30 марта 2017 года. Священномученик Петр (Зверев), архиепископ Воронежский

Священномученик Петр родился 18 февраля 1878г. в Москве в семье священника и в крещении был наречен Василием. У отца Константина и его жены   Анны было четверо детей: три сына — Арсений, Кассиан и Василий  и дочь Варвара.

Отец Константин Зверев  служил сначала в храме Воскресения Словущего в с.Вишняки под Москвой, а затем – настоятелем храма св. блгв. Александра  Невского при доме московского генерал-губернатора  Великого Князя Сергея  Александровича. После его убийства отец Константин перешел служить в Сергиевский храм при Чудовом  монастыре в Кремле.

В 1895 г. Василий окончил гимназию и поступил на историко-филологический факультет Московского университета. В 1899 г. он подал прошение с просьбой зачислить его на первый курс Казанской духовной академии, и после проверочных испытаний совет Казанской духовной академии постановил принять его в число студентов.

19 января 1900 г. ректор Казанской духовной академии епископ Антоний (Храповицкий) постриг Василия в монашество с именем Петр, в честь святителя Петра, митрополита Московского. 23 января 1900 г. монах Петр был рукоположен во иеродиакона, а 15 июня того же года – во иеромонаха.

В 1902 г. иеромонах Петр был удостоен степени кандидата богословия с правом преподавания в семинарии за диссертацию «Экзегетический анализ первых двух глав Послания апостола Павла к Евреям». В том же году определен в число братии Саввино-Сторожевского  Звенигородского монастыря Московской епархии. 4 сентября 1902 г. он был назначен преподавателем Священного  Писания в Орловскую духовную  семинарию.

27 сентября 1902 г.  иеромонах Петр был перемещен на должность миссионера Московской епархии.  Основным местом  его служения стал Князь-Владимирский храм при Московском епархиальном доме. В 1904 г. был награжден наперсным крестом. С 1906 г. стал инспектором Новгородской духовной семинарии.

В 1908 г. был определен в число братии Юрьева Новгородского монастыря.3 июля 1909 г. Святейший Синод назначил иеромонаха Петра настоятелем Белёвского Спасо-Преображенского монастыря Тульской епархии.

В 1910 г. епископ Тульский Парфений (Левицкий) возвёл отца Петра в сан архиамандрита. Для обителинастало время расцвета. К 1911 г. число насельников достигло 160 человек. В 1910 г. было открыто Братство трезвости во имя свт. Николая Чудотворца. Монастырь делал переводы средств на строительство храмов и школ в Сибири, отчислял средства пострадавшим на войне солдатам, кормил бесплатно богомольцев.
В 1911 г. было опубликовано  житие блаж. Никифора Белевского и установлен памятник ему. В 1913 г. при Тихвинской часовне открылась церковная школа.

В 1914 г. был открыт лазарет на 12 коек. В день Казанской иконы Божией Матери состоялось освящение Спасо-Преображенского храма, заново украшенного и отремонтированного. Налажено электрическое освещение.

Монастырь находился недалеко от Оптиной Пустыни, и отец Петр имел постоянную возможность общаться с оптинскими старцами, которые стали направлять к нему людей для духовного руководства.

Отец Петр неоднократно посещал Саровский и Дивеевский монастыри, особенное доверие имея к блаженной Прасковье Ивановне Дивеевской,  и та платила ему ответным  расположением.    Блаженная подарила ему своей работы холст, из которого ему сшили облачение. Отец Петр бережно его хранил, предполагая быть погребенным в нём.

В октябре 1916 г. Святейший Синод постановил направить архимандрита Петра в распоряжение епископа Алеутского Евдокима (Мещерского) для миссионерской службы в Северо-Американской епархии. Но поездка не состоялась, и вместо Америки в 1916 г. отец Петр уехал проповедником на фронт, где служил до февральской революции 1917 г.

В 1917 г. архимандрит Петр был назначен настоятелем Успенского монастыря в Твери. Здесь ему впервые пришлось испытать тяготу неволи: он был заключен в тюрьму в качестве заложника.

14 февраля 1919 г. в Москве в патриарших покоях на Троицком подворье состоялось наречение архимандрита Петра во епископа. На следующий день, в праздник Сретения Господня, он был хиротонисан Патриархом ТИХОНОМ во епископа Балахнинского, викария Нижегородской епархии, где в то время правящим архиереем был архиепископ Евдоким (Мещерский).

В Нижнем Новгороде епископ поселился в Вознесенском Печерском  монастыре на берегу Волги. Истовое, неленостное служение, искренность в вере, смирение, открытость для всех, – всё это верующие сразу почувствовали, оценили и полюбили в архипастыре.

Часто епископ Петр служил в Сормове, и многие прихожане-рабочие, узнав владыку поближе, полюбили его. Когда в мае 1921 г. власти арестовали епископа, рабочие  бастовали три дня. Пообещав отпустить архиерея, власти вместо этого отправили его в Москву в ЧК на Лубянку. Епископа Петра обвинили в разжигании религиозного фанатизма в политических целях.

С Лубянки владыку перевели в Бутырскую тюрьму, затем – в Таганскую. Когда его уводили из Бутырки, с ним пришли проститься даже надзиратели.
В Таганской тюрьме в то время находилось более десяти архиереев и множество священников. В тюрьме епископ Петр тяжело заболел от истощения, и его положили в больницу. В конце июля владыку Петра назначили на этап в Петроград.

В Петроградской тюрьме епископ Петр пробыл до 4 января 1922 г. В день памяти вмч. Анастасии Узорешительницы он был освобожден и уехал в Москву.
В Москве владыка получил назначение от Святейшего Патриарха ТИХОНА быть епископом Старицким, викарием Тверской епархии. Уехав в Тверь, владыка поселился в Успенском Желтиковом монастыре, где  ранее, в 1918 г., был настоятелем.

В монастыре епископ Петр  сразу же принялся за  восстановление уставного богослужения.

Летом 1922 г. начался обновленческий раскол, направленный на разрушение Церкви. Священников, присоединившихся к обновленчеству, епископ  Петр немедленно запретил в священнослужении.

19 сентября 1922 г. епископ Петр обратился к тверской пастве с воззванием, объясняя суть  и опасность обновленчества. 24 ноября 1922 г. владыка был арестован и затем отправлен в Бутырскую тюрьму. 26 февраля 1923 г.  комиссия НКВД по административным высылкам приговорила епископа Петра (Зверева) к ссылке  в Туркестан на два года.  В 1923 г. Святейший Патриарх ТИХОН подал властям список архиереев, без которых он не может управлять Церковью. В их числе был и епископ Петр.

Епископ Петр  вернулся в Москву в конце 1924 г. 16 июля 1925 г. он был направлен в Воронеж в помощь митр. Владимиру  (Шимковичу), а после его смерти в январе 1926 г. был возведён в сан архиепископа и назначен Архиепископом  Воронежским, временно Управляющим  Московской  епархией.

Благоговейное отношение к  совершению богослужений, любовь владыки Петра к пастве и ответная любовь  верующих к нему, -– все это досаждало новым властям.
29 ноября 1926г. владыку Петра арестовали.

4 апреля 1927 г. архиеп. Петр был  приговорён к 10  годам заключения в Соловецкий  лагерь.  Владыка работал сторожем, затем счетоводом на  складе. До 1928 г. на Соловках еще действовала церковь преп. Онуфрия Великого, оставленная для вольнонаемных соловецких монахов, и молитва в храме стала утешением для владыки.

После отправления с Соловков архиепископа Илариона (Троицкого) ссыльный епископат избрал архиепископа Петра (Зверева)  архипастырем, главой Соловецкого православного духовенства.

В наказание  за совершение Таинства Крещения архиеп.  Петр  был отправлен на  остров Анзер. Среди тяжёлых трудов  владыка составил акафист преп. Герману Соловецкому, части текста которого высылал на открытках своим   духовным чадам.  Позже  текст был полностью  собран  и восстановлен.
Заболев тифом, в январе  1929 г.  архиеп. Петр был увезен в  больницу  в бывший Голгофо-Распятский  скит, где  упокоился 7 февраля 1929 г.

Мощи сщмч. Петра были обретены 17 июня 1999 г. и находились  в храме во имя сщмч. Филиппа, митрополита Московского, в Спасо-Преображенском Соловецком монастыре. В 2009 г. состоялось перенесение мощей  святителя в Воронеж.  Архиепископ Петр был прославлен в лике новомучеников и исповедников Российских в августе 2000 г.

Обращение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла по случаю Дня трезвости
Обращение по случаю принесения в пределы Русской Православной Церкви мощей святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских. Часть 1.
Обращение по случаю принесения в пределы Русской Православной Церкви мощей святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских. Часть 2.






Анонсы


ВИДЕОсюжеты

Статьи и публикации

Календарь новостей

Синодальный Информационный Отдел