Суббота пред Богоявлением. Предпразднство Богоявления. Прор. Малахии. Мч. Гордия.

3. Суббота пред Богоявлением. Предпразднство Богоявления. Прор. Малахии. Мч. Гордия.

Служба прор. Малахии и мч. Гордия не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой предпразднства Богоявления.

На вечерне кафизма 18-я (если накануне совершалось всенощное бдение – кафизмы нет).

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: пророка, глас 8-й – 3, и мученика, глас тот же – 3. «Слава, и ныне» – предпразднства, глас 4-й: «О, преславнаго чудесе!..» (догматик гласа не поется; см. Типикон, 20 декабря, 1-е «зри»).

Входа нет. «Свете Тихий» (по Уставу, читается, а не поется)[1]. Прокимен дня.

На стиховне стихиры предпразднства, глас 6-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – предпразднства, глас 5-й: «На Иорданскую реку…».

По Трисвятом – тропарь мученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь предпразднства, глас тот же: «Готовися, Завулоне…».

На малом повечерии поем трипеснцы предпразднства (этого дня; см. в Минее, 3 января, на повечерии), глас 2-й и глас 6-й, и канон предпразднства следующего дня (см. в Минее, 4 января, на повечерии), глас 6-й. На повечерие этого дня может быть перенесена служба[2] прп. Феоктиста, игумена Кукума Сикелийского (с 4 января)[3].

Примечание. Каноны на повечерии соединяются следующим образом. Песнь 1-я: ирмос канона 4 января, глас 6-й: «Сеченое сечется…» – дважды; тропари на 6; катавасия – тот же ирмос. Песнь 3-я: ирмос трипеснца 3 января, глас 2-й: «На камени мя веры…» – дважды; тропари трипеснца и тропари канона 4 января на 6; катавасия – ирмос канона 4 января, глас 6-й: «Господь Сый всех…». Песнь 4-я: ирмос канона 4 января, глас 6-й: «Провидя пророк…» – дважды; тропари на 6; катавасия – тот же ирмос. Песнь 5-я: ирмос трипеснца 3 января, глас 6-й: «К Тебе утренюю…» – дважды; тропари трипеснца и тропари канона 4 января на 6; катавасия – ирмос канона 4 января, глас 6-й: «Союзом боязни…». Песнь 6-я и песнь 7-я: ирмос канона 4 января, глас 6-й – дважды; тропари на 6; катавасия – тот же ирмос. Песнь 8-я: ирмос трипеснца 3 января, глас 2-й: «Глагол мучителев…» – дважды; тропари обоих трипеснцев 3 января; тропари канона 4 января; на катавасию – ирмос канона 4 января, глас 6-й: «За законы отеческия…». Песнь 9-я: ирмос трипеснца 3 января, глас 2-й: «Душами чистыми…» – дважды; тропари обоих трипеснцев 3 января; тропари канона 4 января; катавасия – ирмос канона 4 января, глас 6-й: «Странствия Владычня…».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь предпразднства, глас 4-й: «Готовися, Завулоне…» (дважды). «Слава» – тропарь мученика, глас тот же, «И ныне» – тропарь предпразднства, глас тот же: «Готовися, Завулоне…».

Кафизмы 16-я и 17-я[4]. Малые ектении. Седальны предпразднства. Псалом 50-й.

Каноны: предпразднства со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), пророка на 4 и мученика на 4.

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи (мученика).

По 3-й песни – кондак пророка, глас 4-й, кондак мученика, глас 8-й; седален пророка, глас тот же. «Слава» – седален мученика, глас тот же, «И ныне» – седален предпразднства, глас тот же.

Примечание. Типикон умалчивает о кондаке пророка, глас 8-й: «Яко Ангел…», и о кондаке мученика, глас 4-й: «Всею любовию…». В Минее синодального периода (см.: Минея-Январь. Киев, 1893. Л. 28) эти тексты также отсутствуют.

По 6-й песни – кондак («Во струях днесь Иорданских…») и икос предпразднства, глас 4-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется.

Примечание. Песнопение «Достойно есть» по 9-й песни канона не поется в предпразднства и попразднства двунадесятых праздников, во всю Пятидесятницу (в период пения Цветной Триоди), в воскресные дни, а также в дни славословных святых и выше, у которых по каждой песни канона поется катавасия.

По 9-й песни – светилен предпразднства. «Слава, и ныне» – тот же светилен.

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

Примечание. Если на службе не положено пение великого славословия, первые два стиха в хвалитных псалмах – «Всякое дыхание…» не поются[5]. Псалмы читаются или поются (в случае наличия хвалитных стихир) от слов «Хвалите Господа с Небес…» до начала пения стихир; если стихир на хвалитех нет, то после окончания чтения хвалитных псалмов произносится: «Слава, и ныне», «Тебе слава подобает…» и далее – вседневное славословие. После стихир на хвалитех не следует читать: «Слава, и ныне. Тебе слава подобает…» (так как этот стих заменяется последней стихирой), но сразу: «Слава Тебе, показавшему нам свет. Слава в вышних Богу…».

На хвалитех стихиры предпразднства, глас 6-й – 4. «Слава» – предпразднства, глас тот же: «Звезда из Иакова…», «И ныне» – предпразднства, глас тот же: «Закона Исполнитель…».

«Тебе слава подобает…» не читается, но сразу чтец[6]: «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры предпразднства, глас 2-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – предпразднства, глас тот же: «Явися славы Отчее Сияние…».

По Трисвятом – тропарь мученика, глас 4-й. «Слава, и ныне» – тропарь предпразднства, глас тот же: «Готовися, Завулоне…».

На часах – тропарь предпразднства. «Слава» – тропарь мученика. Кондак только предпразднства.

На Литургии свт. Иоанна Златоуста – блаженны предпразднства, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4.

На входе – «…во святых Дивен сый…».

По входе – тропари и кондаки:

А. В храме[7] Господском – тропарь предпразднства, тропарь мученика; кондак пророка. «Слава» – кондак мученика, «И ныне» – кондак предпразднства.

Примечание. В период предпразднства и попразднства Крещения дневные тропари не поются, так как песнопения Октоиха отменяются.

В предпразднства и попразднства Господских праздников, во всю Пятидесятницу, в воскресные дни, в великие и средние Господские праздники тропарь и кондак Господского храма не поются.

Б. В храме Богородицы устав может быть двояким:

I. Тропарь предпразднства, тропарь храма, тропарь мученика; кондак храма, кондак пророка. «Слава» – кондак мученика, «И ныне» – кондак предпразднства.

II. Тропарь предпразднства, тропарь храма, тропарь мученика; кондак предпразднства, кондак пророка. «Слава» – кондак мученика, «И ныне» – кондак храма.
Примечание. В предпразднства и попразднства Богородичных двунадесятых праздников, в Богородичные великие, полиелейные и славословные праздники тропарь и кондак храма Богородицы не поются. Кондак храма Богородицы не поется и во всю Пятидесятницу.

В. В храме святого – тропарь предпразднства, тропарь храма, тропарь мученика; кондак храма, кондак пророка. «Слава» – кондак мученика, «И ныне» – кондак предпразднства.

Поется Трисвятое.

Прокимен[8] – дня (субботы), глас 8-й: «Веселитеся о Господе и радуйтеся, праведнии», стих: «Блажени, ихже оставишася беззакония…»; и мученика, глас 7-й: «Возвеселится праведник о Господе и уповает на Него».

Аллилуиарий – дня (субботы), глас 4-й: «Воззваша праведнии, и Господь услыша их…»; и мученика, глас тот же: «Праведник, яко финикс, процветет…».

Апостол и Евангелие – субботы пред Богоявлением и мученика.

Поется «Достойно есть…».

Причастен – дня (субботы): «Радуйтеся, праведнии…»; и мученика: «В память вечную…».

***

[1] В те дни, когда на вечерне не совершается вход, «Свете Тихий» следует читать (см. Типикон, гл. 9: «Свете Тихий… глаголет предстоятель»). Если вход совершается, чтение заменяется пением (см. Типикон, гл. 2).

[2] О порядке пения служб на повечерии см. 10 марта, во вторник 2-й седмицы Великого поста.

[3] Если на повечерие переносится служба прп. Феоктиста, игумена Кукума Сикелийского, канон преподобного поется без ирмосов после канона предпразднства (с повечерия 4 января). На катавасию – ирмосы канона предпразднства (с повечерия 4 января).

[4] На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми (ср.: Типикон, гл. 12).

[5] За исключением особых, оговоренных в Уставе, случаев (напр., утрени Великой Пятницы, утрени Троицкой родительской субботы).

[6] По Уставу, вседневное славословие читается настоятелем (см. Типикон, гл. 9). Согласно Часослову, славословие может читать и «учиненный брат» (см. Часослов, последование утрени).

[7] Храмом в Уставе, когда речь идет о службе в тот или иной день, всегда именуется тот придел, где совершается Литургия.

[8] См.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 378.