Современная летопись тульского храма мучеников Флора и Лавра,  именуемого также Боголюбским, пополнилась знаменательным событием. По благословению митрополита Тульского и Ефремовского накануне празднования престольного торжества в родные стены храма вернулась чудотворная Боголюбская икона Божией Матери, десятилетия пребывавшая в храме Двенадцати святых апостолов.

Образ Боголюбской Божией Матери – один из немногих, относящихся к домонгольскому периоду. Икона была написана в 1157 году по указанию князя Андрея Боголоюбского, которому Пресвятая Богородица явилась под Владимиром в ночном видении.

Известно, что в XIII веке, во время нашествия Батыя, Покровский храм, где  пребывал образ, был сожжен. В огне погибло множество святынь,  только образ Богородицы чудесным образом сохранился. Но наибольшую славу, явленную через любовь и милосердие Господа и Божией Матери, Боголюбская икона получила в 1771 году, когда в России разыгралась эпидемия чумы. Так, страшное поветрие  не коснулась монастыря Боголюбова и близлежащего села. В городе Владимире эпидемия также прекратилась после того, как икону из монастыря перенесли в город и прошли с ней крестным ходом.

Прославились чудотворениями – окончанием эпидемий и исцелениями от болезней –  и списки с дивного образа: Угличский, Московский, Козловский, Елатемский, Юрьевский, Тарусский  и другие. В их числе – и Тульский, пребывавший в храме мучеников Флора и Лавра.

После того, как обветшавший храм  в конце 18 столетия был перестроен, главный престол его был освящен в честь Боголюбской иконы Божией Матери в память  о спасении города от моровой язвы. Начиная с 1796 года, церковь во всех актах стала именоваться Боголюбской.

Господь явил свое милосердие городу Туле через святой образ Божией Матери Боголюбивой  и в 1892 году. В это время на город  из южных областей надвигалась эпидемия холеры. Жители, привыкшие в подобных обстоятельствах надеяться в первую очередь на Божью помощь, массово начали притекать к чудотворной иконе с горячими молитвами, которые не остались без ответа.

Когда же  храм мучеников Флора и Лавра был закрыт по приказу советской власти в предвоенные годы, Боголюбский образ был передан в храм Двенадцати апостолов, где и пребывал до  настоящего времени.

Нынешний настоятель храма протоиерей Лев Махно услышал молитвы прихожан и по благословению митрополита Тульского и Ефремовского Алексия передал святыню в храм Флора и Лавра накануне престольного праздника Боголюбской иконы Божией Матери.

Перед началом совместного молебна отец Лев отметил, что Господь Сам указывает как поступить в той или иной ситуации, и Своим перстом расставляет все по местам: «До сегодняшнего дня было непросто решиться на такой шаг, чтобы оставить наш храм без этой иконы. Но если задуматься, то Боголюбский образ Божией Матери писался именно для храма мучеников Флора и Лавра, а, значит, он должен пребывать там. Возвращение иконы в родной храм – это как возращение ребенка в родительский дом. Вот и сейчас Боголюбская икона Божией Матери  вновь обретает  свой родной дом, в котором  она была изначально».

Настоятель храма мучеников Флора и Лавра игумен Агафангел (Болдин) уверен, что кроме как чудом нынешнее событие назвать нельзя: «Мы с вами счастливые люди, поскольку являемся очевидцами этого знамения, после которого невозможно остаться равнодушным и не почувствовать близость Божией Матери, – сказал он, обратившись к верующим, пришедшим встретить храмовую святыню. – Спустя 80-лет чудотворный образ вернулся в родной храм, и это, действительно, сродни возвращению ребенка в отчий дом. Будем теперь молиться Царице Небесной и просить Божий благодати, находясь под покровом Боголюбской иконы Божией Матери, ощущая Её заступничество и любовь, придающих нам сил».

Ольга Алексеевна Конова, одна из давних прихожанок храма Флора и Лавра, свои впечатления выразила так: «Это долгожданный день, и я вижу слезы радости и умиления на глазах у наших прихожан. Настоящее счастье, что святыня вернулась в родной храм. Много лет об этом мечтал предыдущий настоятель протоирей Николай Пикуза, и очень хорошо, что его мечта воплотилась. Я уверена, что сегодня  отец Николай незримо присутствует в храме и разделяет с нами это счастье. Спаси Господи всех, кто внес свою лепту в дело возвращения  Боголюбской иконы в родные пенаты. Мы очень признательны владыке Алексею, отцу Льву и его приходу храма Двенадцати апостолов, сохранившему святой образ, признательны нашему настоятелю – отцу Агафангелу».

Икона живет в храме и первой встречает входящего в него человека. Со священным трепетом ставя свечу у образа Той, через кого «Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с Небес» (Символ Веры), мы не только чтим Божию Матерь, но и прославляем Спасителя, через икону ниспосылающего нам по нашей молитве и вере свою Благодать.

Алексей Анкин, Марина Полянская.

Фото Максима Курчакова.


Историческая справка.

Из статьи «Боголюбская иначе Флоровская церковь» из книги «Материалы для историко-статистического описания Тульской губернии. Выпуск 1-й. Святые храмы города Тулы» (под ред. Н.И. Троицкого и Ю.В. Арсеньева, 1888):

«Из икон замечательны следующие: Храмовый образ Боголюбской Божией Матери, в 1771 он прославился особенными чудотворениями и в настоящем столетии при эпидемических болезнях; на нем риза серебряная позлащенная, без пробы, весом в 15 ф.»

«Память о чудотворениях от иконы Боголюбской Божией Матери во время язвы 1771г., вероятно, была главною причиною учреждения крестного хода в 18 день июня. Еще в 1772 г., когда постройка Боголюбской церкви только что начиналась, прихожане просили об этом преосв. Феодосия. Но Преосвященный отвечал им: «Церковь еще не сооружена, почему и крестному хождению, кажется, быть не для чего и для того оставить сие впредь на усмотрение». Ход был учрежден уже преосв. Мефодием, вследствие нового прошения прихожан, в 1801 г.».

Из статьи  Наталии Кириленко «Возвращение чудотворной иконы», опубликованной в газете «Тула» №26 (127) на основании  сведения из архива. ГУ ГАТО. Ф. 256. Оп. 1. Д. 1926 Опись церковного имущества Боголюбской церкви 1895 г.

Осенью 1892 года туляне (причем не только прихожане Боголюбской церкви) пожелали увековечить память о чудесном спасении города от эпидемии – из- готовить золотую ризу для чудотворной Боголюбской иконы. В короткий срок были собраны пожертвования. В феврале 1893 года риза была заказана московскому мастеру Я.А. Борисову, который обещал выполнить работу к сентябрю или октябрю, но сдал заказ только в 1894 году. Возможно, это была самая роскошная риза из всех, имевшихся на иконах в тульских храмах. В ней содержалось Храм Флора и Лавра (Боголюбский). Фото начала ХХ века. чуть более 3 килограммов золота и около 1,7 кг серебра. На золотом венце Богоматери сияли бриллиантовые розы. Бриллиантовые звездочки и отдель- ные крупные бриллианты имелись еще в нескольких местах ризы на одеянии Пресвятой Богородицы. Стоимость ризы составила 7158 рублей (без учета стоимости украшений). Для сравнения: пуд (16,38 кг) ржаной муки в то время стоил 61 копейку. Риза находилась на иконе около тридцати лет. Скорее всего, она была изъята во время кампании по реквизиции церковных ценностей, проведенной советской властью в 1922 году.