Богородицкий Пантелеймонов Щегловский епархиальный монастырь города Тулы

Местоположение.

В XVI веке, когда Тула являлась мощным форпостом на южной границе Русского государства, через нее от северных рязанских земель до Белгородчины проходила оборонительная линия — Большая засечная черта, а вокруг города была устроена развитая система оборонительных сооружений: искусственных преград — рвов, валов, и естественных — оврагов, речек, болот и лесов.

На пересечении сторожевого вала и трактовой дороги из Тулы в Венев стояли ворота. Народ называл их «Щегловы ворота» — по фамилии дозорного воеводы. А затем и засека, прилегавшая к сторожевому валу, стала называться Щегловской. Валы и засеки служили защитой от набегов татар.

Начало мужского монашеского жития в Туле.

В 1552 г. в царствование Иоанна Грозного, туляки успешно отразили нападение крымского хана Девлет-Гирея. Весьма малочисленные и плохо вооруженные туляки заперлись в Тульском кремле, но отразили приступ крымских татар. В летописи об этом сказано: «Божиею милостию и Пречистыя Его Матери и чудотворец русских вниде в него (Девлет-Гирея) страх и убояся велми, и стоя три дни, не дождавшись люди из загонов (отрядов, разосланных по окрестностям), и великим страхом побежа».

В честь героического отражения нападения войск крымского хана Девлет-Гирея, которое было 21-23 июня 1552 года, недалеко от Тульского кремля в 1553 году был воздвигнут деревянный мужской Иоанно-Предтечев монастырь, он располагался близ юго-восточной стены Тульского кремля.

Так было положено начало организованного монашеского жития в Туле. Обитель существовала довольно долго — до конца XVIII столетия.

В 1799 году согласно указу Святейшего Синода была образована Тульская епархия, архиерейская кафедра перенесена из Коломны в Тулу. Предтечев монастырь упразднили, преобразовав его в архиерейский дом. Но монахи в нем остались, они помогали архиерею в его трудном архипастырском служении.

Для новоназначенного тульского владыки среди прекрасной природы бывшей Щегловской засеки в 1810 году был построен архиерейский вместительный загородный дом – по сути скит для уединенной молитвы. В связи с тем, что в штат архиерейского дома входило несколько монашествующих, на даче был освящен домовый храм и заведен монашеский уклад жизни. То есть можно смело сказать, что через 10 лет после создания Тульской епархии было создано монашеское подворье первого в Туле Иоанно-Предтечева мужского монастыря — в Щегловской засеке.

В середине XIX века по инициативе и на средства московского купца Василия Ивановича Макарухина (основатель монастыря) рядом с архиерейским домом стали возводить комплекс зданий будущего уже самостоятельного мужского монастыря – Богородичного Щегловского.

Тульская линия старчества.

Искусным «кормчим», «наставником» в деле спасения души исстари православный народ признает именно мужские монашеские обители. Божьим Промыслом совпало стремление храмоздателя Василия Макарухина и тульского православного люда построить и украсить в Туле святую обитель.

Основатель мужского монастыря Василий Иванович Макарухин обратился за помощью в известные всему миру своим духовным авторитетом монашеские обители — в Русский на Афоне Пантелеимонов монастырь и Глинскую пустынь. Эти святые обители славились не только строгим уставом, но и развитием старчества. С Афона в Щегловский монастырь были посланы святыни.

В 1870 году Глинская пустынь прислала в Тулу иноков и иеромонахов, учеников Глинских старцев, из коих некоторые были позже настоятелями. В Щегловском монастыре был принят устав Глинской пустыни. Так  было положено начало тульской линии старчества.

Иеромонах Илларион, ученик канонизированного в конце XX века монаха Мартирия (Кириченко), стал в Тульском монастыре братским духовником. Затем духовником Щегловской обители стал глинский иеромонах Дометиан (в схиме Серафим). Он принимал и исповедывал всех, кто к нему шел. Посетителям он дарил скромные подарки: крестик, образок или поясок. К таким подаркам верующий народ относился с особым благоговением.

В воспоминаниях митрополита Евлогия (Георгиевского) есть рассказ о беседах со старцем Богородичного Щегловского монастыря. «Помню ласкового старца Дометиана, монастырского духовника. Увидит меня — и радушно: «Чайку! Чайку! Идите ко мне…»

Беседы с ним были назидательны, хотя он никогда прямо не назидал, а либо совет какой-нибудь даст, либо что-нибудь из монашеского быта расскажет. Давал он мне и книжки читать, приоткрывал тайну монашеской жизни и учил молиться. В монастыре я пробыл около месяца. Монахи научили меня многому. Мечтать о монашестве — это одно, реальность его — другое. Монахи показали мне внутреннюю, скрытую красоту монашества, ту тонкую красоту духовных состояний, которая раскрывается лишь на путях духовных. Этим они меня успокоили и привели к гармонии противоречие мечты и реальности».

Присутствие в Богородичном Щегловском мужском монастыре иеромонахов Глинской пустыни было благоприятным для формирования в нем духовной жизни, ведь все они прошли большой путь под старческим руководством в Глинской пустыни.

Так созидалась здесь тульская линия старчества - учениками глинских старцев, делателей умной молитвы, соратников оптинским старцам, продолжателей дела преп. Паисия Величковского, возродившего древнее учение исихастов – священнобезмолвствующих и созерцающих в молитве нетварный Фаворский свет. (В русском Ильинском скиту на Афоне в XVIII веке подвизался один из ревнителей «умной молитвы», преподобный Паисий Величковский).

Специфические черты старческого окормления: а) откровение помыслов ученика старцу; б) внимание (трезвение, хранение ума) — одно из основных средств борьбы с греховными помыслами. Глинские старцы часто призывали: «Будь внимателен». Игумен Филарет писал: «Хранение ума — паче дел»;

в) хранение чувств, которые помогут стать проводниками греховных помыслов, непрерывный самоконтроль — внутренняя самособранность;

г) безусловное послушание ученика старцу, отказ от своего мнения.

Старцы назначали ученикам келейное правило, послушания, определяли, какие книги следует читать и т.п.

Иеромонахи, монахи и иноки Глинской обители принесли на тульскую землю дух старчества, они духовно окормляли страждущих, и Богородичный Щегловский мужской монастырь в Туле по праву считался духовным центром. Шли сюда и ехали со всей России. Особенно был известен силой молитвы духовник обители, старец Дометиан, в схиме Серафим Щегловский и Тульский.

Люди приезжали в Щегловский монастырь и, сидя под старыми деревьями группами, коротали время в ожидании старца, дожидались от него слова утешения. И он, бывало, после службы несколько часов шел из храма до своей келии, хотя расстояние составляло меньше сотни метров, останавливаясь возле каждого, выслушивал нужду и просьбу о молитве, давал советы, вразумлял. Старец Дометиан (иеросхимонах Серафим Щегловский и Тульский) прожил в обителях – сначала в Глинской, потом Щегловской  - почти 50 лет.

Основатель Щегловской обители.

Василий Макарухин из рода мастеров медных дел, позже ставших купцами третьей гильдии. Известно, что в старые времена купцами становились и ремесленники.

Вот как о нем рассказывает тульский краевед Николай Троицкий: «Василий  постоянно жил в доме родителей, «воспитывался в духе богобоязненности и преданности церковным уставам». Он искренне любил посещать храм и старался часто бывать в нем. Всегда и пред всяким человеком он был кроток, тих, смирен и во всяком деле и слове вполне справедлив, никого ни в чем не упрекал…»

Жизнь Василия Макарухина была подобна жизни инока в миру: труд, благочестие, богослужения, благотворительность храмам и монастырям, молитва, самоотверженная любовь к Богу и ближним, нестяжательность.

По смерти отца в марте 1849 года к сыну Василию перешла мастерская по изготовлению церковных предметов. Это были красивые, изящные подсвечники, паникадила, чаши, купели, украшенные рисунками на библейские сюжеты, а также кресты на церковных главах и яблоки под них. На все эти предметы с юных лет он сам делал чертежи и рисунки, и потому был для отца своего незаменимым помощником, неутомимым мастером. Василию был дан талант от Бога, который он не «закопал в землю», а развил и приумножил. Он с любовью занимался рисованием, живописью. А также черчением, составлял чертежи для своего производства. Церковная утварь Макарухиных по прочности, изяществу и небольшой цене пользовалась спросом по всей России.

Василий Иванович в отношении к своим рабочим проявлял кротость и терпеливость, действовал на них воспитательно. Следуя его примеру и по его указанию, рабочие собирались в кружок, где один читал, а остальные слушали; так обыкновенно было или под праздник или на праздник. Обычай этот напоминает древние русские товарищества иконописцев, храмоздателей, проникнутых церковностью.

Василий любил читать, знал житие святых мужей, это знание побуждало его посещать места их подвигов. Высоко ценил и понимал значение старчества Василий Иванович Макарухин, основатель Богородичного Щегловского мужского монастыря в Туле. С годами он все больше задумывался о монашеском житии для себя, о пути духовного возрастания. Василий Макарухин по древнему православному обычаю нашел себе духовника - иеромонаха Никандра, который к тому времени уже был духовником Богоявленского монастыря в Москве и стал наставником Василия на трудном пути послушания ученика - старцу.

Основание Богородичного Щегловского мужского монастыря.

Когда созрело в Василии Макарухине решение направить на строительство мужской обители средства, накопленные благочестивым трудом, - и собственным, и трудом отца, дедов, прадедов, словом, всех предков, - он пришел к своему духовнику о. Никандру и со всем простосердечием открылся ему, что имеет большое состояние, желал бы употребить его на одно большое богоугодное дело.

Василий Иванович в этом истинно добром деле не хотел проявлять своей воли, а только подчиниться воле Божией и Божиему Промыслу. Старец сердечно отнесся к заявлению боголюбивого простеца и повел беседу об основании святой обители там, где она была утрачена, а именно в Туле. Отец Никандр был туляком, он знал о желании тульских граждан, их слезных молитвах к Богу о строительстве здесь мужского монастыря — святой обители, места обитания Святого Духа.

Создание обители в честь иконы Божией Матери «Млекопитательница».

Василий Макарухин, успешно продолжая дело отца, внутренне тяготел к монашеству. Он с охотой перенял общее настроение, охватившее в те годы многих молодых людей из купеческого сословия. Юноши сговаривались целыми группами идти на Афон – как раз в это время Святая Гора была освобождена от турецкого ига.

Основатель Щегловской обители Василий Макарухин (будущий преп. Варсонофий Щегловский и Тульский), был паломником по призванию. И посетил многие обители.

Недаром в его библиотеке были иллюстрированные путеводители во святой град Иерусалим ко Гробу Господню, по Константинополю, святым местам Востока и на Синай, в его коллекции были виды очень многих монастырей русских, а также виды обителей болгарских и особенно афонских!

Василий был в тех святых местах. Был он и на Афоне, дышал горным воздухом, беседовал со старцами и узнавал неведомое. Узнал он о поклонении афонских монахов святому образу «Млекопитательница».

Строгие афонские монахи прославили икону Пресвятой Богородицы-Млекопитательницы. Богословие иконы таково: Божия Матерь вскармливает Сына - Богомладенца, так же Она питает наши души, так же и Бог кормит нас «чистым словесным молоком» Слова Божьего, дабы мы, возрастая, переходили от пищи молочной к твердой пище Православия.

Это богословие иконы - завет афонских монахов: от азов Православия переходить к крепкой вере и глубокому Богословию. Один из путей духовного возрастания - под старческим руководством.

Василий был укреплен в своем решении посвятить главный монастырский собор иконе Божией Матери «Млекопитательница», когда в середине XIX века в Россию прибыла этот святой образ из скита святого пророка Илии на Афоне. В Москве эта икона находилась несколько месяцев в Богоявленском Елоховском соборе.

Безмолвно стоял перед святым образом в Богоявленском соборе Василий Макарухин, отдавал земные поклоны, молился. Сокрыто от нас, какая духовная помощь была явлена тогда Василию, но в том, что чудесное явление было, нет сомнений — ведь вскоре именно после этого события была заказана икона для нового монастыря в честь иконы Божией Матери «Млекопитательница». Чудо выбора имени посвящения главного собора Щегловской обители свершилось в сердце Василия Макарухина, пришло ему «в тихом веянии ветра», нам неслышном.

На иконе Божией Матери «Млекопитательница», выполненной по заказу Василия Ивановича Макарухина, было нанесено: «Сей святой образ написан и образ устроен в Москве в город Тулу во вновь устроенный мужской монастырь, что в Щеглове, 1859 года июня 29 дня». Это предвидение Василия Макарухина, будущего святого преподобного Варсонофия. В 1859 году в Туле не только мужского монастыря, но и главного собора еще не было. Собор в честь иконы Пресвятой Богородицы «Млекопитательница» заложили в 1860 году, а освятили в в 1864 году.

После его освящения архиепископ Тульский Никандр осмелился обратиться в Священный Синод с прошением об учреждении Богородичного Щегловского мужского монастыря – в честь чудесного спасения царя-императора Александра II во время покушения на него – крушения поездка в 1966 году.

Василий Макарухин подтвердил  финансовое обеспечение деятельности Щегловского монастыря. В июне 1868 года Государь император высочайше соизволил утвердить определение Св. Синода об учреждении Богородичного Щегловского монастыря, собственноручно написав на решении Св. Синода: «Согласен и благодарит».

Монастырский комплекс.

К моменту освящения главного храма были возведены все основные строения обители.

В 1880-е годы вблизи от главного храма с северной стороны строится еще одна церковь, названная во имя преподобного Никандра, одноглавая, более простая в объемно-планировочном решении, позднее подвергшаяся реконструкции с расширением. Возведена она была для повседневной требы и в отличие от главного храма была «теплой», т.е. отапливаемой.

Все три храмовых здания монастыря: и Богородицы-Млекопитательницы, и преподобного Никандра, и Успения Пресвятой Богородицы - имели «весьма благолепную обстановку» и были «богато наделены предметами утвари и церковнобогослужебными принадлежностями» (Троицкий Н.И., 1896, С. 109). На территории монастыря находились две хозяйственные постройки («службы»), отдельная трапезная (столовая) на всю монашескую братию, ледник, баня, кирпичный дом настоятеля и деревянный дом-келья Василия Ивновича Макарухина. За пределами монастыря размещались гостиница и больница.

В.И. Макарухин - главный жертвователь на строительство обители. Его вклад составил 500 тысяч рублей помимо других мелких расходов. Кроме него, крупными вкладчиками являлись тульские купцы М.М. Струков и Н.Н. Добрынин (в то время городской голова). Было большое количество жертвователей и из числа рядовых горожан.

Двухэтажное здание гостиницы первоначально было предназначено для приема странствующих богомольцев, для чего здесь имелись не только комнаты для ночлега (23 номера и 2 большие комнаты для странников), но и общая самоварная комната для чаепития. Строилась гостиница в 1880-е годы, но уже в начале 1890-х годов была расширена вдвое. Больничное здание выстроено в 1892 голу в один этаж на шесть кроватей по проекту, но фактически вмещала вдвое больше. При больнице имелись аптека, фельдшерская, ванная комната и кухня.

Для обучения детей была учреждена школа. В 1896 году для нее построили двухэтажное здание из красного кирпича, считавшееся долгое время лучшим школьным зданием не только в Туле, но и во всей епархии. Школа была рассчитана на 100 учеников. Ее здание по улице Кирова сохранилось до наших дней.

Принятие Василием Макарухиным монашеского пострига

Весной 1890 г. Василий Иванович решается принять ангельский образ — постригается в монахи. 22 апреля 1890 г. резко ухудшилось состояние здоровья В.И. Макарухина. На следующий день он приобщился Святых Христовых Тайн и над ним было совершено таинство елеосвящения.

А через два часа он воспринимает схиму. Схимонаху дано имя Варсонофий в честь Варсонофия Великого. Теперь схимонах Варсонофий всецело отдавался молитве.

Ежедневно после ранней литургии схимонах Варсонофий приобщался Святых Христовых Таин, после сего выпивал одну чашку чая с просфорой.

26 апреля (9 мая по новому стилю) 1890 года в 1 час 30 минут ночи схимонах Варсонофий тихо и блаженно почил о Господе. Тело его положено в нижней церкви (во имя св. Пантелеимона) двухэтажного собора в честь Пресвятой Богородицы-Млекопитательницы — под алтарем северного придела,  посвященного св. Василию Блаженному.

Духовное завещание св. преп. Варсонофия

Богородичная Щегловская обитель была открыта вновь в год 100-летия со дня смерти схимонаха Варсонофия — в 1990 году, а это значит, по его молитвам и заступничеству перед Господом. 2 ноября 1990 года территория и все здания монастыря были возвращены Русской Православной Церкви. 18 июля 1991 года состоялось торжественное открытие монастыря. Сохранились и восстановлены храмы Щегловской обители, сохранены святыни — две старинные иконы Пресвятой Богородицы-Млекопитательницы. По молитвам перед этими святыми образами совершаются исцеления, в Богородичном Щегловском мужском монастыре ведется летопись этим чудотворениям. Святой Дух и в наши дни живет в святой обители.

Молятся верующие святому преподобному Варсонофию. Надгробие над его могилой воссоздано в настоящее время в виде резной раки с большой ростовой иконой св. Варсонофия. В год Тысячелетия Крещения Руси схимонах Варсонофий прославлен по решению Священного Синода в Соборе Тульских святых.

В праздник Покрова Пресвятой Богородицы 2007 года совершена первая (после разрухи) Божественная литургия в соборе Пресвятой Богородицы-Млекопитательницы. Наместник монастыря архимандрит Клавдиан сказал в проповеди, что в этот самый знаменательный день жизни все должны понять, что находятся под омофором Божией Матери: «Мы под сводами восстановленного храма, значит, Царица Небесная сама ввела нас под Свой Омофор, не напрасны труды по восстановлению храма и всей обители, эти труды полезны для спасения наших душ».

28 января 2008 года в соборе состоялось первое архиерейское богослужение — Божественную литургию в ознаменование престольного праздника иконы Пресвятой Богородицы «Млекопитательница» совершил митрополит Тульский и Ефремовский Алексий.

Святыни Богородичного Пантелеимонова Щегловского мужского монастыря.

Владыка Алексий много способствовал и способствует тому, чтобы обрела Богородичная обитель редкие, дорогие сердцу всякого русского человека святыни.

В Богородичном Щегловском мужском монастыре в настоящее время доступна для поклонения та старинная икона Божией Матери «Млекопитательница», которая была написана для храма в честь преп. Никандра Псковского в конце XIX века еще при жизни схимонаха Варсонофия.

А в центральном храме Щегловского монастыря сейчас хранится икона «Млекопитательница» — список со старинной иконы афонской работы конца XIX в., который хранится в Елоховском соборе. При поклонении чудотворному образу иконы Божией Матери «Млекопитательница», который хранится в Щегловской обители, были отмечены чудеса исцелений, чадородия, дарования грудного молока. Матери молятся перед этой иконой о здоровье своих детей, невесты о богоданных женихах. И молитвы эти бывают услышаны.

Вечером по пятницам два раза в месяц в Богородичном Щегловском монастыре совершаются водосвятные молебны с чтением акафиста Божией Матери «Млекопитательница».

В 2007 году был вставлен в чудотворную икону святого великомученика и целителя Пантелеимона ковчежец с частью его святых мощей. А в великие праздники из алтаря выносится большой красивый ковчег с частицей мощей св. вмч и целителя Пантелеимона.

Несколько лет тому назад  появилась в храме в честь св. Никандра Псковского чтимая всеми святыня — икона святителя Николая, епископа Мир Ликийских, с частицей мощей. Массовым было паломничество в монастырь в этот день. Только молись, проси святого заступничества, и все полезное для души будет явлено по воле Божией. А сейчас есть в обители и ковчег с частицей св. можей свт. Николая Чудотворца, которые обязательно выносят из алтаря в дни его памяти

Есть в храмах обители иконы с частицами мощей свт. Спиридона Тримифунтского, современника свт. Николая Угодника, святых преподобных старцев Оптинских, св. блаж. Матроны Московской и Себинской, св. преп. Николая Алма-Атинского и Казахстанского, свв. преп. Серафима и Феогноста Казахстанских - бывших иноков Глинской пустыни.

В 2008 году обретены новые святыни: в соборе поставлен мощевик с частицами мощей святых отцов Киево-Печерской лавры — с иконой Собора Киево-Печерских святых над мощевиком.

Выполняется духовное завещание преподобного Варсонофия: по-прежнему живет и действует в Тульском Щеглове мужской монастырь, является «кормчим, искусным наставником» для монахов, иноков, всех прихожан и паломников в деле спасения души.

Запустение, затем восстановление Щегловского монастыря.

В начале 1920-х годов монастырь был закрыт и вскоре прекратил свое существование. Церкви новая власть закрыла, а кельи и службы были приспособлены под жилье. Церковная утварь вывезена, а ценные вещи реквизированы. Некоторое время на территории монастыря размещалась трудовая коммуна, находилось здесь и общежитие учеников технического училища патронного завода.

Восстановительные работы оживились с начала 1990-х годов, Только с решением вопроса о возрождении обители (на первых порах в качестве женской), с началом службы прежде в нижнем ярусе здания церкви Богородицы-Млекопитательницы, а затем в церкви Никандра, с помощью прихожан, доброхотов-жертвователей и ряда предприятий Пролетарского района дела монастыря стали поправляться.

Сегодня ансамбль Щегловского монастыря — одно из красивейших мест Тулы.

Решением Священного Синода от 27 июля 2011 г. (журнал № 94) митрополит Тульский и Белевский утвержден в должности настоятеля (игумена) Богородичного Щегловского мужского монастыря г. Тулы.

Архимандрит Клавдиан с февраля 2002 г. Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием и Священным Синодом утвержден наместником Богородичного Щегловского мужского монастыря г. Тулы.

С тех пор и возрождают духовные монашеские традиции насельники Богородичного Пантелеимонова Щегловского мужского монастыря.

К 2000 году братия монастыря насчитывала семь человек. Колокольня, храмы, жилые постройки, стены монастыря нуждались в капитальной реставрации.

Нынче успешно продолжается восстановление монастырских храмов. В главном храме центральный алтарь верхней церкви освящен во имя иконы Божией Матери «Млекопитательница». Лет семь назад освободили от кирпича замурованные окна монастырского собора, вставили рамы и укрепили потолки. В соборе Богородичного Щегловского мужского монастыря установлены новые окна - стеклопакеты с блоком автоматического регулирования открытия и закрытия окон на барабане главного купола соборного храма, а также пластиковая дверь со стеклопакетами на входе в верхний храм собор. В соборе сейчас установлен пятиярусный иконостас. В северном и южном приделах заканчивается реставрации. Написаны иконы и установлены в резные киоты. Изготовлены и установлены иконостасы центрального и боковых приделов верхнего и нижнего храмов. Позолочены и установлены Царские врата.

Восставшая из небытия Богородичная Пречистенская Пантелеимонова Щегловская обитель дышит и живет, помогая всем приходящим обрести мир и тишину в Боге. Видя благодатные перемены, произошедшие здесь всего за несколько лет, каждый человек, прославляя Господа, может сказать, что воистину невозможное человеком, возможно Богу (Лк. 18, 27).

Святой источник и святой колодец.

Близ Богородичного монастыря есть ключ-колодец, вот уже лет триста носящий имя св. Великомученика и Целителя Пантелеимона. Но еще при самом возникновении монастыря граждане не пожелали уступить тот колодец монастырю, опасаясь, что они будут лишены свободного пользования этой водой. Тогда Василий Иванович распорядился вырыть колодец внутри стен монастыря.

Колодец близ Никандровского храма копали сами монахи. Вода оказалась недалеко от поверхности, довольно обильной и весьма хорошего качества. Над новым колодцем был устроен четырехскатный шатер, а сруб колодца накрыт чугунной доской, которая представляет надпись, сделанную сквозным церковно-славянским вязаным уставом: «Почерпите воду с веселием от источника спасения». К этому колодцу приходили за водой верующие люди. В безбожное время большевики засыпали колодец известью и заложили бетонной плитой.

В 2007 году плита убрана, место очищено от извести. Сейчас здесь возведена водосвятная часовня в честь Архангела Михаила и Сил Бесплотных.

Старинный ключ-колодец, который носит имя св. Вмч. Пантелеимона, сейчас также благоустроен, рядом с ним силами благотворителей сооружена купальня.

 

 

 

Обращение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по случаю Дня трезвости
Обращение по случаю принесения в пределы Русской Православной Церкви мощей святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских. Часть 1.
Обращение по случаю принесения в пределы Русской Православной Церкви мощей святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских. Часть 2.






Анонсы


ВИДЕОсюжеты

Статьи и публикации

Календарь новостей

Синодальный Информационный Отдел