Свято-Никольский Венев монастырь

Свято-Никольский Венев-монастырь - старейший из монастырей на Тульской земле. Как писали дореволюционные историки, «Место, где был прежде Венев монастырь и где теперь село тогоже имени, лежит в 32 верстах от города Тулы, в 15 -  от города Венева, близ Казенной Картасеновской засеки, около версты влево от большой Веневской дороги».

Ученые сделали предположение, что, весьма возможно, Венев-монастырь возник по образу Киево-Печерской лавры в карстовых пещерах на берегу Осетра. Его основание восходит к первым векам распространения и укрепления христианства  на Руси.

Земля, на которой возник монастырь, была покрыта дремучими лесами, населенными племенами вятичей. В 11-12 веках здесь уже было поселение. Пока не установлено – были это монахи-отшельники или воины защитники рубежей.

Известно, что в начале 13-го века проповедовал и в этих землях тоже  православный монах Печерского монастыря Кукша. Он был замучен язычниками и ныне причислен к лику святых.

День памяти преподобного Кукши, священномученика, 9 сентября по новому стилю и 11 октября в Соборе преподобных отцев Киево-Печерских, в Ближних пещерах (прп. Антония) почивающих.

Отцы-основатели обители

По легенде Венев-монастырь был основан в XVIII веке на месте, где останавливался греческий монах Евстафий, который нес чудотворный образ святителя Николая. Евстафий служил в г. Корсуни (ныне Херсонес), в храме во имя апостола Иакова. Три раза являлся ему во сне святитель Николай и поручал доставить свою икону в Рязанскую землю.

Длительное и полное опасностей было путешествие священника Евстафия, но постоянным покровителем и наставником путников был сам свт. Николай. Оказавшись в пределах Рязанского княжества, в долине реки Осетр, священник Евстафий, несший чудотворный образ был с почестями встречен юным князем Феодором, сыном великого князя Рязанского Георгия Игоревича и препровожден в его удельное поместье, в ту пору именовавшееся Красным городом, ныне г. Зарайск, Московской области.

В ту пору земля, на которой находится Венев монастырь, принадлежала Рязанскому княжеству. Вот на пути в Красный город (ныне Зарайск) в 1225г.

и останавливался здесь священник Евстафий. После его посещения и в память о пребывании здесь чудотворного образа, освятившего Веневскую землю, и был здесь основан мужской монастырь в честь святителя Николая Чудотворца.

В книге историка Д. Г. Гедеонова «Венев-монастырь и Княжия ворота» сказано: «По тракту из Тулы на Рязань, верстах в 32 от первой стоит каменная церковь Венева монастыря, - единственный остаток упраздненной обители Св. Николая Чудотворца на Вении, а верстах в 10 отсюда на северозапад, близ д. Звойки указывают прокоп сквозь земляные насыпи и рвы, слывущий под названием Грабоновских или Княжих ворот. Оба этих памятника времен стародавних, стоили бы археологическаго осмотра уже потому, что святыня Венева монастыря доселе служит предметом особаго богомолья и благоговейнаго уважения.

Предание гласит, что основание монастыря современно принесению в г. Зарайск иконы св. Николая священником Евстафием, который, будто бы, в Вении имел с иконою продолжительную стоянку; если ж верить другому преданию, то основание обители восходит ко временам водворения Христианства в этом краю. Название Вении, Венева, Венёва, Веневки-реки и деревни произошло, будто, от стариннаго слова: Вень-береза, из которой доныне приготовляют венки и веники, эти принадлежности игрищ и бани. Несомненно, что в начале XV столетия здешняя обитель была в особом уважении московскаго князя за благочестие иноков и просвещенную ревность к пользам земли русской».

По преданию в Венев-монастыре был преп. Сергий Радонежский, пешком пришедший сюда из Серпухова. Летописных следов об этом нет, но в монастыре хранились два посоха Святителя земли Русской. Он обычно на дорогу вручал свой посох монаху Лавры, идущему игуменом во вновь открываемый или действующий монастырь. Один из них точно принадлежит монаху Петру, пришедшему сюда из Лебедяни с бывшим смоленским князем Юрием (Григорием по крещению), совершившим убийство друга и не покорившейся ему его жены. Здесь он раскаялся и был похоронен.

В северной части нижнего храма перед алтарем предполагается захоронение Смоленского князя Юрия, закончившего свою жизнь в монастыре.

Первое упоминание о монастыре встречается в «Книге степенной царского родословия» в 1407г. в рассказе о кончине и погребении в Венев-монастыре смоленского князя Юрия. Великий князь смоленский Юрий Святославович умер в 1408 г. и погребен у правого клироса нижнего храма.

События, связанные с князем Юрием, происходили во время правления Великого князя Московского Василия Димитриевича, сына Димитрия Донского.

В 1406 г. Юрий перешел на службу к Василию Московскому, стал наместником в Торжке. Князь Юрий Святославич пленился красотой Иулиании (жены князя Семена Ивановича Вяземского, также происходившего из династии смоленских Ростиславичей) и всячески старался склонить ее к прелюбодеянию, но Иулиания строго хранила супружескую верность. Однажды во время пира князь Юрий убил мужа Иулиании, в надежде насилием овладеть ею. Святая Иулиания воспротивилась насильнику. Разъяренный князь Юрий приказал отрубить ей ноги и руки, а тело её бросить в реку Тверцу.

Древний летописец пишет: «…и бысть ему во грех и в суд велик. И с тово побежа к орде, не терпя горького своего безвремения и срама и безчестия».

Совершив злодеяние, терзаемый укорами совести и всеми порицаемый, князь Юрий бежал в Орду. Не найдя там себе покоя, он вернулся и искал обитель, чтобы поселиться в ней и оплакивать свой страшный грех.

Встретившись с монахом-отшельником, князь Юрий уверовал, что пришло время оставить тщету века сего и взыскать место для спасения души своей. Так он оказался в Веневской пустыни в мужском монастыре св.Николая чудотворца.     

Поселился он в Николаевском Успенском Веневом монастыре на реке Осетр (в 34 верстах от Тулы), - при игумене Петре и там «в скорбе  и печали сетовал о грехах своих».  Но пробыл здесь князь Юрий недолго, заболел и 14 сентября 1408 года умер. После смерти Юрий Смоленский завещал Веневу монастырю значительную сумму денег. На них были построены каменные стены и монашеские кельи. 

Настоятели Венева-монастыря до второй половины XVII столетия были игумены, с сего времени до 1765 г. - архимандриты, под конец - иеромонахи в звании игуменов и строителей. Список настоятелей начинает игумен Петр. Этот список составлен по бумагам монастырского архива и по древнему синодику. В этом списке сказано: «Игумен Петр, живший в начале XV столетия благочестивый инок; под его руководством Смоленский князь Юрий в последние дни своей жизни нес подвиги покаяния и молитвы».

Игумен Петр, впоследствии названный Петром Веневским, был учеником Сергия Радонежского.  

Заслуга преподобного Сергия для русского монашества состояла не в том одном, что он основал Свято-Троицкую лавру, а равно и в том, что его трудами или при его участии и благословении устроено несколько других обителей.

Преподобный Сергий приходил в обитель пешком, чтобы навестить своего ученика – игумена Петра. Он подарил ему жезл, власяницу и посох.

В XIV веке в Веневе-монастыре состоялась историческая встреча Сергия Радонежского, игумена Петра и князя Дмитрия Донского.

Реликвии до 1930 г. хранились в Венев-монастыре, потом были перевезены в какую-то другую епархию, т.к. в разное время монастырь был приписан к разным епархиям.

Архиепископ Пимен Новгородский – в заточении

В южной части, в особой каменной нише Никольской церкви в ковчежце покоятся частицы мощей Новгородского свт. Пимена, над ними находится икона с изображением святителя. Пимен возглавлял Новгородскую кафедру.

В 1570 г. по ложному доносу в Венев-монастырь был сослан Иоанном IV  новгородский архиепископ Пимен (Черный). День памяти 25 сентября.

Свободолюбивые новгородцы часто меняли управляющих ими князей и архипастырей. Архиепископ Пимен был в Новгороде владыкой 17 лет. Это говорит о его пастырском таланте и способности примерять враждующие стороны.  В 1570 году Иоанн IV получил донос на архиепископа Пимена, в котором сообщалось, что он умышляет отколоться от Москвы и перейти к Польскому королю.

Иван Грозный прибыл в Новгород Великий с царевичем и отрядом опричников. Архиепископ Пимен встречал его у ворот с хлебом-солью, но благословение не было принято. Архиепископ Пимен прилюдно был обвинен в предательстве. Было объявлено, что он лишается архиепископского сана. С него сняли облачение, одели в ветхую одежду, провезли с позором по городу (с бубенцами и волынкой) и отправили в Москву на суд, который осудил его на вечное заточение в «каменном мешке» Венева монастыря. Его замуровали в кирпичную кладку под Никольским храмом, оставив воздушного пространства 1,5 куб. метра с одним маленьким отверстием, через которое подавали воду и просфору раз в сутки. В таких условиях Пимен Новгородский прожил год и два месяца и в 1571 году скончался.

Вскоре после кончины святителя-мученика началось народное, а затем и церковное почитание архиепископа Пимена. До 1913 года в Нижнем храме монастыря находилась гробница жертвы грозного царя в виде мраморного саркофага за металлической решеткой работы местных мастеров, над которым было укреплено иконное изображение Святителя Пимена. В настоящее время в мощных каменных сводах нижней церкви  создана для обозрения и поклонения паломников имитация «каменного мешка», в котором замучен архиепископ Пимен.

В 1986 г. из-под пола Никольского храма был изъят особый ковчежец с частицами  мощей свт. Пимена Новгородского.

Из всего монастырского комплекса дошла до наших времен только прекрасная Николо-Успенская церковь, единственный в тульском крае двухэтажный храм второй половины XVII века. Памятник представляет собой двухэтажное, сложное в плане, ассиметричное каменное здание, сгруппированное по высоте и протяженности из нескольких объемов. На каждом этаже расположена отдельная церковь: внизу теплая, вверху холодная.

Нижняя, «теплая» Никольская церковь перекрыта крестовыми сводами, опирающимися на массивный столп, стоящий посреди церкви и занимающий чуть ли не четверть площади и без того небольшой церкви.

Мощь центрального столпа, низко нависающие тяжелые своды и царящий здесь полумрак словно напоминают, что это здание седой старины. Интерьер позднего средневековья, красота, самобытность и духовное богатство зодчества XVII века.

Успенская - «холодная» - церковь размещена во втором этаже. Поднимаемся по крытой наружной лестнице и выходим на паперть, «глаголем» охватывающую верхний храм с западной и северной сторон. Вход в церковь украшен порталами с традиционным в XVII веке оформлением: по бокам – узкие полуколонки с перехватами и дынькой посередине, вверху – полуциркульная декоративная арка.

Перекрытия сомкнуты четырехлотковым высоким сводом, она просторна и светла. В толще северной стены церкви устроена узкая, очень крутая лестница, связывающая между собой верхнюю и нижнюю церкви.

Основной объем храма представляет собой высокий двухэтажный четверик с нижним одностолпным храмом и верхним двусветным. С восточной стороны к основному объему примыкает сильно вытянутая двухступенчатая апсида. Такие апсиды были характерны для новгородских храмов. В верхней части основного высокого объема церкви пробегает ритмичный ряд полукруглых, чуть килевидных кокошников, под ними - широкая полоса кирпичного узорочья, как кружевная лента, опоясывает церковь.

Полукружия кокошников были расписаны священными изображениями: «св. Николай Чудотворец», «Успение Божией Матери» и др., на сегодняшний день не сохранившиеся. По углам поставлены парные полуколонки, так называемые «дудочки», характерные для зданий кон. XVII - нач. XVII вв.

Полоска «поребрика» - кирпичей, поставленных на ребро, отделяет верхнюю церковь от нижней. Богато украшенные оконные наличники зрительно увеличивают размеры окон и в то же время придают храму изысканную нарядность.

Завершается основной объем четырехскатной крышей с изящным восьмигранным фонариком и небольшой главкой на тонкой шейке. В отличии от основного объема колокольня храма – восьмигранный ярус звона на четверике с парадной лестницей – несколько скромнее и также завершена фонариком и главкой. Колокольня пристроена к северо-западному углу и, составляя нижним ярусом паперть для входа в верхнюю церковь, соединяется с северными и западными дверьми двумя просторными галереями.

Убранство храма Венева-монастыря

Все стены были расписаны растительными орнаментами, являющиеся типично русским явлением. Такими же орнаментами были расписаны своды и стены паперти

Поражает пятиярусный иконостас Успенской церкви. Такой иконостас был  типичен для конца XVII века. Переход от низкой алтарной преграды к высокому сплошному иконостасу – явление в целом национально русское, происходящее в основном в XIV -XV вв., в становлении которого большую роль сыграли Андрей Рублев и Феофан Грек. Византия, откуда берет свое начало древнерусское искусство, не знала высоких иконостасов.

Особенно выразительны для эпохи московского барокко царские врата. Иконы в иконостасе верхней церкви выполнены художником Сафоновым в 1888 г. в стиле XVI в. В пятом поясе посреди - образ Господа Саваофа писан краскою и золотом, а по сторонам 12 праотцев, писаны в красках же и золотом. Сверх всего иконостаса образ Распятия господня с предстоящими по правую сторону Пресвятой Богородицы, по левую сторону Иоанном Богословом.
На верхней части высоких стен - картины художников академической школы: «Оплакивание Христа», «Снятие с креста», «Положение во гроб» и др.

В монастыре сохранилось много древних икон: «Св. Елизавета», к. XVIIIв., «Архангел Рафаил», сер. XIX в, «Преподобный Пафнутий», сер. XIXв., «Покров Богоматери», 2пол.XVIIIв., «Вседержитель» XIXв., «Св. арх. Михаил», XVIIIв., «Св. арх. Гавриил», сер. XIXв., «Успение Богоматери», XVIIIв., «Тайная вечеря», к.XIXв., «Вседержитель на престоле», XVIIIв., «Поклонение апостолов», XVIIIв., «Преп. Макарий Унжинский чудотворец», XVIIIв.
Все они выполнены темперой, покрыты левкасом и позолотой.

Царь Иван Грозный пожаловал Веневу монастырю  земли и близлежащие села и деревни с крестьянами. По переписи 1674 г. Венев монастырь владел огромным богатством: 2246 крестьян, 425 дворов. При монастыре были конский и скотный заводы. В этот период возведены двухэтажный храм с колокольней и другие каменные монастырские постройки.

Имени зодчего храма неизвестно. Но судя по непосредственности, подкупающей свежести, смелости архитектурных изысканий и творческих находок, трудно не высказать предположение, что творцом его был зодчий, наделенный недюжинным архитектурным дарованием и большим опытом.

Внешнему облику храма присущи многие отличительные черты архитектуры конца XVII века: отсутствие страха перед асимметрией, свобода планировочных и пространственных решений, смелые контрасты, богатое кирпичное узорочье – и в то же время – следование духу более древних форм и деталей.
Любопытен крест главного купола. Это якорный четырехконечный крест. Средокрестие украшено медальоном, от которого отходят по три луча с каждой стороны, заканчивающиеся шариками. Концы креста оканчиваются кругами с прикрепленными сердечками. В нижней части креста – якорь, также оканчивающийся сердечками. Якорь сделался у христиан символом надежды на крепчайший плод Креста Христова — Царство Небесное, символом спасения, что очень соответствует понятию о храме, как о корабле, плывущем в Царство Божие.

С середины XVIII века материальное положение монастыря стало ухудшаться. 31 мая 1782г. монастырь был упразднен. Успенский храм был обращен в приход расположенного рядом с. Богоявленского.

В 1784 г. разобраны в бывшем Веневе монастыре жилые каменные здания и каменная ограда, а камень перевезли на оружейный завод.

В 1803 г. отняты у Успенской церкви и деревянные доходные постройки. Ранее здесь проводились ярмарки – в постройках жили купцы.

Так получилось, что от некогда богатого архитектурного ансамбля Венева монастыря осталась только двухэтажная церковь.

Приходской Успенский храм не прекращал своего духовного служения в течение всего XIV в. В храме не прекращалось  богослужение даже в советские годы. Успенский храм был закрыт на 2 года только осенью 1941 г.

Новая монастырская жизнь в Веневе монастыре начала возрождаться в самом конце 20в. В 1998 г., по благословению Тульского митрополита Серапиона, Успенский храм был передан Щегловскому монастырю города Тулы для организации подворья. 1-го ноября того же года подворье обращено в сестричество. Указом Священного Синода от 19 июля 1999 г. сестричество преобразовано в Свято-Никольский женский монастырь.

В настоящее время в монастыре проживают 15 насельниц. Монастырское хозяйство – скотный двор, молочная ферма, огород, парники, маленькая пасека, восстановлен фруктовый сад – все это на хрупких плечах небольшой женской общины.

За сравнительно короткий срок с 1999 года в Веневе-монастыре произошло много созидательных событий: отреставрирован северный предел нижнего храма в честь преподобного Пафнутия Боровского, в нем же находится трапезная для насельниц обители, восстановлен центральный купол храма, построена фасадная часть монастырской ограды, построены три келейных корпуса, а также хозяйственные помещения.

Интересен некрополь Венева монастыря.

Севернее храма расположен участок ограды с въездными воротами. Первоначально территория монастыря была обнесена кирпичной оградой с угловыми башнями, служившими в оборонительных целях. Западнее – за оградой кладбища, окружающего храм (в монастыре имеются старинные надгробные плиты, где похоронено более пятисот монахов), под слоем земли, сохранились остатки фундаментов древней монастырской ограды и угловых башен.

За многие века на кладбище, которое располагается вокруг храма могилы знаменитых людей. Многие известные и высоко духовные люди завещали похоронить себя в некрополе монастыря.

Снаружи, рядом с алтарной апсидой с северной стороны стоят два деревянных креста. Это могилы почитаемых в Тульской губернии старцев – священника о. Афанасия Реутова, преставившегося в 1904 г.,  и о. Христофора (Никольского), похороненного рядом с могилой о. Афанасия в 1996 г.

Отец Афанасий был великий молитвенник Богу, опытный в духовных советах старец не только в Тульской губернии но и за ее пределами.

Родился Афанасий Дмитриевич Реутов в 1829 г. в с. Денисово Тульской губернии в семье священника, служившего при церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Окончив Тульскую духовную семинарию, он получил должность наставника Дедиловского сельского училища в приходе Успенской церкви с.Венев монастырь. В 1852 он посвящается в диаконы, а затем и в священники.

Через 11 лет, после смерти жены, решил уйти «в затвор» и начал копать пещеру для этой цели. Но Господь открыл ему, что он должен остаться со своей паствой, воспитать детей, служить людям и молиться за них.

О.Афанасий обладал даром исцелений и прозорливостью, все это подтверждает, что он был великим молитвенником, очищал душу постом и молитвой.

К нему приезжали за духовными советами люди из Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, Тулы. Многие люди получили выздоровление от болезней по молитвам отца Афанасия. В народе он стал известен как старец Афанасий.

Одним из активных поборников прославления имени старца о.Афанасия и причисления  его к лику Святых был старец схиархимандрит Христофор.

Старец Христофор был известен множеству людей как мудрый советчик. Он обладал высоким духовным знанием, глубоким, верным рассуждением и истинной премудростью. Поэтому к нему ездили отовсюду за помощью и советом.

Самым главным подвигом старца Христофора является его деятельность по прославлению двух великих святых – святого блаженного Иоанна Тульского и святой Ефросинии Колюпановской.

Старец Христофор вывел из забвения эти великие святыни – именно его стараниями произошло обретение мощей блаженного Иоанна Тульского, Христа ради юродивого, Тульского Чудотворца и восстановление Колюпановской святыни, создание на этом святом месте обители.

Памятник истории и архитектуры

Постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960г. №6-1327 Венев-монастырь и его росписи поставлены на учет как памятники архитектуры и живописи. Это памятники федерального значения. К северной стене колокольни прикреплена охранная доска с надписью: «Памятник архитектуры. Церковное здание. 1696г. Охраняется государством».

 

ВСЕМ ЕПАРХИАЛЬНЫМ ПРЕОСВЯЩЕННЫМ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО "О подготовке новой редакции учебно-методического пособия "Практическое руководство по приходскому консультированию"
Обращение по случаю принесения в пределы Русской Православной Церкви мощей святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских. Часть 1.
Обращение по случаю принесения в пределы Русской Православной Церкви мощей святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских. Часть 2.





ВИДЕОсюжеты

Статьи и публикации

Календарь новостей

Синодальный Информационный Отдел