Среда. Предпразднство Богоявления. Прп. Серафи́ма Саро́вского.

Свт. Сильве́стра, папы Римского. Прав. Иулиани́и Ла́заревской, Му́ромской.

Приводим порядок совершения полиелейной или бденной службы прп. Серафима Саровского в соединении со службой предпразднства Богоявления.

Примечание. Служба свт. Сильвестра, папы Римского, может быть перенесена на повечерие24.

Календарные заметки:

С этого дня по 5 января – предпразднство Богоявления. Октоих в седмичные дни не поется до отдания Богоявления.

Порядок чтений, согласно календарю: Утр. – Мф., 43 зач., XI, 27–30. Лит. – Прп.: Гал., 213 зач., V, 22 – VI, 2.   Лк., 24 зач., VI, 17–232.

На великой вечерне25 «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры на 8: предпразднства, глас 4-й – 3 (см. в службе свт. Сильвестра), и преподобного, глас 1-й – 5 (на ряду 6 стихир, одна из них опускается). «Слава» – преподобного, глас 8-й: «Прииди́те, ве́рных собо́ри…», «И ныне» – предпразднства, глас 6-й: «Гряде́т ко Иорда́ну Христо́с…» (см. в службе свт. Сильвестра).

Вход. Прокимен дня. Паримии преподобного – 3.

На стиховне26 стихиры предпразднства, глас 1-й, глас 2-й и глас 3-й (см. в службе свт. Сильвестра, со своими припевами). «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Преподо́бне о́тче Серафи́ме…», «И ныне» – предпразднства, глас 3-й: «Прииди́те, вси ве́рнии…» (см. в службе свт. Сильвестра).

По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь предпразднства, глас тот же: «Гото́вися, Завуло́не…» (см. в службе свт. Сильвестра).

После пения тропарей на великой вечерне (без бдения) отверзаются царские врата27. Диакон произносит: «Премудрость». Певцы: «Благослови». Иерей: «Сый благословен…». Певцы: «Утверди́, Боже…». Иерей: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Певцы: «Честнейшую Херувим…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Иерей произносит великий отпуст28.

На малом повечерии поем29 трипеснец и двупеснец предпразднства (этого дня), глас 2-й. На повечерие может быть перенесена служба30 свт. Сильвестра, папы Римского (2 января).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь предпразднства, глас 4-й: «Гото́вися, Завуло́не…» (дважды). «Слава» – тропарь преподобного, глас тот же, «И ныне» – тропарь предпразднства, глас тот же: «Гото́вися, Завуло́не…».

Кафизмы 10-я и 11-я. Малые ектении.

По 1-м стихословии – седален преподобного, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален предпразднства, глас 1-й (см. в службе свт. Сильвестра).

По 2-м стихословии – седален преподобного, глас 1-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален предпразднства, глас 4-й (см. в службе свт. Сильвестра)31.

Полиелей. Величание преподобного и избра́нный псалом. Седален преподобного по полиелее, глас 7-й (дважды). «Слава, и ныне» – седален предпразднства (по выбору, см. в службе свт. Сильвестра по 1-м или по 2-м стихословии). Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен преподобного, глас 4-й: «Честна́ пред Го́сподем смерть преподо́бных Его́»; стих: «Что возда́м Го́сподеви о всех, я́же воздаде́ ми?». Евангелие – Мф., зач. 43. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами преподобнаго Серафима…». Стихира преподобного, глас 6-й: «Днесь, ве́рнии…».

Каноны: предпразднства (см. в службе свт. Сильвестра), глас 2-й: «Непроходи́мое волня́щееся мо́ре…», со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), и преподобного (два канона – глас 6-й и глас 8-й) на 8.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия праздника Богоявления: «Глубины́ открыл есть дно…».

По 3-й песни – кондак («Во струя́х днесь Иорда́нских…») и икос предпразднства, глас 4-й (см. в службе свт. Сильвестра); седален преподобного, глас тот же (дважды). «Слава, и ныне» – седален предпразднства, глас 8-й: «Неви́димый Бо́же…» (см. в службе свт. Сильвестра).

По 6-й песни – кондак и икос преподобного, глас 2-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется.

Примечание. Песнопение «Достойно есть» по 9-й песни канона не поется в предпразднства и попразднства двунадесятых праздников, во всю Пятидесятницу (в период пения Цветной Триоди), в воскресные дни, а также в дни славословных святых и выше, у которых по каждой песни канона поется катавасия.

По 9-й песни – светилен предпразднства (см. в службе свт. Сильвестра). «Слава» – светилен преподобного, «И ныне» – ин светилен предпразднства (см. в службе свт. Сильвестра).

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 8: предпразднства, глас 6-й – 4 (см. на хвалитех, в службе свт. Сильвестра), и преподобного, глас 8-й – 4 (со своими припевами; припевы см. на стиховне вечера: 1-й – «Честна́ пред Го́сподем…», 2-й – «Блаже́н муж, боя́йся Го́спода…»; первая стихира – дважды)32. «Слава» – преподобного, глас 6-й: «Прииди́те, и́ноков…», «И ныне» – предпразднства, глас тот же: «Вся земля́…» (см. на хвалитех, в службе свт. Сильвестра).

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь предпразднства, глас тот же: «Гото́вися, Завуло́не…» (см. в службе свт. Сильвестра).

На часах – тропарь предпразднства. «Слава» – тропарь преподобного. Кондаки чередуются: на 1-м и 6-м часах – предпразднства, на 3-м и 9-м часах – преподобного.

На Литургии свт. Иоанна Златоуста – блаженны предпразднства, песнь 3-я – 4 (со ирмосом)33, и преподобного, песнь 6-я – 4.

На входе – «…во святых Дивен сый…».

По входе – тропари и кондаки:

А. В храме34 Господском – тропарь предпразднства, тропарь преподобного. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак предпразднства.

Примечание. В период предпразднства и попразднства Крещения дневные тропари не поются, так как песнопения Октоиха отменяются.

В предпразднства и попразднства Господских праздников, во всю Пятидесятницу, в воскресные дни, в великие и средние Господские праздники тропарь и кондак Господского храма не поются.

Б. В храме Богородицы устав может быть двояким:

I. Тропарь предпразднства, тропарь храма, тропарь преподобного; кондак храма. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак предпразднства.

II. Тропарь предпразднства, тропарь храма, тропарь преподобного; кондак предпразднства. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак храма.

Примечание. В предпразднства и попразднства Богородичных двунадесятых праздников, в Богородичные великие, полиелейные и славословные праздники тропарь и кондак храма Богородицы не поются. Кондак храма Богородицы не поется и во всю Пятидесятницу.

В. В храме святого (если служился полиелей) – тропарь предпразднства, тропарь храма, тропарь преподобного; кондак храма. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак предпразднства.

Примечание. Если совершалось всенощное бдение, то тропарь и кондак храмового святого не поются.

Поется Трисвятое.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – преподобного.

Апостол и Евангелие – преподобного35.

Поется «Достойно есть…».

24 О порядке пения служб на повечерии см. 26 февраля, во вторник 2-й седмицы Великого поста.

25 Начало великой вечерни при полиелейной службе отличается от начала великой вечерни в составе бдения тем, что начальный возглас – «Благословен Бог наш…», а не «Слава Святей…» (иерей произносит возглас по окончании 9-го часа на амвоне, при закрытых царских вратах и открытой завесе), и тем, что 103-й псалом читается, а не поется.

26 Если в честь прп. Серафима Саровского совершается всенощное бдение:

На литии – стихира храма и стихиры преподобного. «Слава» – преподобного, «И ныне» – предпразднства.

На стиховне – стихиры предпразднства. «Слава» – преподобного, «И ныне» – предпразднства.

По Трисвятом – тропарь преподобного (дважды) и предпразднства (единожды). (Ср.: Типикон, 21 декабря, служба свт. Московского Петра, и 11 января, служба прп. Феодосия).

27 Согласно распространенной практике, царские врата отверзаются с началом пения тропарей.

28 Такое окончание положено на великой вечерне (без бдения), которая совершается отдельно от утрени. В случае, если вслед за великой вечерней (без бдения) совершается, по сложившейся богослужебной практике, полиелейная утреня, царские врата не отверзаются. После «Утверди, Боже…» иерей в алтаре пред престолом произносит возглас: «Слава Святей…», творя крест кадилом.

29 Общие указания Устава о пении канонов на повечериях предпразднства Богоявления следующие: праздничный канон поется на 8 (ирмосы по дважды, тропари на 6), и затем ирмос оба лика вкупе. Если у канона два ирмоса, то ирмос 1-го канона поется дважды, тропари же обоих канонов на 6, и затем ирмос 2-го канона оба лика вместе.

30 Если на повечерие переносится служба Минеи, канон святого Минеи поется без ирмосов, в песнях с трипеснцами трипеснцы предваряют. О порядке пения служб на повечерии см. также: 26 февраля, вторник 2-й седмицы Великого поста.

31 Так как в службе предпразднства содержатся четыре седальна по кафизмах, то возможен следующий порядок: по 1-м стихословии – 1-й седален предпразднства, «Слава» – преподобного, «И ныне» – 2-й седален предпразднства; по 2-м стихословии – седален преподобного (дважды), «Слава, и ныне» – 3-й седален предпразднства; по полиелее – седален преподобного (дважды), «Слава, и ныне» – 4-й седален предпразднства.

32 По Минее, на хвалитех стихиры поются на 6: предпразднства – 3 и преподобного – 3, но это указание неточно. Типикон в аналогичной службе 21 декабря (свт. Петра) назначает не шесть, а восемь стихир: предпразднства хвалитные – 4, и святого – 4 (первая стихира – дважды). Петь стихиры следует согласно указанию главы Типикона 21 декабря (то есть на 8), поскольку в службе свт. Петра учитываются особенности богослужения предпразднства Рождества Христова (аналогичные предпразднству Богоявления), которые отсутствуют в периоды предпразднств и попразднств прочих двунадесятых праздников: в частности, в предпразднства Рождества и Богоявления, помимо трех обычных утренних стихир на стиховне, в рядовой службе приводятся еще четыре хвалитные стихиры предпразднства.

33 О пении блаженн и об исполнении ирмосов песней канона в составе тропарей на блаженнах см.: Скабалланович М. Н. Толковый Типикон. Вып. III. С. 18.

34 Храмом в Уставе, когда речь идет о службе в тот или иной день, всегда именуется тот придел, где совершается Литургия.

35 Рядовые чтения 2, 3 и 5 января можно опустить ввиду Крещенской отступки.