Понедельник 4-й седмицы, Крестопоклонной. Мч. Кодра́та и дружины его.

Прав. Павла Таганрогского50.

Календарные заметки:

На 1-м часе поклонение Кресту.

Порядок чтений, согласно календарю:

На 6-м часе: Ис. XIV, 24–32.
На веч.: Быт. VIII, 21 – IX, 7.   Притч. XI, 19 – XII, 6.

Вечерня. Подробное изложение порядка богослужения в Неделю вечера см. 17 февраля. Кафизмы нет.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: 4 стихиры покаянные Октоиха, глас 7-й (две – из стихир на стиховне вечера, две другие – из стиховных стихир утрени), Триоди, глас 8-й и глас 3-й – 3, и стихиры мч. Кодра́та и дружины его (см. 10 марта), глас 1-й – 3. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Одержи́мы прегреше́нии…».

Вход с кадилом. «Свете Тихий». Поется великий прокимен, глас 8-й: «Дал еси достоя́ние…», со стихами (по обычаю).

На стиховне стихиры Триоди, глас 8-й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Небе́сная пою́т Тя…».

Молитва прп. Ефрема Сирина читается с тремя великими поклонами (без малых). Окончание вечерни великопостное (см. 17 февраля).

На малом повечерии в Неделю вечером поется служба апп. Иродио́на, Ага́ва, Асинкри́та, Ру́фа, Фле́гонта, Е́рма и иже с ними (с 8 апреля).

Примечание. Канон Богородицы (Октоиха) не поется, так как накануне совершалось всенощное бдение.

Полунощница, утреня, часы с изобразительными и вечерней. Подробное изложение общего порядка богослужения см. 18 февраля.

На утрене – кафизмы 4-я, 5-я и 6-я. На 1-м часе – кафизмы нет; на 3-м часе – кафизма 7-я; на 6-м часе – кафизма 8-я; на 9-м часе – кафизма 9-я. На вечерне – кафизма 18-я.

Примечание. В понедельник и среду Крестопоклонной седмицы на 1-м часе после Богородична: «Что Тя нарече́м…» вместо «Стопы́ моя напра́ви…» совершается поклонение Честно́му Кресту. В пятницу подобный чин совершается в конце изобразительных.

Если аналой с Крестом находится на середине храма, то поклонение совершается следующим образом: из алтаря (обычно через царские врата51) исходит священник и кадит с четырех сторон лежащий на аналое Крест. Далее, по образцу Крестопоклонной Недели, поется: «Кресту Твоему покланя́емся, Владыко…», стихиры на поклонение Кресту, глас 2-й и глас 8-й: «Прииди́те, ве́рнии…» и др., и совершается целование Креста.

В тех храмах, где Честной Крест после поклонения в Неделю пребывал «о десную страну царских дверей», «Настольная книга священнослужителя» (т. 4, с. 541) указывает следующий порядок действий: «Во время Богородична Что Тя наречем на середине храма ставят аналой для Креста. Иерей исходит из алтаря царскими вратами с кадилом и диакон со свечой ко Кресту и кадит святой Крест спереди, потом, отдав кадило диакону, подъемлет Крест на главу, несет его на середину и полагает на уготованный аналой. Иерей, положивши Крест на аналой, совершает каждение окрест его. Посем вместо Стопы моя иерей с диаконом поют Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и далее совершается все по тому же чину, как было и в Неделю на утрени. По окончании стихир и по целовании Креста всеми молящимися иерей таким же образом относит святой Крест на прежнее место».

В понедельник, среду и пятницу Крестопоклонной седмицы на часах и на изобразительных по «Отче наш…» – кондак Триоди (Креста), глас 7-й: «Не ктому́ пла́менное ору́жие…».

50 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 16 апреля 2016 года были утверждены и рекомендованы к общецерковному богослужебному употреблению тексты тропаря и кондака прав. Павлу Таганрогскому. Тексты тропаря и кондака размещены на официальном сайте Русской Православной Церкви – Патриархия.ru (http://www.patriarchia.ru/db/text/4434569.html), и на сайте Издательства Московской Патриархии Русской Православной Церкви (https://nbt.rop.ru/?q=texts/tropar/359).

51 Иерей на выход царскими вратами и поклонение Кресту, по традиции, облачается в фелонь.