Накануне Дня народного единства учащиеся Тульского социального техникума побывали в миссионерском отделе. Вместе с учащимися пришли педагоги и заместитель директора ТСТ по воспитательной работе Наталья Николаевна Толстова.

Традиционно, встреча началась с посещения Свято-Вознесенского храма. Отец Павел рассказал ребятам его историю, уходящую корнями в далекое прошлое: первое упоминание о нем относится к 1646 году, а в том виде, как сейчас, эта церковь предстала в 1712 году.

— Внимательно приглядевшись к архитектуре, мы можем увидеть некоторое стилистическое несоответствие, которое возникло из-за нехватки средств, рассказал отец Павел. — Оно заметно уже в фасаде: его нижняя часть выполнена в стиле русского классицизма, а на втором этаже – большие пилястровые окна, барочный стиль. Но самое главное: любой храм возводили с молитвой, прося благословения в трудах у Господа, также писались все иконы. Приходя в церковь, мы всегда видим, как нас встречают святые угодники, взирающие с образов, и мы обращаемся к ним, прося помощи и заступничества.

Отец Павел рассказал о самых главных святынях церкви Вознесения Господня: иконе Введение во храм Пресвятой Богородицы, в честь которой освящен придел, частице мощей святой великомученицы Варвары, иконе с частицей мощей преподобного Варсонофия, исповедника Херсонского.

Поскольку в Тульском социальном техникуме учатся дети с непростыми судьбами, а некоторые из них уже давно осиротели, отец Павел наставлял пришедших – как правильно ставить свечи на канун, как молиться за усопших родителей. Одна девочка попросила освятить нательный крестик, и когда отец Павел совершил этот обряд, тут же надела его.

А потом все прошли в миссионерский отдел, где для гостей были накрыты столы с угощением.

— В этот день мы отмечаем государственный праздник – День народного единства, когда вспоминаем об освобождении нашей страны от вражеского нашествия во время, именуемое Смутным — с 1610 по 1612 год. И мы молимся Казанской иконе Божией Матери, вспоминаем вехи истории страны, — отметил отец Павел, обратившись к собравшимся.

Заместитель руководителя миссионерского отдела Алексей Ярасов рассказал учащимся техникума, как почти тридцать лет после смерти Ивана Грозного страну лихорадило, правитель сменял правителя, иноземцы захватывали все новые земли, бунты следовали один за другим. Более тридцати самозванцев претендовали на трон в ту эпоху. В Московском Кремле при поддержке бояр и польских войск правил польский королевич. А когда Москва полностью была освобождена от поляков, то событие символизировало важный для нашего государства момент – окончание тяжелой, трагической эпохи.

Гостям был показан документальный фильм, в котором показано, что история чудотворного образа Казанской Божьей Матери, так же, как и история всей Русской Православной Церкви, тесно переплетена с историей России, в которой было немало «смутных времен».

Изо всех испытаний наша Отчизна, наш народ выходили победителями, потому что преодолевались они всем миром – как и в далеком XVII веке. которая тесно переплетена с историей иконы Казанской Божьей Матери.

В начале фильма, на фоне проплывающих в кадре златоглавых церквей, звучат слова: «Почитание и любовь русского человека к образу Божьей Матери явила более 400 наименований ее святых икон. Но из всего этого множества ни одна не распространена в таком количестве списков, как Казанская – к ней чаще всего обращают взор православные люди…»

Далее сюжет повествует о том, как в 1579 году при загадочных обстоятельствах в Казани появилась эта икона: ее подлинный возраст и предыдущая история неизвестны. Тогда, через 20 лет после взятия города войсками Ивана Грозного, в нем произошел страшный пожар. И девятилетняя русская девочка — стрелецкая дочь Матрона увидела во сне Богородицу, которая велела ей искать на пепелище сгоревшего дома Свой образ, что и было сделано 8 июля по христианскому летоисчислению.

Тогда же пронеслась молва о чудесах исцеления от новоявленной иконы. Настоятель Казанского собора – будущий Патриарх Гермоген повелел сделать список с чудотворной иконы и отправить в Москву к царю. С ним ополчение Минина и Пожарского изгнало из столицы польских захватчиков…

А другой список Казанской сопровождал русские войска в 1812 году в личном обозе Кутузова: фельдмаршал говорил, что победу над Наполеоном ему даровала Богородица.

Если даже копии этой иконы чудотворные, то что уж говорить о первообразе! Но в 1904 году он исчез, и эту потерю люди оплакивали, как смерть близкого человека. Так вышло, что подкупленный караульщик Федор Захаров открыл ворам двери Казанского собора, и грабители вынесли два чудотворных образа – древнюю икону Спасителя и Казанскую икону Божьей Матери.

Многие тогда предрекали страшные беды России. И действительно: с этого момента история страны переполняется трагическими событиями: поражение в Русско-японской войне, две революции, Гражданская война…

В 20-е годы ХХ века в России были уничтожены миллионы икон, но во время Великой Отечественной войны отношение к ним резко меняется. Так состоялись знаменитые крестные ходы в блокадном Ленинграде, когда жители осажденного города несли с собой некую старинную икону. А в 1946-м ее осмотрели эксперты и сделали удивительное открытие: ленинградцы молились о спасении перед тем же самым списком Казанской, который сопровождал ополчение Минина и Пожарского, потом исчез в неразберихе страшных событий начала прошлого столетия, и снова явился в годы войны, когда людям так было нужно чудо.

— Когда мы молимся иконе, мы видим перед собой не доску, и не краски, которыми она написана: молитвенно, духовно мы обращаемся к тому самому Первообразу, который изображен человеческими и иными средствами, — отметил после просмотра фильма отец Павел. – Поэтому, когда мы говорим об иконе Казанской Божьей Матери – то это великая святыня и с исторической, и с духовной точки зрения…

Затем состоялся разговор по душам, гости задавали вопросы и получали подробные ответы.

А в завершение визита Наталья Николаевна Толстова сказала:

— Наши учащиеся после посещения вашего храма, встреч со священниками меняются – в лучшую сторону. Для них это уже не просто экскурсия в старинное здание, но нечто большее: детям необходимо духовное общение, и вы помогаете им многое понять. И хорошо, что у наших учащихся появляется определенная душевная потребность – в молитве, в беседах со священнослужителями, будем надеяться, что это поможет им в жизни…

Пресс-служба миссионерского отдела