ПРАЗДНОВАНИИ ИКОНЫ НИКОЛАЯ ТУЛЬСКОГО

(празднование установлено в память чудесного избавления Тулы от нашествия крымского хана Девлет-Гирея предстательством святителя чудотворца Николая в 1552 году).

(22 июня / 5 июля)

 

СВЕДЕНИЯ

 

Небесный покровитель Тулы

 

В отеческих преданиях нашего го­рода, в летописных сводах и писцовых книгах просматривается живая нить вре­мен. Она сшивает дни, года, столетия в единое полотно. Уже описаны картины жизни оружейников, купцов, писателей. По этим картинам пишется история. Во всем просматривается Божий Промысл и действие свободной человеческой воли.

 

Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущие;

Аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий (Пс. 126, 1-2).

 

В русском переводе:

Если Господь не созиждет дома,

Напрасно трудятся строящие;

Если Господь не сохранит города,

Напрасно бодрствует стража.

 

В этих строках святого псалмопевца весь смысл устроения городов и защиты их от врагов.

В этом и объединяющая Сила, на­полняющая смыслом все картины на вре­менном полотне.

До 16 века Тула мало упоминается в летописных источниках. Тула до этого века – военная крепость при впадении Тулицы в Упу, контролирующая торго­вые водные пути и дорогу, проходящую из Дикого поля через Дедилово на Мос­кву.

В 16 веке происходят большие пере­мены. Связаны они с усилением госу­дарства Российского.

С 1509 по 1521 годы строятся камен­ная крепость и деревянный острог, мно­го церквей.

В городе живут казаки, стрельцы, пуш­кари.

В это время заметно особое почита­ние в нашем городе Святителя Николая, Мирликийского Чудотворца.

Существует предание, что являлся он тулякам и говорил, что «…Так, как в Туле, нигде меня более не чтят. Не оставлю вас своим предстательством…»

Чудесно обретаются иконы угодника Божьего. Это икона, обретенная у ко­лодца монахом Авраамом (Абрамом), ко­торый на том месте соорудил часовню, в будущем – Николо-Часовенский храм.

Но наиболее значительно было об­ретение иконы, называемой Николой Тульским.

Обретена она была казаком Ермолаем, недалеко от Одоевской башни Крем­ля. Там же был поставлен деревянный храм, в народе называемый Николой на Площади. Сия икона стала главной свя­тыней казаков, охранявших город.

Наиболее прославлена она была в 1552 году. Царь Иоанн IV (Грозный) со­брал войско для похода на Казань. Сбор был объявлен в Коломне.

Чтобы отвлечь русских от похода, крымский хан Девлет-Гирей с огромным войском, от 30 до 50 тысяч человек, ре­шил напасть на Москву.

Дорога его пролегала через Тулу.

Город в то время охранял небольшой гарнизон числом около 300 человек, а по некоторым источникам, еще меньше. Всего же вместе с жителями, среди ко­торых были женщины и дети, защитни­ков Тулы было не более тысячи.

До Коломны день конного пути. Со­бытия развивались быстро. 21 июня (4 июля по новому стилю) пришло сообще­ние о приближающемся войске. Посла­ли гонца к царю в Коломну. Стали гото­виться к обороне. Руководил обороной Тульский воевода князь Григорий Ива­нович Темкин-Ростовский.

Народ молился у главной казачьей святыни – образа Святителя Николая.

Осада началась 22 июня (5 июля по новому стилю) с юго-восточной сторо­ны Кремля. Была разбита башня, про­ломлена стена, но все атаки были отби­ты.

Среди нападавших, по преданию, было 10 тысяч янычар: воинов-профес­сионалов, специально обученных для взятия крепостей.

Наши воины и мирные жители не только выстояли, но и предприняли кон­тратаку 23 июня (6 июля). Татары с по­зором бежали.

К вечеру 23 июня на подмогу туля­кам подоспело войско во главе с А. М. Курбским и П. М. Щепетевым.

24 июня (7 июля) они нагнали Девлет-Гирея у Дедилова и на реке Шиворони разбили войско крымского хана.

Сам Девлет-Гирей с остатком войска бежал.

Залог сих удивительных побед наши предки видели в заступничестве Святите­ля Николая.

Сей образ был прославлен по всей Руси.

По взятии Казани одним из первых был построен храм в честь иконы Нико­лы Тульского. В этом храме служил свя­щенник Ермолай (бывший казак), впос­ледствии Патриарх Гермоген.

Тульские историки Н.Ф. Андреев и Н.И. Троицкий в своих работах предпо­лагают, что это тот самый казак Ермо­лай, обретший икону в городе Туле и построивший храм.

Впоследствии икона находилась в Пре­ображенской церкви женского Успенс­кого монастыря и являлась самой древ­ней святыней в Туле.

Образ Николы Тульского особо по­читали воины Тульского гарнизона и ка­зачество.

На мощах погибших в 1552 году вои­нов был воздвигнут Иоанно-Предтечьев монастырь, освященный 29 августа (11 сентября по нов. ст.) 1553 года.

Воины-мученики молятся за наш го­род перед Царем Славы.

Надо бы и нам их поминать.

Будем чтить свои святыни, ибо это светильники, свет которых не меркнет от времени - в них Свет Христов1.

 

СВЕДЕНИЯ

 

Святыня монастыря (Успенского)

 

Древнейшая и главнейшая святыня монастыря – искони чтимая чудотворная икона святителя Николая Чудотворца, именуемая «Тульской [5; 382]; она известна, как таковая, уже с XVI столетия. Посему святыня эта главная и древнейшая не только в Успенском монастыре, но и во всей Туле.

О происхождении иконы сохранилось и уже было записано такое сказание. Еще в XVI столетии один из днепровских казаков построил в Туле, на площади, храм во имя св. Николая Чудотворца, икону которого нашел этот казак где-то на болотистом месте и поставил ее в этом храме. Эта «явленная» икона с того древнейшего времени особенно почиталась казаками. Была и в Преображенском храме эта икона св. Николая и остается доселе также весьма чтимой казаками под названием «Никола Тульский». Полнейшая достоверность этого предания подтверждается тем, что уже в том же XVI столетии в г. Казани, вскоре после взятия ее войсками царя Грозного (1552 года), была построена церковь св. Николая «Тульского», т. е. в честь Тульской иконы Святителя. Это свидетельствуется древним «Сказанием о явлении чудотворного образа Пр. Богородицы в Казани».

«Сказание о явлении Пречистые Богородицы во граде Казани» начинается такими словами: «В лето 7087 (7087, т. е. от Р. Хр. 1579) в 8 июля де при державе благовернаго и Христолюбиваго Государя царя и великаго князя Ивана Васильевича всея Руси и самодержца и при благородных царевичах князе Иване Ивановиче и князе Федоре Ивановиче и при святейшем митрополите Антонии Московском и всея Руси и при архиепископе Казанском Иеремее июня в 27-й день на память святыя мученицы Агрепены бысть пожар в новопросвещенном граде Казани по взятье града (26-е) лето яко достовернейшии сами видели загореся в полуденное время близ церкви святого Николы иже зовется Тульской и во дворе некоего воина царева Данилы Онучина и малая часть посаду осташась и половина града к соборной церкви идучи двор архиепископа остася».

Причиной, почему вскоре по взятии Казани войском Царя Грозного одна из церквей была построена во имя Тульской чудотворной иконы св. Николая, было особое обстоятельство.

Известно, что в то время, как Грозный пошел на Казань, в 1552 году, Крымский хан Девлет-Гирей предпринял поход на Москву, – с целью отвлечь русского царя от Казани, и приступил к Туле. Хан был отбит: защитниками города под руководством боярина-наместника Темкина-Ростовского. В этой блестящей победе над татарами, здесь, в Туле без сомнения видели помощь и заступничество Угодника Божия и чудотворца Николая, коего явленная икона была в его церкви, что на городской площади, – тем более, что туляки отбили приступ татарского полчища без участия царских войск, следовательно, при явной помощи Господа Бога и Его святого угодника Николая. Этого обстоятельства не могли не иметь в виду и победили Казани в том же году и, конечно, просили помощи и заступления св. Угодника Николая и, одержав также блестящую победу над татарами, одну из первых церквей в новопросвещенной Казани посвятили имени св. Николая «Тульского». Составитель «Сказания о зачале Царства Казанского» и проч. пишет: «Царь Государь пойде с Москвы к Коломне месяца Июля в 16 день в тоже время приидоша с поля станишники поведающе благоверному царю яко идет на Резань Крымский Царь Девлет Гирей, а с ним люди Крымския и Нагайския и иных орд и наряд с ними пушки и пищали Турского Салтана. Сия же слышав благоверный Царь прииде к Коломне, и повеле моления начати. Царь же Крымский пришед на Тульские Украины и распусти воя, а сам ста у города у Тулы. И тако Божиею милостию и пречистыя его Богоматери нападе нань страх и трепет, убояся вельми скоро ко орде побеже. Воеводы же Благовернаго Царя гнаше их, и много их убиша. Слышав же православный Царь яко Крымский царь побежал, и возрадовался радостию великою и воздав хвалу Богу и пречистой его Матери. Того ради благоверный Царь поскорбе о приходе Крымскаго царя, зане хотя его возвратити с путного шествия, по совету Казанских татар. Но Бог ему не попусти разсыпати совет его... И посылает (Царь) в царствующий град к Москве, к брату своему к князю Георгию Васильевичу и к царице своей Анастасии и ко отцу своему Макарию Митрополиту: Царь и Великий Князь Иван Васильевич всея Руси здрав­ствует, и божию помощию и пречистый Богородицы милостию и всех свя­тых молитвами Царь Девлет Гирей прииде, и скоро с срамом побеже, воеводы ж наши гнаша его, и многих побиша...»

Что между этими «святыми» военные люди царя Грозного видели особое, даже преимущественное участие и св. Николая Чудотворца, об этом составитель «Сказания» говорит следующее: «Некий человек богобоязнив, именем Тихон, слуга Ивана Петрова сына Головина, сей уязвен на брани вельми, болезнуя лежаше, во сне виде дивное чудо, яко верховной Апостоли Петр и Павел и прочий мнози святыя с ними ж великии святии Николае Чудотворец по воздуху ходяху, на земле ж виде, яко Московстии людие по­лки скачуще и выспр вопияху: святый Николае помози нам на брани на Ка­занское воинство, святый же Николае обратився ко святым Апостолом и глагола к ним: преблагий Бог благоволи зде православию быта немедлите убо, но вскоре благословите, и освятите место сие, яко повеле вам Господь, Они же благословиша град Казань и светом к высоте взыдоша и невидима быша». – И еще: «Некто воин Нижегородец упразднися от стражбы чреды своей и от многаго труда возляже в кущи своей, хотя опочинути. И слыша некоего повелевающе ему встати. Он же отвеща не дей меня да почину, занеже утрудися на стражи моей. И абие видев святаго Николу глаголющу ему: иди и рцы Царю и великому Князю: да повелит итти, себо предает Бог град сей Казань в руце его. Он же скоро тече и поведа сие благочестивому Царю, яко повеле ему святый Николае. И тако по Бозе благонадежен быв скоро разряди воинство свое, сам же ездя около града соглядая всякия бра­ни и хитрости и подкопы на взятии града устрои».

По «Сказанию», очевидно, св. Николай из всех святых является здесь по­борником православия и в деле взятия Казани посредником между Богом и царем. Это и увековечено в самой Казани построением одной из первых церквей во имя Тульской чудотворной иконы Великого Святителя.

Весьма примечательно, что в 1579 году, когда обретена была Чудо­творная икона Божией Матери в Казани, здесь, при церкви св. Николая Чу­дотворца «Тульского» священником был Ермолай (по преданию, из каза­ков), впоследствии святейший патриарх всея Руси. По поручению Казан­ского архиепископа Иеремии, Ермолай-Гермоген принял и поставил в своей церкви новоявленную икону Пр. Богородицы, Им же Ермолаем-Гермогеном составлено и «Сказание о явлении Чудотворной иконы Пресвятыя Богородицы в Казани». По сему можно предположить, не этот ли казак Ермолай-Гермоген был строителем и Тульской «церкви св. Николая, что на площади», где помещена также явленная икона св. Николы Тульско­го, «обретенная неким казаком Днепровским»? И не авторитетом ли патри­арха Гермогена (в мире казака Ермолая) объясняется такое давнее и по­стоянное почитание иконы «св. Николы Тульского» именно и особенно казаками?

Эта-то известная и знаменитая из глубокой древности икона святителя Николая и составляет теперь драгоценнейшее достояние Тульского Успен­ского монастыря. Первоначально св. Икона находилась в Тульской приход­ской церкви «св. Николы, что на площади», затем, по упразднении прихода, когда церковь эта перешла к монастырю и вошла в его ограду, Икона при­надлежала уже монастырю. Потом, когда в 1842 году Николаевская церковь была разобрана и на ее месте построена Преображенская, то знаменитая икона св. Николая находилась в северном приделе ее, устроенном в честь св. Николая, где находится и теперь.

Чтимая из глубокой древности не только в Туле, но и на отдаленном се­веро-востоке, «Тульская» икона святителя Николая остается и доселе глав­ной святыней города; и как в древности ее особенно чтили воины и преиму­щественно казаки, когда она находилась еще в древней приходской Нико­лаевской церкви; так и теперь, когда она перенесена в Николаевский придел Преображенского храма, ее также чтут все граждане города и осо­бенно казаки. «С тех пор и до наших дней казаки, проезжая или проходя чрез Тулу, всегда служили и служат молебны св. Николаю Чудотворцу, прежде в церкви «у Николы на площади», а ныне в храме Спасо-Преображенском, воздвигнутом на месте той древней церкви. В 1807 и 1812 годах проходящие через Тулу полки и команды этого храброго войска исполняли религиозные обеты, внушенные им преданием. А это доказывает, что храмо­строитель церкви, где первоначально находилась знаменитая икона, дейст­вительно принадлежал к казачеству.

Мера иконы: длина 1 арш. 10 верш. [≈1,2 м], ширина 11 ½ верш. [≈0,5 м]. Святитель изображен в рост. Письмо очень древнее. Риза, венец и корона на Святителе серебряные вызолоченные; на короне 30 разноцвет­ных камней разной величины. Штемпель на ризе 1780 года, на окладе с правой стороны штемпель также 1780 года. Оклад с чеканным травчатым ор­наментом, шириной с обеих сторон в 7 верш. [≈0,3 м], вверху и внизу 1 ½ верш. [≈6,6 см] Изображение лика и рук Святителя покрыты слюдой. На правой стороне оклада приписано изображение пр. Симона, в рост, дл. 2 ½ верш. [≈11,1 см] 18. По сторонам изображения Святителя, в круглых клеймах изображены Спаситель и Богоматерь, в рост, в облаках. Клейма кругов серебряные вызолоченные2.

 

1 Иерей Виктор Рябовол, настоятель храма св. Александра Невского. Небесный покровитель Тулы // Газета «Засечный рубеж» № 27. 2002 г.

2 Н. И. Троицкий. Святыня монастыря (Успенского) // Тульские древности. – Тула: Приокское книжное издательство, 2002. с. 174-178, 242.

Обращение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по случаю Дня трезвости
Обращение по случаю принесения в пределы Русской Православной Церкви мощей святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских. Часть 1.
Обращение по случаю принесения в пределы Русской Православной Церкви мощей святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских. Часть 2.






Анонсы


ВИДЕОсюжеты

Статьи и публикации

Календарь новостей

Синодальный Информационный Отдел