30 марта 2017 года. Преподобномученица Августа (Защук)

Будущая преподобномученица Августа, родилась 2 июня 1871 г. в Санкт-Петербурге и была крещена с именем Лидия.
Отец - потомственный дворянин, тайный советник Казнаков Василий Геннадьевич; он скончался, когда девочке было шесть лет. Мать - Лидия Алексеевна Главацкая, дочь штабс-капитана.

После смерти мужа все тяготы большой семьи легли на плечи уже немолодой Лидии Алексеевны, которая сталаопекуншей троих малолетних детей. Старшие дети к тому времени уже отделились. Всего в семье Казнаковых было 12 детей.

1 сентября 1880 г. Лидия была определена в Александровский Смольный институт . Тогда ее мать еще сумела внести соответствующую плату за обучение. Платить за дальнейшее обучение Лидии она была не в состоянии и подала прошение в Дворянское собрание с просьбой о помощи. В августе 1884 г. Лидия Казнакова была переведена на бесплатное содержание и обучение. 30 мая 1887 г. состоялся 55-й выпуск Смольного института. Среди выпускниц  была и Лидия Васильевна Казнакова. Впоследствии она всегда с благодарностью вспоминала Смольный институт и стала членом Общества взаимопомощи нуждающимся смолянкам.

После окончания института Лидия Казнакова поселилась в Санкт-Петербурге.Вскоре познакомилась онас блестяще образованным офицером Всеволодом Александровичем Защуком. 23 июля 1895 г. они обвенчались.

Лидия относилась к мужу с удивительной скромностью и доверчивостью, но взаимности не находила. Помимо денежных затруднений, отношения между супругами осложнялись отсутствием  в их семье детей. Супруги прожили вместе десять с половиной лет и расстались.

Лидия Васильевна  Защук осталась без средств к существованию. 4 июля 1906 г.  она подала на имя Государя прошение с просьбой «приказать мужу моему вернуть мои деньги и выдать мне паспорт». 15 ноября 1907 г. Лидия Васильевна получила, наконец, вид на отдельное жительство от мужа на четыре года. Она работала на Адмиралтейском судостроительном заводе младшим делопроизводителем и переводчиком.

Осенью 1911 г. Л. В. Защук просила выдать постоянный вид на жительство с правом получения заграничного паспорта без разрешения мужа, который категорически отказал ей в этом. Лидии Васильевне  удалось уехать в Монте-Карло,  а 16 февраля 1912 г. она, наконец, получила постановление о праве проживания, раздельного от мужа.

 Революционные потрясения в столице застали Л.В. Защук служащей Городской думы, где Лидия Васильевна выдавала промысловые свидетельства. В бездне революционного хаоса у Лидии Васильевны не осталось ничего, кроме могил близких людей, и никого, на чье плечо она могла бы опереться. «Средства у меня отняла революция, и я была этому рада, т.к. иначе  не узнала бы близости Господа к человеку», - писала она позже.

Душа Лидии Васильевны устремилась Богу, родилось сердечное желание принять монашество и уйти от мирской жизни. Чтобы утвердиться в своём  стремлении, она отправилась в Оптину Пустынь. С большими трудностями  ей пришлось преодолеть тяжелый путь в Москву, затем в Козельск и увидеть, наконец, долгожданную обитель.

Отныне жизнь Л.В. Защук была связана с этим монастырем,  прославленным духовными подвигами своих старцев.  Она не только услышала воспоминания о великих подвижниках, но и застала некоторых из них. Среди них были преподобный  Нектарий Оптинский и преподобноисповедник Никон (Беляев).

В Оптиной Пустыни, как и во всех других монастырях России, власти образовали племхоз и совхоз, а сами насельники  организовали Садово-парковое товарищество. Однако в 1924 г. Товарищество было закрыто «за антисоветскую агитацию». По прибытии в Оптину Пустынь Л. В. Защук  около полутора лет трудилась счетоводом по выдаче хлеба в племхозе, а с декабря 1919 г. начала работать в оптинском музее.

Музей, основанный как заповедник, состоял из экспозиции и фондов, монастырской и скитской библиотек, архива и некоторых зданий обители. Первым заведующим Оптинского музея был иеромонах Никон (Беляев). После его ареста  осенью 1919 г. там начала  работать Л.В. Защук. С 20 июня 1920 г. она занимала должность заведующей музеем. Из архивных  документов следует,
что  Л.В. Защук  приложила немало сил и старания для работы музея.

В 1924 г. на территории музея расположился детский дом. Началось постепенное посягательство на территорию музея и его вытеснение. В 1928 г. музей был реорганизован и превращен в краеведческий, причем большая часть музейного материала была отправлена в кладовую. Вскоре пришло решение о закрытии музея. Сразу после этого уволили  Л.В. Защук, и она осталась без средств к существованию.

В том же году Лидия Васильевна Защук познакомилась с Н. Г. Чулковой, приехавшей в Оптину Пустынь на дачу. Надежда Григорьевна стала помогать безработной  Л.В. Защук, ежегодно высылая  определенную сумму денег

Л. В. Защук переселилась в Козельск, где сменила несколько адресов. Она стала давать частные уроки немецкого и французского языков,  а когда средств на пропитание не хватало,  продавала свое имущество.

Несмотря на то, что  Л.В. Защук была больна и не имела формальных связей с Оптиной Пустынью, новые власти продолжали пристально следить за ней. Её обвиняли в том, что она «говорит, что большевикам не удержаться, что они всё делают хитростью». Л.В. Защук  неоднократно подвергали арестам, но обвинения в её адрес  рассыпались. Тем не менее в 1927 г. она была лишена права проживания в семи городах и их губерниях  с прикреплением к месту жительства. Лидия Васильевна Защук вновь поселилась в Козельске.

После арестов и высылок Лидия Васильевна переехала в Белев. В 1930-е гг. здесь жили ссыльные монахи Оптиной Пустыни и монахини Шамординского монастыря. Все они посещали Никольскую церковь в Казачьей слободе г. Белева. Именно там епископ Белевской епархии Игнатий (Садковский) организовал подпольный женский монастырь. По его благословению в 1934 г. епископ Георгий
(Садковский), его брат, совершил чин пострижения Л.В. Защук в монахини с наречением имени Августы, а затем посвятил в схиму и  назначил игуменией подпольного женского монастыря.

16 декабря 1937 г. мать Августа была арестована вместе с двадцатью монахами, монахинями, мирянами и священниками г. Белева. Незадолго до расстрела заключенных перевезли в Тулу.

25 декабря 1937 г. начальник Госбезопасности Белевского райотдела НКВД по Тульской области составил обвинительное заключение. Мать Августу обвинили в том, что она «создала и возглавила женский монастырь из лиц служителей монашеского элемента... возглавила контрреволюционную деятельность среди населения».

8 января 1938 г. преподобномученицу Августу (Защук) вместе с другими священниками и монахинями расстреляли в Тесницком лесу.

ВСЕМ ЕПАРХИАЛЬНЫМ ПРЕОСВЯЩЕННЫМ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО "О подготовке новой редакции учебно-методического пособия "Практическое руководство по приходскому консультированию"
Обращение по случаю принесения в пределы Русской Православной Церкви мощей святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских. Часть 1.
Обращение по случаю принесения в пределы Русской Православной Церкви мощей святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских. Часть 2.





ВИДЕОсюжеты

Статьи и публикации

Календарь новостей

Синодальный Информационный Отдел