Неделя 9-я по Пятидесятнице. Глас 8-й. Вмч. и целителя Пантелеи́мона.

Прп. Ге́рмана Аля́скинского. Блж. Николая Коча́нова, Христа ради юродивого, Новгородского. Свв. равноапп. Мефо́дия, Кирилла, Кли́мента, Нау́ма, Саввы, Гора́зда и Ангела́рия.

Свт. Гора́зда, архиеп. Мора́вского. Собор Смоленских святых (переходящее празднование в воскресенье перед 28 июля)67.

Воскресная служба Октоиха совершается в соединении со службой вмч. Пантелеимона. По Уставу, служба вмч. Пантелеимона шестеричная (Б). По благословению настоятеля, возможно совершение бденной службы в честь святого (А).

Порядок чтений, согласно календарю:

Утр. – Ев. 9-е, Ин., 65 зач., XX, 19–31. Лит. – 1 Кор., 128 зач., III, 9–17. Мф., 59 зач., XIV, 22–34.
Вмч.: 2 Тим., 292 зач., II, 1–10.   Ин., 52 зач., XV, 17 – XVI, 2.

А. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 8-й – 4, и великомученика, глас 4-й и глас 2-й – 6. «Слава» – великомученика, глас 6-й: «Возсия́ днесь…», «И ныне» – догматик, глас 8-й: «Царь Небе́сный…».

Вход. Прокимен дня. Паримии великомученика – 3.

На литии стихира храма и стихиры великомученика, глас 1-й, глас 2-й и глас 5-й (см. на литии). «Слава» – великомученика, глас 5-й: «Прииди́те, мучениколю́бцы…», «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Храм и дверь еси…»68.

На стиховне стихиры воскресные, глас 8-й. «Слава» – великомученика, глас тот же: «Ма́тернее возлюби́в благоче́стие…», «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Безневе́стная Де́во…»69.

По Трисвятом – «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь великомученика, глас 3-й (единожды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 8-й (дважды). «Слава» – тропарь великомученика, глас 3-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Тя, хода́тайствовавшую…».

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные70.

Полиелей. Величание великомученика и избранный псалом. «Ангельский собор…». Ипакои гласа. Седален великомученика по 1-м стихословии, глас 1-й: «Ма́тернее благоче́стие…»; седален великомученика по 2-м стихословии, глас 4-й: «Яко во́ина Христо́ва…», ин седален великомученика по 2-м стихословии, глас тот же: «Пострада́л еси му́жественне…». «Слава» – седален великомученика по полиелее, глас тот же: «Торжеству́ют днесь…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Ма́терь Бо́жию…». Степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 9-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».

Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2 и великомученика на 8.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Отверзу уста моя…».

По 3-й песни – кондак и икос великомученика, глас 5-й; седален великомученика, глас 4-й. «Слава» – ин седален великомученика, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 8-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 9-й. «Слава» – светилен великомученика: «Ми́лостивную твою́ ду́шу…», «И ныне» – Богородичен воскресного ексапостилария.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 8-й – 4, и великомученика, глас 8-й, [глас 5-й,] глас 4-й – 4 (со славником71 и припевами своими; припевы см. в Минее на стиховне вечера). «Слава» – стихира евангельская 9-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба…».

На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь великомученика. Кондаки великомученика и воскресный читаются попеременно.

На Литургии блаженны гласа – 6 и великомученика, песнь 3-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь великомученика. «Слава» – кондак великомученика, «И ныне» – кондак воскресный.

В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь великомученика; кондак воскресный. «Слава» – кондак великомученика, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь воскресный, тропарь великомученика; кондак воскресный. «Слава» – кондак великомученика, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Примечание. Поскольку в честь великомученика совершалось всенощное бдение, по входе на Литургии тропарь и кондак храма святого не поется.

Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и великомученика.

Апостол и Евангелие – дня и великомученика.

Б. На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 8-й – 6, и великомученика, глас 4-й и глас 2-й – 4. «Слава» – великомученика, глас 6-й: «Возсия́ днесь…», «И ныне» – догматик, глас 8-й: «Царь Небе́сный…».

Вход. Прокимен дня.

На литии стихира храма и Богородичные стихиры Павла Аморрейского, глас 4-й (см. на «Господи, воззвах» в воскресной службе 8-го гласа в Октоихе, без стихов). «Слава, и ныне» – его же стихира, глас тот же: «Престо́ли егда́ поста́вятся…».

Примечание. Допустимо стихиры на литии петь следующим образом: стихира храма и стихира великомученика, глас 1-й: «По́двигом до́брым…» (см. в Минее в стихирах на литии); «Слава» – великомученика, глас 5-й: «Прииди́те, мучениколю́бцы…» (см. в Минее, славник литийных стихир)72, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Храм и дверь еси…»73.

На стиховне стихиры воскресные, глас 8-й. «Слава» – великомученика, глас тот же: «Ма́тернее возлюби́в благоче́стие…», «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Безневе́стная Де́во…»74.

По Трисвятом – «Богородице Дево…» (трижды).

На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 8-й (дважды). «Слава» – тропарь великомученика, глас 3-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Тя, хода́тайствовавшую…».

Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные75.

Непорочны76 (см. Типикон, гл. 17). «Ангельский собор…». Ипакои, степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 9-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».

Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Крестовоскресный на 2, Богородицы (Октоиха) на 2 и великомученика на 6.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Отверзу уста моя…».

По 3-й песни – кондак и икос великомученика, глас 5-й; седален великомученика, глас 4-й. «Слава» – ин седален великомученика, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос воскресные, глас 8-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 9-й. «Слава» – светилен великомученика: «Ми́лостивную твою́ ду́шу…», «И ныне» – Богородичен воскресного ексапостилария.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 8-й – 4, и великомученика, глас 8-й, [глас 5-й,] глас 4-й – 4 (со славником77 и припевами своими; припевы см. в Минее на стиховне вечера). «Слава» – стихира евангельская 9-я, «И ныне» – «Преблагословенна еси…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Воскрес из гроба…».

На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь великомученика. Кондак только воскресный.

На Литургии блаженны гласа – 6 и великомученика, песнь 3-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском – тропарь воскресный, тропарь великомученика. «Слава» – кондак великомученика, «И ныне» – кондак воскресный.

В храме Богородицы – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь великомученика; кондак воскресный. «Слава» – кондак великомученика, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь воскресный, тропарь храма, тропарь великомученика; кондак воскресный, кондак храма. «Слава» – кондак великомученика, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и великомученика.

Апостол и Евангелие – дня и великомученика.

67 См.: Минея-Июль. М., 2002. Ч. 3. С. 240–241.

68 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 61–65, 782.

69 Там же. С. 65–67.

70 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 8-го гласа: «Иже нас ра́ди…».

71 Ср.: Типикон, глл. 3-я, 4-я и 5-я. Впрочем, при выборе четырех хвалитных стихир Минеи допустимо опустить славник, а не одну из предыдущих стихир (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 73).

72 При совершении шестеричной службы вмч. Пантелеимона данные стихиры предназначаются для пения на стиховне утрени (ср.: Типикон, 27 июля; Минея-Июль. Киев, 1893. Л. 245–245 об.).

73 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 25–27, 61–63.

74 Там же. С. 65–67.

75 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 8-го гласа: «Иже нас ра́ди…».

76 118-й псалом (17-я кафизма) поется на 5-й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор…». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей.

77 Ср.: Типикон, глл. 3-я, 4-я и 5-я. Впрочем, при выборе четырех хвалитных стихир Минеи допустимо опустить славник, а не одну из предыдущих стихир (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 73).