитание духов земли, гор, рек и деревьев, культа святых мест.

Хотя значительная часть бурятского населения впоследствии приняла Православие, тесное соседство в Забайкалье буддизма и Православия никогда не приводило к межконфессиональным конфликтам.

Но сегодня массовое распространение на территории России получают отнюдь не традиционные формы буддизма. Возникающие многообразные течения необуддизма, неоязычества и псевдоиндуистских сект созданы ответить на самые разнообразные ожидания и настроения населения. Различные медитативные практики, культивирование здорового образа жизни и йога-курсы с красочных рекламных баннеров и объявлений призывают к изучению доверчивого искателя знаний.  Не обошли своим визитом подобные секты и Тулу. Вторая часть беседы была посвящена именно этому.

Наибольшее распространение из необуддийских общин в нашей области получила община Карма Кагью. Тульский Буддистский Центр, как пишет сайт организации, входит в централизованную религиозную  организацию «Российская Ассоциация Буддистов Алмазного Пути Традиции Карма Кагью». Его основал «…мастер медитации, первый европейский лама — Лама Оле Нидал, действуя от имени и по поручению главы традиции Карма Кагью, Его Святейшества Шестнадцатого Кармапы Рангджунг Ригпе Дордже».

При открытии данного центра в Туле в 2003 году на это событие приезжал сам основатель Оле Нидал.

В свободных источниках при желании можно узнать, что Оле Нидал, известный как Лама Оле (тибетское имя — Карма Лоди Чжамцо), передает поучения школы Карма Кагью в адаптированном для западного мира виде — «ученые люди усложняют простые вещи, а йогины упрощают сложные вещи».

Оле Нидал вырос в Дании. С 1960 по 1969 год обучался в университете Копенгагена. Оле Нидал принимал активное участие в духовных поисках хиппи — в том числе с помощью наркотиков, в связи с чем имел проблемы со здоровьем и законом. Продолжением духовных поисков стало путешествие в Гималаи.

К сожалению, учение Оле Нидала преподносят как течение классического буддизма. И в этих центрах, по сути, являющихся ничем иным, как деструктивными сектами, только по России состоит более 2000 человек.

Диакон Михаил Плотников, кандидат богословия, старший преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, в своем докладе на международной конференции «Тоталитарные секты и демократическое государство», прошедшей 2004 году, охарактеризовал миссию ламы Оле Нидала как «нетрадиционную для России необуддистскую секту (хотя и с некоторыми оговорками), активная деятельность которой имеет в целом негативные социальные последствия. Исключением можно считать, что часть привлеченной им молодежи, употребляющей наркотики, снижает их прием или вовсе его прекращает, поскольку Нидал пропагандирует медитацию как более эффективное и качественно лучшее, чем наркотики, средство изменения состояния сознания, и говорит, что наркотики мешают медитации».

После рассмотрения деятельности данных сект, заключительная часть беседы была отведена для слушателей, чтобы они могли задать интересующие вопросы.

Беседа была оживленная, и множество вопросов лишь подтверждало остроту проблемы.

Один из вопросов, вызвавших живое обсуждение, озвучила одна из посетительниц беседы: «Но почему мы не можем читать религиозные книги других религий? Почему вы запрещаете изучать это для расширения кругозора, для личного развития? Ведь там тоже могут содержаться полезные и интересные данные? Тем более ведь миссионеры тоже читают эти книги…»

Диакон храма Алексий Мельников, также принимавший участие в подготовке беседы, предложил всем задуматься: «Мы не можем запретить что-либо читать. Мы вас можем только предупредить о духовной опасности, который вы подвергаетесь. Касаясь подготовки миссионеров, перед тем, как начать эту деятельность, перед тем как приступить к изучению различных сект и верований, миссионер должен изучить богословские дисциплины, Священное Писание, творения святых отцов. Он утвердится и приобретет серьезные и пространные знания в религиоведческой области. И, в первую очередь, эта подготовка проходит при поддержке опытного руководителя».

Общим советом в подобных случаях может послужить совместный ответ отца диакона и Алексея Ярасова – изучение чужой религии лишь на основе самостоятельного прочтения учительных текстов этих верований не поможет человеку в ней разобраться. В любом случае, необходимо опираться на авторитетные работы исследователей и толкователей, заслуживших уважение научной общественности в соответствующей области.

Подводя итоги встречи, можно отметить, что длительное обсуждение смежных вопросов позволяет сделать вывод о верном направлении в тематике встреч и явной необходимости продолжения подобных просветительских бесед.

Причем, зачастую, горожане, поверхностно знакомые с окружающими нас восточными учениями, недостаточно четко понимают сами слова, используемые в обиходе – ведь употребляемые ныне определения «карма», «нирвана», «медитация» и тому подобные, изначально заключают в себе не тот смысл, который подразумевается нами.

Так, один из прихожан, Владимир, рассказывая о своих впечатлениях о лекции, заметил: «Ничего исключительно нового я не услышал, но неожиданно для себя узнал о понятии кармы. Ведь мы обычно это слово воспринимаем как синоним судьбы, а здесь я узнал, что изначально оно несет несколько иной смысл. Поэтому, в целом, было интересно. Надеюсь, это будет не последняя лекция».

Подводя итоги встречи, иерей Антоний Фадеев так же отметил важность развития именно этой тематики для последующих бесед: «Обсуждение этой темы заставляет человека задуматься о его повседневной жизни. Сегодня многие восточные понятия предлагаются нам как товар, который модно употреблять. Причем делается упор на рекламе внешнего при полном сокрытии внутреннего содержания. И постепенно в жизнь входят религиозно-философские идеи, чуждые христианскому пониманию Бога и отношения к жизни. Человек считает, что все хорошо, если полезно для здоровья.

Мы видели живой интерес слушателей, и ясно, что необходимо развить разъяснение понятий и практик, тесно соприкасающихся с данной темой».

Корнаухова Татьяна.

Фото – Корнаухова Татьяна.