Понедельник 5-й седмицы. Прп. Алекси́я, человека Божия.

Прп. Мака́рия, игумена Каля́зинского, чудотворца.

Порядок чтений, согласно календарю:

На 6-м часе: Ис. XXXVII, 33 – XXXVIII, 6.
На веч.: Быт. XIII, 12–18.   Притч. XIV, 27 – XV, 4.

Вечерня. Подробное изложение порядка богослужения в Неделю вечера см. 17 февраля. Кафизмы нет.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: стихиры покаянные Октоиха, глас 8-й – 4 (две – из стихир на стиховне вечера, две другие – из стиховных стихир утрени), Триоди, глас 3-й и глас 7-й – 3, и стихиры преподобного, глас 1-й – 3 (с 17 марта, прп. Алекси́я, человека Божия)60. «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Неду́говавшую, Пресвята́я…».

Примечание. Славник Минеи, глас 2-й: «Ти́хое твое́, о́тче…», поется на «Господи, воззвах» в случае совпадения памяти прп. Алекси́я, человека Божия, с субботой или Неделей (см. Минея-Март. Киев, 1893. Л. 81). Учитывая совершение данной вечерни в Неделю вечера, можно считать допустимым пение стихир на «Господи, воззвах» следующим образом – стихиры на 10: стихиры покаянные Октоиха, глас 8-й – 4 (две – из стихир на стиховне вечера, две другие – из стиховных стихир утрени), Триоди, глас 3-й и глас 7-й – 3, и стихиры преподобного, глас 1-й – 3 (с 17 марта, прп. Алекси́я, человека Божия)61. «Слава» – преподобного, глас 2-й62: «Ти́хое твое́, о́тче…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Ра́дуйся, Мари́е Богоро́дице…».

Вход с кадилом. «Свете Тихий». Поется великий прокимен, глас 8-й: «Не отврати́ лица Твоего…», со стихами (по обычаю).

На стиховне стихиры Триоди, глас 7-й и глас 6-й (с обычными припевами). «Слава, и ныне» – Богородичен Триоди, глас 6-й: «Арха́нгельски воспои́м…».

Молитва прп. Ефрема Сирина читается с тремя великими поклонами (без малых). Окончание вечерни великопостное (см. 17 февраля).

На малом повечерии в Неделю вечером поется служба прпп. отцов, во обители св. Саввы убиенных (с 20 марта – четверга 5-й седмицы Великого поста).

Примечание. В богослужебных книгах предлагается два различных варианта переноса службы Минеи, совпавшей с четвергом 5-й седмицы св. Четыредесятницы. Согласно Триоди, «на повече́рии [вечером в Неделю 4-ю поста – Сост.] пое́м слу́жбу прилучи́вшагося свята́го в четверто́к Вели́каго кано́на» (Триодь Постная, «В Неделю [4-ю поста] вечера»). По Типикону же, «слу́жбу Мине́и прилучи́вшагося свята́го в четверто́к Вели́каго кано́на пое́м во вто́рник [5-й седмицы поста – Сост.] на повече́рии» (Типикон, «В ту́южде Неде́лю [4-ю поста] ве́чера»).

Таким образом, система распределения канонов Минеи на повечериях Великого поста в определенной степени зависит от следования указаниям той или иной богослужебной книги относительно службы Минеи четверга 5-й седмицы.

В текущем году в оставшиеся дни Великого поста возможны следующие варианты совершения минейных служб на повечериях63.

Неделя 4-я поста (вечер)

с 20 марта (с четверга 5-й седмицы)

с 11 апреля (с Пятницы Светлой седмицы)

Понедельник 5-й седмицы (вечер)

с 22 марта (с субботы 5-й седмицы)

с 12 апреля (с Субботы Светлой седмицы)

Вторник 5-й седмицы (вечер)

с 23 марта (с Недели 5-й поста)

с 20 марта (с четверга 5-й седмицы)

Четверг 5-й седмицы (вечер)64

с 11 апреля (с Пятницы Светлой седмицы)

с 22 марта (с субботы 5-й седмицы)

Неделя 5-я поста (вечер)

с 12 апреля (с Субботы Светлой седмицы)

с 23 марта (с Недели 5-й поста)

Среда 6-й седмицы (вечер)

с 13 апреля (с Недели Фоминой)

Примечание. Канон Богородицы на повечерии в Неделю вечером не поется, так как накануне совершалось всенощное бдение.

Полунощница, утреня, часы с изобразительными и вечерней. Подробное изложение общего порядка богослужения см. 18 февраля.

На утрене – кафизмы 4-я, 5-я и 6-я. На 1-м часе – кафизмы нет; на 3-м часе – кафизма 7-я; на 6-м часе – кафизма 8-я; на 9-м часе – кафизма 9-я. На вечерне – кафизма 10-я.

60 Богослужебные тексты указываются исходя из предписаний Типикона и Минеи синодального периода (см.: Минея-Март. Киев, 1893. Л. 80 об.–81). Состав службы этого дня в Минее (ср.: Минея-Март. М., 2002. Ч. 2. С. 33–49) значительно дополнен относительно того порядка богослужения, который предполагается Уставом. В частности, на «Господи, воззвах» добавлена стихира, глас 1-й: «Дом отца́ и ма́тере…», а также три стихиры, глас 6-й.

61 См. предыдущую сноску.

62 Согласно указанию Типикона, данная стихира поется на глас 6-й. В таком случае, Богородичен по гласу «Славы», от меньших – «Арха́нгельски воспои́м…».

63 В дальнейшем каноны Минеи на повечериях св. Четыредесятницы указываются в соответствии с предписанием Триоди (о переносе минейной службы четверга 5-й седмицы на повечерие Недели 4-й поста вечера). См. также: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 642–648.

64 В. Розанов (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», с. 645–646) высказывает предположение, что повечерие в четверг вечера 5-й седмицы Великого поста должно совершаться без канонов. Однако следует отметить, что Устав не упоминает об отмене канонов на повечерии этого дня, а при совпадении Благовещения с субботой Акафиста даже предписывает пение на данном повечерии субботнего утреннего четверопеснца Триоди (ср.: Типикон, 26 марта, 9-я Маркова глава).