Ученики четвертого класса Тульской Православной классической гимназии посетили Тульскую духовную семинарию, где узнали много интересного о жизни гимназистов в России начала ХХ столетия.

Директор культурно-просветительского центра «Фавор» Тульской епархии Марина Михалёва, встретившая юных гостей и их педагогов, предложила им не просто стать участниками познавательного занятия, а перенестись на столетие назад и представить, как жили, учились, чем интересовались в ту пору такие же гимназисты.

Бесспорно, каждый новый день всякого школяра, как и его родителей, преподавателей и наставников в дореволюционной России начинался с молитвы пред святыми образами. Именно поэтому отправным пунктом встречи стала семинарская комната церковно-прикладного искусства, где представлено внушительное собрание святых образов, каждый из которых – тема для отдельного разговора.

Марина Александровна не только обратила внимание на некоторые из святых образов Спасителя и Пресвятой Богородицы, рассказала истории их создания и обретения, но и предложила поразмышлять над некоторыми серьезными вопросами. Ребята согласились с тем, что икона таинственна и удивительно разнообразна, также подметили, что обращаясь к ней во время молитвы, мы одновременно переживаем и радость, и печаль и при этом чувства наши не вступают в противоречие. Заметное впечатление произвели и фарфоровые пластины, которые были обнаружены в алтаре тульского Свято-Знаменского храма, а потом переданы в дар Церковно-археологическому кабинету. На первый взгляд они кажутся невыразительными, но стоит их поднести к свету, как отчетливо проявляются образ Иисуса Христа в терновом венце и Божией Матери.

«Какой это хороший урок для нас. Православная Церковь учит, что всякий человек подобие образа Божьего, ­произнесла Марина Александровна.­ Однако иногда мы не видим  друг в друге этот самый образ, хотя и слова правильные говорим, и размышляем, казалось бы, верно. И, как мы видим, для того,  чтобы в нас проявился образ Божий необходимо, чтобы в нас загорелся свет любви, чтобы пробудилось внутреннее сияние».

Разумеется, совершив молитву, гимназист отправлялся на занятия в гимназию, чем поспешили заняться и юные гости семинарии. Правда, класс им заменило семинарское книгохранилище, но окружение старинных книг пошло ребятам только на пользу.

Для начала состоялся небольшой, но весьма занятный урок географии, который заметно украсила собой книжка-«раскладушка» из прошлого века, она же наглядное пособие по флоре и фауне Африки. Задание было не сложным, но требующим внимания: запомнить как можно больше обитателей жаркого материка, изображенных в красочном издании.

Затем настал черед проявить способности к арифметике и математике. Трудность заключалась в том, что пришлось иметь дело не с привычными для  всех нас  арабскими цифрами, а кириллицей. Для ребят стало открытием, что вплоть до 1701 года в России церковнославянская азбука использовалась для записи чисел, тем интереснее было решать сложные примеры, прибегая к карточкам-подсказкам. А когда дело дошло до определения года издания старинных книг из семинарского собрания, то тут гимназисты даже немного притихли. Ведь в руках у них оказались книги, вышедшие в свет в конце 18 века. И уж совсем удивительный случай – «Псалтирь», датируемая, как утверждает всё та же кириллица, 7423-м годом.

«В этом нет никакой ошибки. Иногда в книгах указывался не год их издания от Рождества Христова, что нам ближе и понятнее, а год от сотворения мира. А чтобы выяснить в каком же все-таки году книга была издана, необходимо вычесть 5508. На самом деле в свет эта книга вышла не так и давно, в 1915 году, — обратилась Марина Александровна к школьникам.- И очень хорошо, что вы, ребята, не смутились столь необычной цифрой. Такое качество как стремление разобраться до конца и найти правильный ответ – самое важное для любого исследователя, а тем более ученого».

К радости юных гостей состоялся  и небольшой урок музыки, во время которого они узнали об изобретателе нотной грамоты монахе-бенедиктинце Гвидо д’Ареццо из Тосканы и открыли для себя крюковое или знаменное нотное письмо, почти забытое сегодня, но распространённое на Руси вплоть до начала 18 века.

После кратких, но все же уроков, гостям было предложено немного отдохнуть в красной гостиной, а заодно представить по каким улицам мог пролегать путь  гимназиста от гимназии до дома, как в это время выглядела Тула? Марина Александровна  представила подборку архивных фотографий города конца19 ­ начала 20 века. Как бы сильно не изменился образ Тулы за столько лет, современные дети с радостью узнавали  на старых фотографиях любимые уголки и исторические достопримечательности. Однако некоторые картины городского пейзажа и здания определить так и не удалось, поскольку они изменились до неузнаваемости или, к сожалению, были уничтожены, как, например, храм во имя Святой Троицы.

И, конечно же, юные гости с удовольствием ознакомились с обстановкой  и интерьером гостиной, выдержанной в стиле 19 века: узнали как устроена фисгармония, попытались извлечь из нее звуки, опробовали на мягкость диваны и кресла, рассмотрели подсвечники, канделябры и старинную посуду…. Такое «прикосновение» к истории помогло им стать еще ближе к гимназистам тех времен.

Завершая встречу, четвероклассники были единодушны с Мариной Александровной в том, что день гимназиста сто лет назад, был весьма насыщенный.

«Наверняка, вечером наш гимназист, сидя в похожей гостиной в окружении родителей и родных, прежде чем помолиться и лечь спать, рассказал им о важных, на его взгляд, событиях этого дня, — обратилась к ребятам Марина Александровна. – Надеюсь, что мы с вами, подводя итоги нашего познавательного занятия, тоже можем отметить много интересного, о чем нам рассказали предметы, хранящиеся в семинарии».

И с этим утверждением нельзя не согласиться, а лучше всего предоставить слово самим гимназистам.

«Мне очень понравились старинные книги, их так много в библиотеке! Они такие большие и обложки у них, оказывается деревянные, — говорит Алексей Соловьев.-  Нам даже показали необычную книгу, которая написана вручную и раскрашена очень красиво. Еще мне запомнилось, что нам рассказали, как появились названия нот. И, конечно, в гостиной все такое необычное, как было когда-то давно, особенно – фисгармония!».

«Было очень интересно определять год издания старинных книг, — добавляет Степан Кожевников, — Нам попалась вообще раритетная книга – 1768 года. Я считаю, что это очень хорошо, что мы смогли к ней прикоснуться, полистать. Такие книги обычно в музеях спрятаны под стеклом. Мне еще понравились уроки, которые провела с нами Марина Александровна, можно понять, как учились в гимназии сто лет назад. Большое спасибо за то, что нам так интересно обо всем рассказали!».

«Мне больше всего запомнилась комната, где хранятся иконы и другие священные предметы из храмов. Иконы очень необычные: есть и деревянные, и металлические, и даже вырезанные на раковине. Жалко очень, что столько икон  пострадало, когда  люди, которые не верили в Бога, решили бороться с теми, кто в него верит, рушили храмы и сжигали образа, — делится Аня Теплова.-  Мне бы хотелось побывать в семинарии еще раз, но уже с мамой и папой, чтобы они увидели все сами: и книги старинные, и гостиную и попробовали на фисгармонии поиграть! Надеюсь, что у нас получится прийти сюда вместе!».

«После всего, что нам сегодня показали и рассказали о том, как жили гимназисты сто лет назад, мне кажется, что учиться им было сложнее. Но в тоже время их жизнь была интереснее, — считает Максим Макаров. – У них не было ни компьютеров, ни интернета, ни телевизора, нужно было много читать книг, если они хотели много знать, чтобы найти то, что их интересует. Еще они в основном ходили пешком из гимназии домой, так они больше узнавали о своем городе, учились наблюдать, что происходит вокруг них. По вечерам они общались с родителями, играли на фисгармонии или фортепиано, пели. По-моему, это тоже очень хорошо! Мне сегодняшнее занятие очень понравилось! Большое спасибо! И еще спасибо за подарки – блокнотик и ручку. Как сказала Марина Александровна, чтобы всегда можно было записать умные мысли!».

Марина Полянская, фото автора