Интервью митрополита Тульского и Ефремовского Алексия для интернет-портала «Азбука веры» на тему «Что читать христианину».

Что читать христианину для духовного роста?

Вопрос общий, трудно дать конкретный ответ. Во-первых, надо понимать, о каком христианине идёт речь, каков его возраст, каков его образ повседневной жизнедеятельности, какая его профессия, какое у него образование, как осуществляется его духовная христианская жизнь, есть ли у него личный духовный наставник. Исходя из этого, можно уже будет отвечать конкретно.

Если это шестилетний ребёнок – одно, если речь идёт о 12-14-летнем – другое, 25-30-летний – иное. Если человек только-только ещё приходит в Церковь – одно, если он уже в Церкви себя чувствует и знает, у него есть потребности, определённый вкус к молитвенному деланью, к дисциплине воздержания поста – это совсем другое. Если семья человека глубоко воцерковлена – опять одно дело, а если его семья совсем другого направления, нет единства понимания жизни друг у друга – это совсем другая жизненная ситуация. Это надо смотреть лицом к лицу с каждым конкретным человеком.

В таком широком поле его постановки ответить что-то вразумительное, с моей точки зрения, невозможно.

Что лучше читать не сразу или совсем не читать?

Если нет внутренней потребности поставить правильно доброкачественный вопрос и найти в результате этого доброкачественный ответ, то тогда зачем читать? У нас и так уж немного времени, а возможностей, которые предоставляет нам на сегодняшний день информационное пространство, огромнейший океан, в котором можно утонуть. Кто отважится на это, если нет интереса тратить время на то, что неинтересно? Прежде всего, побуждающей мотивацией должно быть чёткое представление того, к чему имеем жажду. И жажда требует внутреннего поиска и утоления, тогда уже ясно будет, куда идти, что и зачем искать.

Как не ошибиться в выборе духовной литературы?

Прежде всего, чтобы в этом не ошибиться, надо понять самое главное для себя, правильно самому себе в меру даже своей собственной компетенции, ответить на вопрос всех вопросов — самый принципиальный фундаментальный – для чего вообще я живу? Не на это данное мгновение, а каков вообще конечный результат моего движения, всей моей жизнедеятельности. И уже, исходя из своего ответа, его светом сопровождать всю остальную жизнедеятельность. Как каждый частный вопрос, из которого будет складываться весь ответ на всю жизнь, как жизненный процесс. А иначе если этого не будет, то все эти частные моменты превратятся в некоторую болотную трясину, только вступив на которую, уже окажешься в неё погружённым до полного самоуничтожения.

А уже потом, когда будет что-то непонятно, то можно обратиться к поисковым системам, их столько на сегодня в информационном поле, чтобы найти ответ на этот конкретный вопрос. Это всё можно изучать, искать первоисточники, можно искать опытных людей, которые могут подсказать и посоветовать.

Но главное: ориентироваться внутренним поиском, ответом на вопрос, для чего я живу, какова конкретная цель моей жизни. И тогда уже от этого отталкиваться и искать в этом многообразии окружающей нас реальности то, что мне важно и нужно.

Каковы законы или принципы духовного чтения?

Духовное чтение имеет свою особенность, это не просто познавательная способность, имеющая перед собою цель повышения своего интеллектуального развития. Духовное чтение предполагает цель в том, чтобы укрепиться в выборе правильного пути взаимодействия своего человеческого духа, человеческой свободы с всеблагой Божией волей. Этот процесс осуществляется в рамках той конкретной индивидуальной жизненной ситуации, которая есть у каждого из нас.

Если говорить о богословских дисциплинах — Литургике, Догматике, Нравственному богословию, Апологетике, Сравнительному богословию, — то в какой последовательности рекомендуется их постигать?

Зависит от того, кто стремится к этому постижению. Если человек никогда не отвечал себе на запрос своего рассудочного поиска, каков смысл моей жизни, лежит ли он непосредственно во мне, где — в моей физиологии или в моём самосознающем индивидуальном сознании, если, скажем, он воспитан просто на традициях эволюционных, то надо начинать с Основного Богословия. Если, конечно, у него появляется интерес.

Если у человека встают внутренние вопросы о нравственных ценностях, как голосе совести, о своём соответствии и несоответствии этому своему совестливому поиску, то тогда нужно обратиться к Нравственному богословию. Если у него есть самые главные вопросы — о том, какова же конечная цель всего моего движения, есть Бог или нет Бога, если Бог есть, то тогда, как об этом мыслит, и как в себе видит и чувствует Бога православная христианская традиция, то тогда надо обращаться к Догматическому богословию.

Если же у человека поиск духовной жизни обращён к тому, чтобы в своей духовной практике свободно и правильно ощущать себя в пространстве Литургической жизни Церкви, молитвенной жизни Церкви, то тогда для этого можно ознакомиться с Литургическим богословием.

Всё зависит от того, на какой стадии становления и развития духовной жизни находится тот или иной человек.

Что Вы советуете читать Вашим духовным чадам?

Очень разное, в зависимости от того, каков жизненный опыт, капитал человека, с которым я разговариваю и который ко мне приходит с этими вопросами.

Насколько вообще готов читать современный христианин, или книги всё же вытесняются аудио и видео форматами?

Я думаю, что если человек, который серьёзно ставит перед собой вопросы духовной жизни, то эти современные ресурсы очень важны. Во всяком случаем аудио и видео форматы книги лучше, слушать тяжёлый рок, современную и развлекательную музыку. А когда мы много времени тратим на дорогу из одной точки города до другой, то сначала можно слушать святоотеческую литературу, книги аскетического духовного направления. Нам наиболее сегодня понятными являются святитель Игнатий Брянчанинов, Феофан Затворник, оптинские старцы. А в процессе этого слушания или после прослушивания невольно возникнет внутреннее ощущение, желание продолжить знакомство уже с печатной книгой, остановиться своим вниманием на бумажном варианте.

Бывает, одним нравится слухом прикоснуться к какой-то мысли, потом опять переключиться на свои повседневные дела – этого недостаточно. Если обратил внимание, поставил для себя мысленно «нотабена», то нужно взять непосредственно саму книгу, её печатное изображение, и внимательно, спокойно с карандашом вчитаться, себя соотнести с этим зеркалом и сделать какой-то определённый вывод. Потом очень полезно такие вещи читать и составлять свой подбор того, что прочитано. Мне кажется, в этом плане все форматы очень полезны, не надо обуживать себя – только читаю или только слушаю. Нужно пользоваться тем форматом, который подходит в зависимости от данной ситуации.

Какие книги в большей степени помогли Вашему приходу в Церковь Христову?

Для меня большим даром в своё время оказалась книга отца Софрония Сахарова «Старец Силуан Афонский». Она небольшая, но в ней полнота и догматического и аскетического наследия, причём отличное речевое изложение, сам слог замечательный, и содержательная часть доброкачественная. Помогает это всё с точки зрения живой практики в повседневной жизни. Я бы всем советовал эту книгу иметь рядышком у себя под руками и перед глазами.

Если взять из древних святоотеческих произведений, то очень полезно читать Авву Дорофея. Очень добрая и хорошая книга.

Святитель Игнатий – всё, что им написано, полезно иметь в своих руках, под своим постоянным взором. А тем более, сейчас специально так удобно подобраны и тематически изложены его произведения.

Кто ваш любимый автор?

Непросто сказать. На сегодняшний день – святитель Григорий Богослов и преподобный Максим Исповедник.

В каком виде Вы читаете книги – в бумажном или электронном?

И в том, и другом.

Интервью записала Александра Грипас