Суббота.

Календарные заметки:

{1} Чтения страстотерпцев (на утрене и литургии) читаются, если им совершается служба. Если совершается полиелейная служба прп. Андрея Рублева, то на утрене читается Евангелие от Матфея, 43 зач., XI, 27–30, а на литургии – чтения преподобного: Евр., 334 зач., XIII, 7–16. Лк., 24 зач., VI, 17–23, и дня. Если совершается полиелейная служба блгв. вел. кн. Андрея Боголюбского, то на утрене читается Евангелие от Матфея, 36 зач., X, 16–22, а на литургии – чтения благоверного князя: Рим., 99 зач., VIII, 28–39. Ин., 52 зач., XV, 17 – XVI, 2, и дня.
{2} Чтения свт. Андрея Критского читаются, если ему совершается служба.

Порядок чтений, согласно календарю:

Утр. – Страстотерпцев: Мф., 36 зач., X, 16–2270.
Лит. – Страстотерпцев: Рим., 99 зач., VIII, 28–39.
Ин., 52 зач., XV, 17 – XVI, 2.
Свт.: Евр., 318 зач. (от полу́), VIII, 3–6.
Мф., 21 зач., VII, 12–2171.
Ряд.: Рим., 92 зач., VI, 11–17.
Мф., 26 зач., VIII, 14–23.

4. Суббота. Свт. Андрея, архиеп. Критского. Прп. Марфы, матери Симеона Дивногорца. Прп. Андрея Рублева, иконописца. Страстотерпцев царя Николая, царицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии и Анастасии. Блгв. вел. кн. Андрея Боголюбского.

Обретение мощей прп. Евфимия Суздальского (службу зри 1 апреля).

Служба свт. Андрея Критского и прп. Марфы не имеет праздничного знака, совершается вместе с субботней службой Октоиха (Б). Приводим также порядок совершения полиелейной службы святых царственных страстотерпцев (А)[2], полиелейной службы прп. Андрея Рублева (В)[3] и полиелейной службы блгв. вел. кн. Андрея Боголюбского (Г).

А. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры страстотерпцев, глас 2-й и глас 6-й – 8. «Слава» – страстотерпцев, глас 6-й: «Союзом любве…», «И ныне» – догматик, глас 2-й: «Прейде сень законная…».

Вход. Прокимен дня. Паримии страстотерпцев – 3.

На стиховне стихиры страстотерпцев, глас 5-й (со своими припевами). «Слава» – страстотерпцев, глас 8-й: «Мучениче царю Николае…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «О, преславнаго чудесе!..».

По Трисвятом – тропарь страстотерпцев, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 2-й: «Вся паче смысла…».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь страстотерпцев, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 2-й: «Вся паче смысла…».

Кафизмы 16-я и 17-я[4]. Малые ектении. Седальны страстотерпцев (по дважды).

Полиелей. Величание страстотерпцев и избранный псалом. Седален страстотерпцев по полиелее, глас 3-й: «Днесь царственнии страстотерпцы…» (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Вострубим трубою песней…». Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен страстотерпцев, глас 4-й: «Пролияша кровь их, яко воду»; стих: «Вменихомся яко овцы заколения». Евангелие страстотерпцев. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами царственных страстотерпец…». Стихира страстотерпцев, глас 6-й: «Страстотерпче Христов…».

Каноны:

В храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и страстотерпцев на 8.

В храме святого – канон Богородицы (с прошедшей Недели) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и страстотерпцев на 8.

Примечание. При совпадении памяти славословного, полиелейного или бденного святого с субботним днем в храме святого должен петься Богородичный канон Октоиха с воскресной утрени отдаваемого гласа (см. Типикон, гл. 11-я, «зри»; Минея общая, «Изъявление вкратце»). Это является особенностью субботнего богослужения, на котором происходит отдание гласа, действовавшего в течение седмицы.

Впрочем, В. Розанов (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», ч. 1, отд. 3, гл. 28) допускает при полиелее святого в субботу пение Богородичного канона из службы святого или общего канона Богородицы, глас 8-й: «Воду прошед…» (из Часослова) или «Колесницегонителя фараона…» (из приложения Октоиха)[5].

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Отверзу уста моя…».

По 3-й песни – седален страстотерпцев, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос страстотерпцев, глас 8-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен страстотерпцев (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры страстотерпцев, глас 8-й – 4. «Слава» – страстотерпцев, глас тот же: «О, святая седмерице…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «О, преславнаго чудесе!..».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь страстотерпцев, глас 4-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 2-й: «Вся паче смысла…».

На часах – тропарь и кондак страстотерпцев.

На Литургии блаженны страстотерпцев, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь страстотерпцев. «Слава» – кондак страстотерпцев, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь храма, тропарь страстотерпцев; кондак храма. «Слава» – кондак страстотерпцев, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – страстотерпцев и дня[6].

Апостол и Евангелие – страстотерпцев и дня.

Б. На вечерне кафизма 18-я.

На «Господи, воззвах» стихиры на 6: святителя, глас 1-й – 3, и преподобной, глас 4-й – 3 (первая стихира – дважды). «Слава» – преподобной, глас тот же: «Духовною благодатию…», «И ныне» – догматик, глас 2-й: «Прейде сень законная…».

Входа нет. Прокимен дня.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 2-й (мученичны из числа стихир на «Господи, воззвах» – 2-й: «Иже земныя сласти…», 3-й: «Святым мучеником…», 4-й: «Лицы мученичестии…», припевы обычные со стиховны – см. Часослов). «Слава» – святителя, глас 8-й: «Монахов множества…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Чистая Дево…».

По Трисвятом – тропарь святителя[7], глас 4-й: «Правило веры…». «Слава» – тропарь преподобной, глас 8-й: «В тебе, мати…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас 2-й: «Вся паче смысла…».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь святителя, глас 4-й: «Правило веры…» (дважды). «Слава» – тропарь преподобной, глас 8-й: «В тебе, мати…», «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Иже нас ради…».

Кафизмы 16-я и 17-я[8]. Малые ектении. Седальны Октоиха. Псалом 50-й.

Каноны:

В храме Господском, Богородицы и святого – канон святителя со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), преподобной на 4 и Октоиха (мученичный) на 4.

Примечание. В книге В. Розанова «Богослужебный Устав Православной Церкви» (с. 176) даны следующие указания для пения канонов в субботу при типе службы двух святых без знака: в храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), первого святого на 3, второго святого на 3 и Октоиха (мученичный) на 4; в храме Воскресения Христова – канон воскресный рядового гласа (с прошлой Недели) со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), первого святого на 3, второго святого на 3 и Октоиха (мученичный) на 4. Однако следует отметить, что данное мнение В. Розанова не находит подтверждения в богослужебных книгах (в т. ч. и в старопечатной традиции)[9].

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы мученичного канона Октоиха.

По 3-й песни – кондак преподобной, глас 2-й; седален святителя, глас 4-й. «Слава» – седален преподобной, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос святителя, глас 2-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни поется «Достойно есть». Светилен святителя. «Слава» – ексапостиларий Октоиха, «И ныне» – Богородичен Октоиха.

«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы.

Читается вседневное славословие.

На стиховне стихиры Октоиха, глас 2-й (мученичны из числа стихир на хвалитех – 1-й: «По Христе пострадавше…», 2-й: «Всяк град и страна…», 3-й: «Крест Христов…»; припевы обычные со стиховны – см. Часослов). «Слава» – святителя, глас 6-й: «Преподобне отче Андрее…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Бога, из Тебе воплотившагося…».

По Трисвятом – тропарь святителя, глас 4-й: «Правило веры…». «Слава» – тропарь преподобной, глас 8-й: «В тебе, мати…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Дево Пречистая…».

На часах – тропарь святителя. «Слава» – тропарь преподобной. Кондаки преподобной и святителя читаются попеременно.

На Литургии блаженны Октоиха – 6.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь дня: «Апостоли, мученицы…», тропарь святителя, тропарь преподобной; кондак храма, кондак святителя, кондак преподобной. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Яко начатки естества…».

В храме святого – тропарь дня: «Апостоли, мученицы…», тропарь святителя, тропарь преподобной; кондак святителя, кондак преподобной. «Слава» – «Со святыми упокой…», «И ныне» – «Яко начатки естества…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – святителя и дня.

Апостол и Евангелие – святителя и дня.

В. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры преподобного, глас 3-й и глас 5-й – 8 (первые две стихиры – дважды). «Слава» – преподобного, глас 4-й: «Изначала даром…», «И ныне» – догматик, глас 2-й: «Прейде сень законная…».

Вход. Прокимен дня. Паримии преподобного – 3.

На стиховне стихиры преподобного, глас 1-й (со своими припевами). «Слава» – преподобного, глас тот же: «Недоведомей тайне Единицы…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Неизследимо и никакоже мыслимо…».

По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 3-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 2-й: «Вся паче смысла…».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь преподобного, глас 3-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 2-й: «Вся паче смысла…».

Кафизмы 16-я и 17-я[10]. Малые ектении. Седальны преподобного.

Полиелей. Величание преподобного и избранный псалом. Седален преподобного по полиелее, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же (см., например, в седальнах по 3-й песни канона): «Непрестанно и радостно…». Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен преподобного, глас 4-й: «Честна пред Господем смерть преподобных Его»; стих: «Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми?». Евангелие преподобного. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами преподобнаго…». Стихира преподобного, глас 6-й: «Ни Ангел, ниже человек…».

Каноны:

В храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и преподобного на 8.

В храме святого – канон Богородицы (с прошедшей Недели) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и преподобного на 8.

Примечание. При совпадении памяти славословного, полиелейного или бденного святого с субботним днем в храме святого должен петься Богородичный канон Октоиха с воскресной утрени отдаваемого гласа (см. Типикон, гл. 11-я, «зри»; Минея общая, «Изъявление вкратце»). Это является особенностью субботнего богослужения, на котором происходит отдание гласа, действовавшего в течение седмицы.

Впрочем, В. Розанов (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», ч. 1, отд. 3, гл. 28) допускает при полиелее святого в субботу пение Богородичного канона из службы святого или общего канона Богородицы, глас 8-й: «Воду прошед…» (из Часослова) или «Колесницегонителя фараона…» (из приложения Октоиха)[11].

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Отверзу уста моя…».

По 3-й песни – седален преподобного, глас 8-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос преподобного, глас 8-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен преподобного (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен: «Тя песньми немолчными ублажаем, Дево, яко от Троицы Единаго родила еси, Богородице, и носиши на Божественную руку Пребогатое Слово, непременно и неизменно» (см. в Минее общей, гл. 12, л. 73).

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры преподобного, глас 4-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – преподобного, глас 5-й: «Днесь торжествует…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Утоли болезни…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь преподобного, глас 3-й. «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 2-й: «Вся паче смысла…».

На часах – тропарь и кондак преподобного.

На Литургии блаженны преподобного, песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и песнь 6-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь преподобного. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь храма, тропарь преподобного; кондак храма. «Слава» – кондак преподобного, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – преподобного и дня[12].

Апостол и Евангелие – преподобного и дня.

Г. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон.

На «Господи, воззвах» стихиры благоверного князя, глас 2-й и глас 1-й – 8 (первая стихира – дважды). «Слава» – благоверного князя, глас 8-й: «Приидите, людие…», «И ныне» – догматик, глас 2-й: «Прейде сень законная…».

Вход. Прокимен дня. Паримии благоверного князя – 3.

На стиховне стихиры благоверного князя, глас 1-й (со своими припевами). «Слава» – благоверного князя, глас 6-й: «России столпа непоколебимаго…», «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Творец и Избавитель…».

По Трисвятом – тропарь благоверного князя (по выбору). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 2-й: «Вся паче смысла…».

На утрене на «Бог Господь» – тропарь благоверного князя (по выбору; дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 2-й: «Вся паче смысла…».

Кафизмы 16-я и 17-я[13]. Малые ектении. Седальны благоверного князя.

Полиелей. Величание благоверного князя и избранный псалом. Седален благоверного князя по полиелее, глас 5-й. «Слава» – ин седален благоверного князя по полиелее, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же. Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен благоверного князя, глас 4-й: «Возвеселится праведник о Господе и уповает на Него»; стих: «Услыши, Боже, глас мой, внегда молитимися к Тебе». Евангелие благоверного князя. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святаго благовернаго князя…». Стихира благоверного князя, глас 6-й: «Приидите, вси вернии…».

Каноны:

В храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и благоверного князя (два канона) на 8.

В храме святого – канон Богородицы (с прошедшей Недели) со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды) и благоверного князя (два канона) на 8.

Примечание. При совпадении памяти славословного, полиелейного или бденного святого с субботним днем в храме святого должен петься Богородичный канон Октоиха с воскресной утрени отдаваемого гласа (см. Типикон, гл. 11-я, «зри»; Минея общая, «Изъявление вкратце»). Это является особенностью субботнего богослужения, на котором происходит отдание гласа, действовавшего в течение седмицы.

Впрочем, В. Розанов (см. его «Богослужебный Устав Православной Церкви», ч. 1, отд. 3, гл. 28) допускает при полиелее святого в субботу пение Богородичного канона из службы святого или общего канона Богородицы, глас 8-й: «Воду прошед…» (из Часослова) или «Колесницегонителя фараона…» (из приложения Октоиха)[14].

Библейские песни «Поем Господеви…».

Катавасия «Отверзу уста моя…».

По 3-й песни – седален благоверного князя, глас 5-й. «Слава» – ин седален благоверного князя, глас тот же, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же.

По 6-й песни – кондак и икос благоверного князя, глас 8-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен благоверного князя. «Слава» – ин светилен благоверного князя, «И ныне» – Богородичен Минеи.

«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.

На хвалитех стихиры благоверного князя, глас 1-й – 4 (первая стихира – дважды). «Слава» – благоверного князя, глас 8-й: «От святаго корене…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Владычице, приими…».

Великое славословие. По Трисвятом – тропарь благоверного князя (по выбору). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный, глас 2-й: «Вся паче смысла…».

На часах – тропарь и кондак благоверного князя.

На Литургии блаженны благоверного князя, 1-го канона песнь 3-я – 4 (со ирмосом) и 2-го канона песнь 6-я – 4.

По входе – тропари и кондаки:

В храме Господском и Богородицы – тропарь храма, тропарь благоверного князя. «Слава» – кондак благоверного князя, «И ныне» – кондак храма.

В храме святого – тропарь храма, тропарь благоверного князя; кондак храма. «Слава» – кондак благоверного князя, «И ныне» – «Предстательство христиан…».

Прокимен, аллилуиарий и причастен – благоверного князя и дня[15].

Апостол и Евангелие – благоверного князя и дня.


2 См.: Минея-Июль. Ч. 1. М., 2002. С. 590–606.

3 Там же. С. 610–625.

4 Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей (ср.: Типикон, гл. 15).

5 У святых, имеющих полиелей, канон Богородицы иногда находится в Минее на ряду (см., например, 17 января и 30 ноября), но иногда на ряду его нет (см., например, 6 октября). В таком случае он заимствуется из дополнительной части Октоиха (глас 8-й: «Колесницегонителя фараона…») или же из Часослова или Следованной Псалтири (глас 8-й: «Воду прошед…»).

6 См.: Типикон, гл. 15-я; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 372.

7 Типикон умалчивает о тропаре святителя, глас 1-й: «Христову Церковь…», и о тропаре преподобной, глас 4-й: «Житием чистым…». В Минее синодального периода (см.: Минея-Июль. Киев, 1893. Л. 27 об.–28) эти тексты также отсутствуют.

8 На 17-й кафизме иерей совершает полное каждение храма, как на «Господи, воззвах»; царские врата остаются закрытыми (см. Типикон, гл. 12).

9 Ср.: Сырников Н. С. Ключ к Церковному Уставу. М., 1910. Л. 31 об.

10 Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей (ср.: Типикон, гл. 15).

11 У святых, имеющих полиелей, канон Богородицы иногда находится в Минее на ряду (см., например, 17 января и 30 ноября), но иногда на ряду его нет (см., например, 6 октября). В таком случае он заимствуется из дополнительной части Октоиха (глас 8-й: «Колесницегонителя фараона…») или же из Часослова или Следованной Псалтири (глас 8-й: «Воду прошед…»).

12 См.: Типикон, гл. 15-я; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 372.

13 Каждение на 17-й кафизме не совершается, так как переносится на полиелей (ср.: Типикон, гл. 15).

14 У святых, имеющих полиелей, канон Богородицы иногда находится в Минее на ряду (см., например, 17 января и 30 ноября), но иногда на ряду его нет (см., например, 6 октября). В таком случае он заимствуется из дополнительной части Октоиха (глас 8-й: «Колесницегонителя фараона…») или же из Часослова или Следованной Псалтири (глас 8-й: «Воду прошед…»).

15 См.: Типикон, гл. 15-я; Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 372.