В воскресной школе храма святого благоверного великого князя Александра Невского преподаватель Андрей Нехорошев начал читать цикл лекций под общим названием: «Кто мы? История России: мифы и реальность». Цель этих занятий – развенчание западных мифов о жестокости и кровавости русской истории, «вековой» отсталости, «цивилизованной» Европе и «варварской» России  и  ее «угрозах» «цивилизованному миру»…

Сам Андрей Нехорошев, историк по образованию, в означенной теме чувствует себя как рыба в воде: без «шпаргалок» свободно оперирует фактами, датами, персоналиями, далекими историческими событиями, стремясь, сообразно возрасту слушателей – кадетов старшей группы – донести до ребят главные идеи, которые способны внушить им гордость и восхищение своей родиной, воспитать любовь к Отечеству.

Первые же занятия погрузили ребят в прошлое нашей страны, самое начало становления государства Российского… И вот центральная мысль, вытекающая из рассказа историка: «Древнерусское государство сформировано не в ходе завоеваний, как остальные европейские державы, а в ходе договора между воинской знатью и местным населением». Тогда как Англия была завоевана норманнами, Франция и Германия – франками, Италия и Испания – готами; причем завоеватели устанавливали свою власть там путем подавления, а нередко и полного уничтожения коренных народностей…

Говоря о периоде «татаро-монгольского ига», историк призывает ребят задуматься: чем на самом деле явилось монгольское порабощение для России? И делает неожиданный для некоторых вывод: «Монголо-татары спасли нас от завоевания крестоносцами»! Ведь Крестовые походы несли с собой не освобождение христиан, а разграбление завоеванных государств и народов; сохранению Православия на нашей земле мы обязаны мудрой политике святого благоверного великого князя Александра Невского, который отразил нашествие Запада и предпочел «дипломатический договор» с Востоком…

Серьезные темы Андрей Нехорошев умеет подать в доступной для ребят форме, нередко используя юмор, меткое слово для характеристики того или иного явления. Время от времени и сами ребята становятся участниками разговора, вспоминая лиц и события, знакомые им по школьной программе; чувствуется их неподдельный интерес к тому, о чем идет речь.

Мы попросили преподавателя рассказать, как возникла идея ввести в программу воскресной школы этот цикл лекций.

«Сама идея появления этого курса связана с тем, что на занятиях по военно-историческому краеведению наши кадеты продемонстрировали довольно плохие знания по истории России, причем мы не говорим о знании вообще, о знании ребятами каких-то фактов, дат, мы говорим о знании отдельных, но очень важных аспектов жизни нашей страны, — начал рассказ Андрей Нехорошев. – К сожалению, сознание современных школьников очень сильно «мифологизировано», на них огромное влияние оказывает то, что они видят в зарубежных фильмах, в зарубежных компьютерных играх, в зарубежных изданиях, то, что на самом деле противоречит исторической действительности. Современные дети читают мало, зато много времени проводят в компьютерных играх, и самим им очень трудно отличить, что является правдой, а что вымыслом».

Основная задача этого курса, считает преподаватель, не просто рассказать ребятам, как было на самом деле, а научить их самостоятельно думать над той информацией, которую они получают, анализировать ее и делать собственные выводы, чтобы они не воспринимали слепо те негативные «картинки» о России, которые создаются за рубежом, или даже в нашей стране, когда прошлое преподносится в приукрашенном, «лакированном» виде.

«Школьный курс истории дает ребятам основу – знание каких-то событий, дат, лиц, но он слишком упрощен, — считает историк. – Его задача – расширить кругозор учащихся, дать представление об истории, показать, как она развивается. Но школьный курс, рассчитанный на 2-3 часа в неделю, не в состоянии сделать из школьника человека с историческим мышлением. Цель наших лекций именно в этом – формирование у подростков исторического мышления. Именно в воскресной школе, где число воспитанников меньше, чем в классе средней школы, мы можем беседовать с ребятами, вовлекать их в обсуждение изложенного материала, выслушивать их мнения, отвечать на интересующие вопросы».

Андрей Нехорошев убежден,  чтобы действительно знать историю, человеку необходимо много читать, размышлять, думать. У него самого глубокий интерес к предмету появился на первом курсе института благодаря преподавателю, умевшему живо и интересно преподнести материал. Когда человек, который изучает историю не в рамках школьного курса, а шире, начинает читать дополнительную литературу, он погружается в мир истории, и тогда легко запоминаются вместе с изложенными событиями даты и лица.

В завершение своего выступления Андрей Николаевич сказал: «Когда начинаешь изучать, как раньше жили люди, какие испытывали эмоции, что их интересовало, понимаешь, что за несколько столетий чувства и переживания людей нисколько не изменились, и люди сталкивались с теми же проблемами, с которыми сегодня встречаемся мы. И тогда изучение истории становится очень актуальным и интересным, она не воспринимается, как нечто далекое, отвлеченное… Как заметил наш замечательный историк Василий Осипович Ключевский, «история – это не строгая учительница, это суровая воспитательница. Она не требует заученности уроков, но жестоко карает за их неисполнение».

Мнение юных слушателей этого курса, кадетов старшей группы воскресной школы оказалось единодушным: «Это очень интересно!». Степан Юнко сказал, что в воскресной школе он узнал много такого, что не преподается на уроках истории; Максим Владимиров считает, что новые знания помогают лучше усваивать материал школьной программы.

Программа занятий предусматривает несколько обширных тем: «Западный мир и Россия в IX-XIX веках: как создавалась иллюзия русской угрозы?»; «Жестокость русской и европейской истории: сравнительный анализ в парадигме общемирового развития»; «Авторы антирусской пропаганды и их сочинения. Кто, когда и зачем создавал мифы о России?» «Национальный вопрос в русской истории. Россия – симфония или тюрьма народов?»; «Вековая отсталость России от стран Европы: реальность или вымысел?»; «Миф о русском пьянстве и беспробудной лени»; «Миф о русском воровстве, мздоимстве и чиновничьем беспределе»; «Русский путь и русская душа: размышления видных общественных и политических деятелей о настоящем и будущем России».

Уже из названий этих тем видно, что они способны заинтересовать не только воспитанников воскресной школы, и поэтому планируется проводить беседы по истории России в расширенном формате и для взрослых прихожан храма.

Информационный отдел храма святого Александра Невского г. Тулы.