Суббота 1-й седмицы. Вмч. Фео́дора Ти́рона. Обре́тение мощей блж. Матроны Московской (службу зри 19 апреля)240.

Сщмч. Полика́рпа, еп. Сми́рнского.

Прп. Полика́рпа Бря́нского.

Совершается служба вмч. Феодора Тирона (из Триоди) (А).

Приводим также порядок совершения службы вмч. Феодора Тирона (из Триоди) в соединении с полиелейной службой241 в честь блж. Матроны Московской. При совершении богослужения следует руководствоваться 9-й Марковой главой Типикона под 24 февраля: «А́ще ли случи́тся Обре́тение честны́я главы́ Предте́чевы в суббо́ту 1-я неде́ли посто́в» (Б).

Порядок чтений, согласно календарю:

Евр., 303 зач., I, 1–12.   Мк., 10 зач., II, 23 – III, 5.
Вмч.: 2 Тим., 292 зач., II, 1–10.   Ин., 52 зач., XV, 17 – XVI, 223.

А. Повечерие великое без поклонов:

По 1-м Трисвятом – тропарь вмч. Феодора, глас 2-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся па́че смы́сла…».

По 2-м Трисвятом – тропари Часослова, глас 6-й: «Помилуй нас, Господи…».

По «Слава в вышних…» поется рядовая служба Минеи (с 23 февраля; сщмч. Полика́рпа, еп. Сми́рнского)242, а также – заупокойный канон Октоиха, 4-го гласа с утрени субботы (без ирмосов)243.

Примечание. «Ве́домо да есть, яко после́дование Мине́и, прилуча́ющихся святы́х в суббо́ты и Неде́ли святы́я Четыредеся́тницы, пое́тся в повече́риях, или́ егда́ изво́лит екклисиа́рх» (см.: Типикон, гл. 49, «В пяток вечера [1-й седмицы]», 3-е «зри»). «Кано́ны же в Мине́и настоя́щия суббо́ты и Неде́ли пое́м, егда́ изво́лит екклисиа́рх: еди́н у́бо пое́м в повече́рии пятка́, други́й же кано́н пое́м в повече́рии Неде́ли» (см.: Триодь Постная, в пяток вечера 1-й седмицы).

После канонов – «Достойно есть».

По 3-м Трисвятом – кондак вмч. Феодора, глас 8-й (вместо «Господи Сил…»). «Господи, помилуй» (40). Молитва: «Иже на всякое время…». «Господи, помилуй» (трижды). «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним…». Возглас: «Молитвами святых отец наших…». Чтец: «Аминь». Молитва: «Нескве́рная, Небла́зная…», «И даждь нам, Владыко…», «Пресла́вная Присноде́во…», «Упова́ние мое Отец…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Отпуст малый: «Христос, Истинный Бог наш…». Обычное прощение. Ектения: «Помо́лимся…».

Полунощница обычная – субботняя.

Утреня. Начало субботней утрени: по возгласе «Благословен Бог наш…», чтец: «Прииди́те, поклони́мся…» (трижды) и обычные псалмы 19-й и 20-й (на которых совершается каждение всего храма).

Примечание. Субботнее богослужение святой Четыредесятницы не имеет особенностей седмичных великопостных служб.

На «Бог Господь» – тропарь вмч. Феодора, глас 2-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся па́че смы́сла…».

Кафизмы 16-я и 17-я244.

После 16-й кафизмы – малая ектения. Седальны Октоиха, глас 4-й.

После 17-й кафизмы – малая ектения. Седален вмч. Феодора, глас 3-й. «Слава» – ин седален вмч. Феодора, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же.

Псалом 50-й. (Молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя…» не глаголется.)

Каноны: храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и вмч. Феодора на 8.

Библейские песни: «Господеви поем…» или «Поем Господеви…».

Примечание. В субботу 1-й седмицы Великого поста Триодь Постная указывает стихословить библейские песни в будничной редакции: «Господеви поем…»245. Типикон умалчивает о редакции библейских песней в этот день246. По мнению В. Розанова, умолчание Типикона следует толковать в пользу пения свойственной субботнему богослужению с Бог Господь праздничной редакции библейских песней: «Поем Господеви…»247. Учитывая указания богослужебных книг о редакции Песней Священного Писания в сырную субботу, можно считать допустимым пение в субботу 1-й седмицы Великого поста и будничной редакции библейских песней «Господеви поем…», и праздничной редакции «Поем Господеви…».

Катавасия «Отве́рзу уста́ моя́…».

По 3-й песни – седален вмч. Феодора, глас 8-й. «Слава» – ин седален вмч. Феодора, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос вмч. Феодора, глас 8-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни – светилен вмч. Феодора. «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди. («Достойно есть» обычно не поется.)

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры вмч. Феодора, глас 1-й – 4. «Слава» – вмч. Феодора, глас 6-й: «Свяще́ния дар…», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Богородице, Ты еси лоза́…».

По исполнении стихир «Тебе слава подобает…» не произносится, но тотчас: «Слава Тебе, показавшему нам свет», и читается вседневное славословие. Ектения: «Исполним утреннюю молитву…», и молитва главопреклонения.

На стиховне стихиры вмч. Феодора, глас 4-й (с припевами своими – 1-й: «Пра́ведник, яко фи́никс процвете́т, / яко кедр, и́же в Лива́не, умно́жится», 2-й: «Насажде́ни в дому́ Госпо́дни, / во дво́рех Бо́га на́шего процвету́т»). «Слава» – вмч. Феодора, глас 8-й: «Страда́льческим му́жеством…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Влады́чице, приими́ молитвы…» (см. прил. 2-е, «В субботу у́тра»).

По Трисвятом – тропарь вмч. Феодора, глас 2-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся па́че смы́сла…».

На часах – тропарь и кондак вмч. Феодора.

Литургия свт. Иоанна Златоуста.

Блаженны вмч. Феодора, песнь 3-я – 4 (со ирмосом 1-го канона), и песнь 6-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь вмч. Феодора. «Слава» – кондак вмч. Феодора, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь храма, тропарь вмч. Феодора; кондак храма. «Слава» – кондак вмч. Феодора, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – вмч. Феодора (Триоди).

Апостол и Евангелие – субботы 1-й седмицы и вмч. Феодора.

Примечание. «На трапе́зе чте́м сло́во похва́льное о святе́м Фео́доре, свята́го Григо́рия Ни́сскаго. И яди́м бо́б обваре́нный, с ма́слинами бе́лыми и че́рными. Причаща́емся же и варе́ния с ма́слом прилучи́вшагося, и ко́лива; вина́ же испива́ем по красово́лю248, ра́ди свята́го. Сие́ же прия́хом от ла́вры преподо́бнаго отца́ на́шего Са́ввы и от богоно́снаго отца́ на́шего Евфи́мия. [Зри] Ве́дати подоба́ет, я́ко два́жды прия́хом я́сти ры́бы в се́й Вели́кий по́ст: в пра́здник Благове́щения и Цветоно́сия» (Триодь Постная, л. 143).

Б. Повечерие великое без поклонов:

По 1-м Трисвятом249 – тропарь блж. Матроны, глас 2-й; тропарь вмч. Феодора, глас тот же. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся па́че смы́сла…».

По 2-м Трисвятом – тропари Часослова, глас 6-й: «Помилуй нас, Господи…».

По «Слава в вышних…» поется заупокойный канон Октоиха, 4-го гласа с утрени субботы (без ирмосов)250, а также – рядовая служба Минеи (с 23 февраля; сщмч. Полика́рпа, еп. Сми́рнского)251.

Примечание. «Ве́домо да есть, яко после́дование Мине́и, прилуча́ющихся святы́х в суббо́ты и Неде́ли святы́я Четыредеся́тницы, пое́тся в повече́риях, или́ егда́ изво́лит екклисиа́рх» (см.: Типикон, гл. 49, «В пяток вечера [1-й седмицы]», 3-е «зри»). «Кано́ны же в Мине́и настоя́щия суббо́ты и Неде́ли пое́м, егда́ изво́лит екклисиа́рх: еди́н у́бо пое́м в повече́рии пятка́, други́й же кано́н пое́м в повече́рии Неде́ли» (см.: Триодь Постная, в пяток вечера 1-й седмицы).

После канонов – «Достойно есть».

По 3-м Трисвятом – кондак блж. Матроны, глас 7-й (вместо «Господи Сил…»). «Господи, помилуй» (40). Молитва: «Иже на всякое время…». «Господи, помилуй» (трижды). «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним…». Возглас: «Молитвами святых отец наших…». Чтец: «Аминь». Молитва: «Нескве́рная, Небла́зная…», «И даждь нам, Владыко…», «Пресла́вная Присноде́во…», «Упова́ние мое Отец…». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже…». «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Отпуст малый: «Христос, Истинный Бог наш…». Обычное прощение. Ектения: «Помо́лимся…».

Полунощница обычная – субботняя.

Утреня. Начало субботней утрени: по возгласе «Благословен Бог наш…», чтец: «Прииди́те, поклони́мся…» (трижды) и обычные псалмы 19-й и 20-й (на которых совершается каждение всего храма).

Примечание. Субботнее богослужение святой Четыредесятницы не имеет особенностей седмичных великопостных служб.

На «Бог Господь» – тропарь блж. Матроны, глас 2-й (дважды). «Слава» – тропарь вмч. Феодора, глас тот же, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся па́че смы́сла…».

Кафизмы 16-я и 17-я252.

После 16-й кафизмы – малая ектения. Седален блж. Матроны, глас 8-й: «Мо́щи твоя́…» (см. по 1-м стихословии); ин седален блж. Матроны, глас 6-й: «Прииди́те, ве́рных мно́жества…» (см. по 2-м стихословии). «Слава, и ныне» – Богородичен, глас тот же: «При́зри на нас…» (см. по 2-м стихословии)253.

После 17-й кафизмы – малая ектения. Седален вмч. Феодора, глас 3-й. «Слава» – ин седален вмч. Феодора, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же.

Полиелей. Величание блж. Матроны и избра́нный псалом. Седален блж. Матроны по полиелее, глас 4-й: «Рука́ Госпо́дня…» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же (см., например, Богородичен седальна по 3-й песни канона в службе блж. Матроны: «Ны́не, ра́дуйся…»). Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен блж. Матроны, глас 4-й: «Го́споди, откры́й о́чи мои́, и уразуме́ю чудеса́ от зако́на Твоего́»; стих: «Отврати́ о́чи мои́, е́же не ви́дети суеты́, в пути́ Твое́м живи́ мя». Евангелие блж. Матроны – Мф., зач. 104. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами блаже́нной ста́рицы…». Стихира блж. Матроны, глас 6-й: «Свята́я сла́вная ста́рице…».

Каноны: блж. Матроны со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды)254 и вмч. Феодора (два канона) на 8.

Библейские песни «Поем Господеви…»255.

Примечание. В субботу 1-й седмицы Великого поста Триодь Постная указывает стихословить библейские песни в будничной редакции: «Господеви поем…»256. Типикон умалчивает о редакции библейских песней в этот день257. По мнению В. Розанова, умолчание Типикона следует толковать в пользу пения свойственной субботнему богослужению с Бог Господь праздничной редакции библейских песней: «Поем Господеви…»258. Учитывая указания богослужебных книг о редакции Песней Священного Писания в сырную субботу, можно считать допустимым пение в субботу 1-й седмицы Великого поста и будничной редакции библейских песней «Господеви поем…», и праздничной редакции «Поем Господеви…». В случае совершения в субботу 1-й седмицы Великого поста полиелейной службы блж. Матроны Московской, библейские песни в этот день следует стихословить в праздничной редакции «Поем Господеви…»259.

Катавасия «Отве́рзу уста́ моя́…».

По 3-й песни – кондак блж. Матроны, глас 7-й; седален блж. Матроны, глас 4-й. «Слава» – седален вмч. Феодора, глас 8-й (по выбору)260, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос вмч. Феодора, глас 8-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен блж. Матроны. «Слава» – светилен вмч. Феодора, « И ныне» – Богородичен Триоди.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 6: блж. Матроны, глас 8-й – 3, и вмч. Феодора, глас 1-й – 3261; затем стих блж. Матроны [«Госпо́дь реши́т окова́нныя, / Госпо́дь умудря́ет слепцы́», или: «Возведо́х о́чи мои́ в го́ры, / отню́дуже прии́дет по́мощь моя́»262, или: «Госпо́дь Просвеще́ние мое́ и Спаси́тель мой, / кого́ убою́ся?»263, или: «В па́мять ве́чную бу́дет пра́ведник, / от слу́ха зла не убои́тся»264;] и стихира блж. Матроны, глас 8-й: «О, пресла́внаго чудесе́! О, та́инства…» (см. славник Минеи на хвалитех). «Слава» – вмч. Феодора, глас 6-й: «Свяще́ния дар…», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Богородице, Ты еси лоза́…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь блж. Матроны, глас 2-й. «Слава» – тропарь вмч. Феодора, глас тот же, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Вся па́че смы́сла…».

На часах – тропарь блж. Матроны. «Слава» – тропарь вмч. Феодора. Кондаки блж. Матроны и вмч. Феодора читаются попеременно265.

Литургия свт. Иоанна Златоуста.

Блаженны блж. Матроны, песнь 3-я – 4 (со ирмосом), и вмч. Феодора, песнь 6-я – 4.

По входе – тропари и кондаки266:

В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь блж. Матроны, тропарь вмч. Феодора; кондак вмч. Феодора. «Слава» – кондак блж. Матроны, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь храма, тропарь блж. Матроны, тропарь вмч. Феодора; кондак храма, кондак вмч. Феодора. «Слава» – кондак блж. Матроны, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен267 – блж. Матроны и вмч. Феодора.

Апостол и Евангелие – субботы 1-й седмицы, вмч. Феодора (под зачало) и блж. Матроны.

Примечание. «На трапе́зе чте́м сло́во похва́льное о святе́м Фео́доре, свята́го Григо́рия Ни́сскаго. И яди́м бо́б обваре́нный, с ма́слинами бе́лыми и че́рными. Причаща́емся же и варе́ния с ма́слом прилучи́вшагося, и ко́лива; вина́ же испива́ем по красово́лю268, ра́ди свята́го. Сие́ же прия́хом от ла́вры преподо́бнаго отца́ на́шего Са́ввы и от богоно́снаго отца́ на́шего Евфи́мия. [Зри] Ве́дати подоба́ет, я́ко два́жды прия́хом я́сти ры́бы в се́й Вели́кий по́ст: в пра́здник Благове́щения и Цветоно́сия» (Триодь Постная, л. 143).

240 Празднование установлено в память обретения мощей блж. Матроны Московской 23 февраля ст. ст. (8 марта н. ст.) 1998 года и внесено в месяцеслов согласно определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 16 июля 2013 года.

241 См.: Минея-Апрель. М., 2002. Ч. 2. С. 366–380.

242 О порядке пения служб на повечерии см. 26 февраля, во вторник 2-й седмицы Великого поста.

243 О последовательности канонов на повечерии в пяток вечера см. в субботу мясопустную, 9 февраля (примечание на повечерии).

244 На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми (ср.: Типикон, гл. 12).

245 См.: Триодь Постная, «В суббо́ту пе́рвую святы́х посто́в»; ср.: Службы первой седмицы Великого поста. М.: Изд. Моск. Патриархии, 1984. С. 224–240.

246 См.: Типикон, гл. 49, «В суббо́ту 1-ю святы́х посто́в».

247 См.: Типикон, гл. 12; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 555, 264.

248 Красову́ля – чаша для пития, употребляемая в греческих монастырях, которая вмещает ½ фунта и более напитка (один русский фунт равен 409,5 грамма).

249 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 562.

250 О последовательности канонов на повечерии в пяток вечера см. в субботу мясопустную, 9 февраля (примечание на повечерии). Типикон (9-я Маркова глава под 24 февраля) сначала указывает канон о усопших, а затем – рядового святого.

251 О порядке пения служб на повечерии см. 26 февраля, во вторник 2-й седмицы Великого поста.

252 Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей (ср.: Типикон, гл. 15).

253 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 564.

254 Там же.

255 В храмах, где исполнение канона с библейскими песнями представляется трудноисполнимым, молебный припев к канону блж. Матроны может звучать следующим образом: «Святая праведная ста́рице Матроно, моли Бога о нас»; «Святая праведная ма́ти Матроно, моли Бога о нас», «Святая блаженная ма́ти Матроно, моли Бога о нас» или «Святая блаженная ста́рице Матроно, моли Бога о нас».

256 См.: Триодь Постная, «В суббо́ту пе́рвую святы́х посто́в»; ср.: Службы первой седмицы Великого поста. М.: Изд. Моск. Патриархии, 1984. С. 224–240.

257 См.: Типикон, гл. 49, «В суббо́ту 1-ю святы́х посто́в».

258 См.: Типикон, гл. 12; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 555, 264.

259 См.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 565.

260 Расширительно толкуя схематичные указания Устава относительно богослужебных текстов по 3-й песни канона, можно считать допустимым следующий порядок исполнения песнопений: кондак блж. Матроны, глас 7-й; седален блж. Матроны, глас 4-й, седален вмч. Феодора, глас 8-й; «Слава» – ин седален вмч. Феодора, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же.

261 В Триоди 4 стихиры, одна из них опускается.

262 См. аллилуиарий на Литургии и стихи в стихирах на стиховне великой вечерни.

263 См. прокимен на Литургии.

264 См. причастен на Литургии.

265 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 565.

266 Там же. С. 566.

267 Причастны блж. Матроны и вмч. Феодора совпадают.

268 Красову́ля – чаша для пития, употребляемая в греческих монастырях, которая вмещает ½ фунта и более напитка (один русский фунт равен 409,5 грамма).