ПАЛОМНИЧЕСТВА ПО СВЯТЫМ МЕСТАМ ТУЛЬСКОЙ МИТРОПОЛИИ

Маршруты:

1. «Тула православная»

♦ Встреча паломников в Богородичном Пантелеимоновом Щегловском мужском епархиальном монастыре Тулы, здесь располагается Тульский епархиальный паломнический центр).

Божественная литургия в обители. Поклонение святыням обители: чудотворный образ Божией Матери «Млекопитательница», иконы с частицами святых мощей великомученика и целителя Пантелеимона, свт. Николая чудотворца, свт. Спиридона Тримифунтского, святого блж. Иоанна Тульского, свт. Николая Алма-Атинского, прпмчч. Серафима и Феогноста Казахстанских, преп. Амвросия и всех старцев Оптинских, св. блж. Матроны Московской и Себинской, мощевики.

♦ Осмотр с рассказом об истории обители. Единственный в России и в мире удел Пресвятой Богородицы-Млекопитательницы — это основанный в ее честь Богородичный Пантелеимонов Щегловский епархиальный мужской монастырь города Тулы. Святое место развития тульского старчества на примере подвигов глинских старцев, пославших в 1870 году в Тулу, в учрежденный Богородичный Щегловский мужской монастырь своих учеников. До революции это- духовный центр, известный многим, сюда ехали и получали утешение паломники со всей России для встречи со старцем Дометианом, в схиме Серафимом, ранее иноком Глинской пустыни и почти 50 лет подвизавшимся в подвиге старчества.

♦ Посещение источника и купальни в честь вмч. Пантелеимона, целителя.

Знакомство с православными святынями Тулы:

♦ Всехсвятский кафедральный собор г. Тулы, (чудотворный образ Божией Матери Казанская, ковчег с частицей мощей сщмч. Илариона Верейского).

♦ Посещение Тульского некрополя, мест, связанных с историей православия в Туле.

♦ Соборы Тульского кремля. Успенский собор (фрески ярославских мастеров XVII века). Успенский храм на площади (бывший Успенский женский монастырь), здесь рака с мощами святого блж. Иоанна, Христа ради юродивого, Тульского чудотворца, образ Божией Матери Смоленская, фрески школы Васнецова.

♦ Храм Благовещения Пресвятой Богородицы г. Тулы (чудотворный образ Божией Матери «Иверская»).

♦ Храм свв. Двенадцати Апостолов (поклонение древним чтимым образам).

♦ Свято-Сергиевский храм г. Тулы (икона преп. Сергия Радонежского)

♦ Пречистенский храм (икона Вифлеемских младенцев с частицей мощей).

♦ Возвращение паломников в Щегловский монастырь на вечернюю службу.


2. «Родина святой блаженной Матроны Московской и Тульской, Себинской» (ВИДЕО)

♦ Прибытие в Свято-Успенский мужской монастырь г. Новомосковска.

Для церкви Успения Божией Матери по настоянию Матроны была написана икона Божией Матери «Взыскание погибших». Эта икона, написанная по благословению Матроны, находится в Свято-Успенском монастыре Тульской епархии в городе Новомосковске. Когда она была написана, ее несли крестным ходом с хоругвями от Богородицка до самой церкви в Себино. Матрону под руки вели встречать икону за четыре километра. Этот образ Божией Матери «Взыскание погибших» стал главной местной святыней и прославился многими чудотворениями.

Божественная литургия. Осмотр обители и поклонение святыням: чудотворный образ Божией Матери «Взыскание погибших», ковчег с частицами мощей святых угодников Божиих, икона и ковчег с частицей мощей св. блж. Матроны Московской, Тульской и Себинской.

♦ Свято-Успенский храм с. Себино (родное село блж. Матроны).

Дом Никоновых находился поблизости от церкви Успения Божией Матери. Родители Матроны любили вместе бывать на богослужениях, а Матрона буквально выросла в храме, ходила на службы сначала с матерью, а потом одна, при всякой возможности. У нее было свое привычное место – слева за входной дверью, у западной стены, где она неподвижно стояла во время службы. Она росла под звуки молитв и, видимо, с детства Матрона стяжала дар непрестанной молитвы.

Блаженная старица, Матрона Дмитриевна Никонова или просто матушка Матрона, Матронушка, Матреша ,как звали ее близкие люди, еще при жизни умела творить чудеса. Молитвой и святой водой исцеляла болезни, духовным предвидением предостерегала от опасностей и бед. К ней шли за помощью в безнадежных безвыходных ситуациях. Она утешала: все будет хорошо. Молилась, и беда отступала. Благодаря своему особому, данному Богом дару, матушка Матрона помогла очень многим людям, ее почитали еще при жизни. А после смерти причислили к лику святых.

♦ Святой источник Казанский иконы Божией Матери с. Осаново.

Село Осаново лежит в местности, окруженной горами, из которых в изобилии текут источники с весьма чистой и здоровой водой, и находится в 80 верстах от Тулы и в 30 верстах от Венева, на юго-восток от последнего. Место, где расположено село, заселено было давно; по писцовым книгам второй половины XVI в. здесь существовала деревня Осаново. Первый храм в селе был построен во второй половине XVII в. в честь Казанской иконы Божией Матери.


3. «Поле Русской славы» 

♦ Здесь в 1380 году решалась судьба России – произошла Куликовская битва.

Прибытие на Куликово поле (посещение мемориала на Красном холме). Красный холм Куликова поля – место, где, по преданию, располагалась ставка темника Мамая, где было водружено знамя победы русского войска. Мемориальный комплекс на Красном холме – старейший памятник ратной славы России: колонна в честь благоверного князя Димитрия Донского, храм-памятник в честь преподобного Сергия Радонежского (экспозиция «За землю русскую и веру христианскую…»). Посещение храма преп. Сергия Радонежского.

♦ Богородицерождественский храм с. Монастырщина. Село Монастырщина – место легендарного захоронения русских воинов, павших в Куликовской битве. Мемориальный комплекс в с. Монастырщина: музей Куликовской битвы – единственный в России музей средневекового сражения (экспозиция «Руси великое начало»: уникальные находки, обнаруженные на поле битвы, реконструкции доспехов), храм Рождества Пресвятой Богородицы, Аллея Памяти и Единства.

♦ Святой источник «Прощеный колодец». Согласно народным преданиям, здесь Дмитрий Донской омывал целебной водой раны, прощался с погибшими воинами. В 2001 году источник освящен Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

♦ Поселок Епифань – старинный уездный город с давними купеческими традициями, «столица» Куликова поля. Свято-Никольский собор п. Епифань.

♦ Женский скит - подворье Троице-Сергиевой Лавры. Холм, на котором стоит Успенский храм издавна называется Федосьино городище. Одно из дошедших до нас преданий связывает это название с именем преподобного Феодосия Печерского – основателя Киево-Печерской лавры. Согласно легенде малороссийский монах устроил на берегу Дона небольшую иноческую обитель и назвал ее по имени своего учителя и наставника. Спустя двести сорок лет, в настоящее время идет возрождение Свято-Успенской обители на Федосьине городище.


4. «Святыни земли Белевской» 

♦ Свято-Введенская Макариева Жабынская пустынь (надгробие преп. Макария Жабынского, святой источник). Жабынский монастырь основан был в 1583 году на устье речки Жабыни, впадающей в Оку, в пяти верстах от Белева. Преподобному Макарию пришлось устроять все на пустом месте, строить храм и кельи, собирать братию. Нелегко ему было и в другое время, а когда разорен был весь край, старцу пришлось долго переносить на пепелище и голод и холод, он все терпел для Господа, и пустынь Жабынская после того называлась Макариевою. В синодике жабынском сказано, что преподобный Макарий «доныне сияет в чудесах».

Силу веры преподобного Макария и степень его любви к ближним показывает такое событие: преподобный неожиданно увидел умиравшего от жажды польского воина. Ослабевший от долгих блужданий человек просил: «Пить!» Памятуя заповедь Господа, преподобный Макарий сотворил молитву и ударил посохом по земле. Забил источник воды, напоивший жаждущего. Позднее на месте источника были построены часовня и купальни, в которых через омовение исцелялись больные.

♦ Спасо-Преображенский Крестовоздвиженский мужской монастырь г. Белева. Монастырь до сих пор является лицом г. Белева. Без него невозможно представить живописный ландшафт, который открывается за семь километров от въезда в город. В древнейшем городе белевские князья в XV в. начали строить Спасо-Преображенский мужской монастырь. Его строительство было завершено в 1525г. По замыслу он должен был стать усыпальницей белевских удельных князей. Во времена Ивана IV Грозного монастыри и церкви были на содержании удельных князей.

В 1625 г. был основан женский Крестовоздвиженский монастырь. С ним впоследствии связано развитие кружевоплетения, одного из самых ярких достояний белевской культуры, принесшее городу славу не только в России, но и за ее пределами. Кружевами поначалу украшались церковные облачения и принадлежности церковной службы. Затем кружевоплетением занялось женское население города.

В настоящее время монастыри восстанавливаются как один монастырский комплекс.

Здесь место поклонения блаженному Никанору, Христа ради юродивому, Белевскому чудотворцу. При изучении монастырских архивов выяснилось, что у стен храма покоится Белевский чудотворец - блаженный Никифор, считающийся у верующих покровителем торговли и житейских нужд. На основании старых документов было определено захоронение, которое пока еще находится под спудом с правой южной стороны Спасо-Преображенского монастыря. Захоронение оформили по православным традициям, и теперь оно стало местом поклонения праведнику.

♦ Богородицерождественский кафедральный собор г. Белева (место служения сщмч. Игнатия, епископа Белевского). Собор принадлежит к числу древнейших города Белева, так как приходская церковь во имя Рождества Богородицы по первоначальному своему возникновению- одна из пяти древнейших церквей города Белева, и предание справедливо называет ее самой древнею.

♦ Богородице-Рождественский Анастасов монастырь

Монастырь основан в XVI веке князем Иваном Михайловичем Воротынским. В 1550-х годах в монастыре была построена деревянная церковь, на месте которой в 1669-1675 гг. воздвигнут дошедший до наших времен каменный храм. Монастырь назван Анастасов по имени первого настоятеля игумена Анастасия. Жемчужиной Анастасова монастыря является Богородице-Рождественский храм.


5. «Святыни земли Алексинской»

♦ Свято-Казанский женский монастырь с. Колюпаново (надгробие св. блж. Евфросинии Колюпановской, святой источник, купальня). 16 июля престольный праздник, традиционный крестный ход на св. источник.

Свято-Казанский женский монастырь, расположенный в селе Колюпаново Алексинского района Тульской области, учрежден 16 июля 1995 года Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексием II и является одним из молодых строящихся православных монастырей. Однако история зарождения монастыря начинается в далеком прошлом.

Село Колюпаново образовалось в начале XVI века. Сохранилось предание, что здесь, кроме старинных церквей, был и монастырь. Блаженная Евфросиния, в миру княжна Евдокия Вяземская, в 40-х XIX века из-за гонений и притеснений злых людей приехала на жительство в с. Колюпаново. Евфросиния полюбила гулять по склонам оврага, где протекала ручейком небольшая речушка Прошенка. В одном уединенном месте этого оврага собственными руками вырыла блаженная небольшой колодец, и, когда больные обращались к ней за помощью, она часто говорила им: «Берите воду из моего колодезя и будете здоровы». До сих пор люди черпают воду из матушкиного колодца и получают исцеление от своих недугов.

Сохранились в памяти предсказания Евфросинии о том, что на месте ее погребения будет стоять женская обитель. Хранителем святого предания о блаженной Евфросинии был схиархимандрит Христофор. Его стараниями возобновлено почитание святой блаженной Евфросинии и восстановлен разрушенный храм в селе Колюпаново, где почитают святые мощи этой великой подвижницы.

♦ Святыни Заокской земли: Бехово, Поленово.

Деревня Бёхово находится на берегу Оки, которая представляет главную судоходную артерию области, а также является естественной границей между Калужской, Тульской и Московскими областями.

Главной достопримечательностью Бехово является церковь Троицы Живоначальной, строительство которой связано с именем выдающегося русского художника В.Д. Поленова. Образцом как для плана, так и для фасада послужили новгородские церкви ХII века и северные деревянные церкви. Купол заимствован у Новгородского Софийского собора. Внутренний вид храма сделан наподобие церкви святой царицы Елены в Иерусалиме VI века. Церковь Пресвятой Троицы действует и сегодня.

Недалеко от церкви находится святой источник Казанской Божией Матери, привлекающий к себе паломников со всей страны.

Рядом с Бёхово, в поселке Поленово, на берегу Оки находится Дом-музей В.Д. Поленова, построенный в конце 19 века.

♦ Казанский храм с. Савино (захоронение командира крейсера «Варяг» В.Ф. Руднева, музей). В Заокском районе, недалеко от Бёхово, расположены старинные храмы, строительство которых относится к середине 18 века: это церковь Александра Кипрского в Ченцово, Свято-Казанский храм в селе Савино и церковь Рождества Богородицы в селе Велегож. Эти храмы, представляющие историческую и культурную ценность для России, охраняются государством.


6. «Древнейшая обитель земли Тульской»

♦ Свято-Никольский Венев монастырь (осмотр древнейшего монастырского комплекса, поклонение мощам свт. Пимена, архиепископа Новгородского, страстотерпца. ▫ Панихида на могиле почитаемого старца схиархимандрита Христофора (Никольского +1996, 9 декабря, вс).

Многие источники утверждают, что Венев- монастырь – один из самых древних православных монастырей, воздвигнутых на Руси. Известно, что в этих глухих местах в начале 13 века проповедовал православие монах Киево-Печерского монастыря Кукша, замученный язычниками и ныне причисленный к лику святых, в земле Тульской просиявших.

По легенде, записанной в середине XIX в. Д. Г. Гедеоновым, монастырь был основан в тринадцатом веке (см. «Православная энциклопедия», том 7, стр.574) на месте, где останавливался греческий священник Евстафий, выполнявший чрезвычайно трудную и опасную миссию, возложенную на него чудесным образом cвт. Николаем, архиепископом Мир Ликийских. Три раза являлся во сне священнику Евстафию свт. Николай и поручал доставить свою икону в Рязанскую землю, о существовании которой он не ведал.

Земли, на которых расположен в настоящее время Свято – Никольский женский Венев монастырь, в 13 веке принадлежал Рязанскому княжеству. По пути к селению Красный город священник Евстафий со спутниками, несший чудотворную икону свт. Николая в 1225г., останавливался здесь, и после его посещения в 13 веке на этом месте был основан мужской монастырь.

Игумен-Христолюбец Петр, впоследствии получивший имя Петра Веневского, был учеником Сергия Радонежкого, и по преданию несколько раз встречался со своим духовным наставником в Веневе монастыре. Сергий Радонежский приходил в обитель пешком, чтобы навестить своего ученика. Он подарил ему жезл, власяницу и посох.

В XIV веке в Веневе монастыре состоялась историческая встреча Сергия Радонежского, игумена монастыря Петра и князя Димитрия Донского.

В 1570 году Иван IV получил донос на архиепископа Пимена Новгородского. Его отправили в Москву на суд, который осудил его на вечное заточение в «каменном мешке» Венева монастыря. Вскоре после кончины началось народное, а затем и местное церковное почитание архиепископа Пимена.

В настоящее время в мощных каменных сводах нижней церкви была создана для обозрения и поклонения паломников имитация того «каменного мешка», в котором был замучен архиепископ Пимен. В 1986 году из-под пола Никольского храма были изъяты и положены в особый ковчежец, хранящийся в нижней церкви, частицы мощей свт. Пимена Новгородского.

♦ Храмы г. Венёва.

Николаевская колокольня – в прошлом самое высокое сооружение в Тульской области.

Одна из старинных церквей Венева – Богоявленская церковь. Рядом с Богоявленской церковью на Красной площади стоит Казанская церковь. Обе церкви раньше входили в состав Богоявленского монастыря.

Храм в честь Иоанна Предтечи был построен в 1773 году на средства местного населения. Примечательно, что с 1872 года церковь ни разу не закрывалась, внутри сохранилось множество старинных чтимых икон, на прицерковном кладбище остались памятники известных людей прошлых столетий.

Веневский Воскресенский собор. Построен по канонам позднего классицизма, на месте первой церкви Венева - Параскевы Пятницы. Собор расположен на крутом, обрывистом мысе, образуемом рекою Веневкою. Из икон храма своей древностью замечательны: образ св. вмц. Параскевы и св. Иоанна Богослова. Обе эти иконы, по преданию, перенесены из древнего Параскевиевского собора и в народе пользуются славой чудотворных икон.

♦ Святой источник «Двенадцать ключей».

Известно предание, относящееся к XIV веку. В д. Свиридово на Свиридовой горе, между Веневкой и Осетром жил мужик Свирид, у которого с женой за 8 лет родилось 12 сыновей. Старостой в деревне выбирали тех, у кого сыновей больше. Когда младший в семье стал помощником отца, избрали Свирида старостой. В 1380г. князь Дмитрий Донской собирал войска для сражения с Мамаем. Из каждой деревни забирали каждого десятого мужчину в возрасте от 16 до 40 лет.

В Свиридово таких было 120 душ. Долго спорили, решили тянуть жребий. Сыновья тянули последними, и жребий выпал им. Из уважения к старосте хотели сделать новую жеребьевку, но он отказался. Во время сражений все они погибли, а младший, пронзенный копьем, прикрыл знамя. Узнав об этом, князь приказал отправить их тела на родину.

Сыновей Свирида похоронили на высоком холме, где русло реки Веневки встречается с Сухим Осетром. Вскоре у подножья холма забил источник, в котором насчитали двенадцать ключей.


7. «Монастыри земли Тульской: Тула, Новомосковск, Колюпаново»

♦ Утром встреча паломников на площади возле Успенского храма (бывш. Успенский женский монастырь у стен Тульского кремля), посещение храма, поклонение св. Иоанну, Христа ради юродивому, Тульскому чудотворцу. Поклонение святыням.

♦ Переезд в Богородичный Пантелеимонов Щегловский мужской епархиальный монастырь г. Тулы. Единственный в России и мире удел Пресвятой Богородицы-Млекопитательницы — это основанный в ее честь Богородичный Пантелеимонов Щегловский епархиальный мужской монастырь. Святое место развития тульского старчества на примере подвигов глинских старцев, пославших в 1870 году в Тулу, в учрежденный Богородичный Щегловский мужской монастырь своих учеников. До революции это- духовный центр, известный многим, сюда ехали и получали утешение паломники со всей России для встречи со старцем Дометианом, в схиме Серафимом, ранее иноком Глинской пустыни и почти 50 лет подвизавшимся в подвиге старчества.

Осмотр монастырского комплекса с рассказом об истории обители, поклонение: чудотворному образу Божией Матери «Млекопитательница», святыням – чудотворным иконам с частицами мощей св. вмч и целителя Пантелеимона, свт. Николая чудотворца, свт. Спиридона Тримифунтского, св. блж. Матроны Московской и Тульской, Себинской, святого блж. Иоанна Тульского, преп. Амвросия и всех старцев Оптинских. Рака над местом захоронения основателя монастыря св. прп. Варсонофия, Щегловского и Тульского. Святой источник и купальня.

Посещение монастырской трапезной: чай, пирожки.

♦ Переезд из тульского Криволучья по путепроводу на Новомосковское шоссе, посещение Свято-Успенского Новомосковского мужского монастыря, поклонение святыням: икона «Взыскание погибших» (написана для св. блж. Матроны, Московской и Тульской), ковчег с частицами мощей святых угодников Божиих, икона и ковчег с частицей мощей св. Матроны Московской и Себинской).

♦ Переезд в родное село Матроны Московской и Тульской – с. Себино. Посещение храма, где часто молилась св. Матрона.

♦ Переезд в с. Колюпаново, в Свято-Казанский женский монастырь. Поклонение святыням: надгробие св. блж. Евфросинии Колюпановской. Святой источник, купальня. ▫ Посещение монастырской трапезной: чай перед дорогой домой.


8. «Монастыри земли Тульской: Тула, Жабынь, Белев, Колюпаново»

♦ Утром встреча паломников на площади возле Успенского храма (бывш. Успенский женский монастырь у стен Тульского кремля), посещение храма, рака св. Иоанна, Христа ради юродивого, Тульского чудотворца. Поклонение святыням.

♦ Переезд в Богородичный Пантелеимонов Щегловский мужской епархиальный монастырь г. Тулы. Единственный в России и мире удел Пресвятой Богородицы-Млекопитательницы — это основанный в ее честь Богородичный Пантелеимонов Щегловский епархиальный мужской монастырь. Место развития тульского старчества.

Осмотр монастырского комплекса с рассказом об истории обители, поклонение: чудотворному образу Божией Матери «Млекопитательница», святыням – чудотворным иконам с частицами мощей св. вмч и целителя Пантелеимона, свт. Николая чудотворца, свт. Спиридона Тримифунтского, св. блж. Матроны Московской и Тульской, Себинской, святого блж. Иоанна Тульского, преп. Амвросия и всех старцев Оптинских. Рака над местом захоронения основателя монастыря св. прп. Варсонофия, Щегловского и Тульского. Святой источник и купальня.

Посещение монастырской трапезной: чай, пирожки.

♦ Переезд из Тулы по пр. Ленина в сторону Белева. Посещение Свято-Введенского Макариевского мужского епархиального монастыря. Поклонение святыням: рака над местом захоронения св. Макария, Жабынского чудотворца. Посещение Спасо-Преображенского Крестовоздвиженского мужского монастыря г. Белева. Место поклонения блаженному Никанору, Христа ради юродивому.

♦ Переезд в с. Колюпаново, в Свято-Казанский женский монастырь. Поклонение святыням: надгробие св. блж. Евфросинии Колюпановской. Святой источник, купальня. ▫ Посещение монастырской трапезной.


Тульский епархиальный паломнический центр располагается в Богородичном Пантелеимоновом Щегловском мужском монастыре г. Тулы по адресу: 300004 г. Тула, ул. Л. Чайкиной, 1

Контакты: 8 920 278 03 50; 8 920 765 12 12. info@mlekopit.ru 

Наш сайт: 
www.mlekopit.ru

    Пасхальное послание Святейшего Патриарха Кирилла архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви
    Обращение по случаю принесения в пределы Русской Православной Церкви мощей святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских. Часть 1.
    Обращение по случаю принесения в пределы Русской Православной Церкви мощей святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских. Часть 2.





    Статьи и публикации

    Календарь новостей

    Синодальный Информационный Отдел