Святитель Григорий, епископ Нисский, был младшим братом святителя Василия Великого (память 1 января). Рождение и воспитание его совпало с самым разгаром арианских споров. Получив прекрасное образование, он был одно время наставником красноречия. В 372 году был рукоположен святым Василием Великим во епископа города Ниссы в Каппадокии.
Святой Григорий был твердым ревнителем Православия и вместе со своим братом Василием Великим боролся против арианской ереси, претерпевая гонения со стороны ариан, которыми в 376 году был ложно обвинен в неправильном употреблении церковного имущества, лишен кафедры и сослан в Анкиру. На следующий год святой Григорий был вновь заочно низложен собором арианствующих епископов, но продолжал укреплять свою паству в Православии, переходя с места на место. После смерти царя Валента (378) был возвращен на свою кафедру и с радостью принят своей паствой.
В 379 году скончался брат его, святой Василий Великий. Святой Григорий тяжело переживал потерю своего наставника. Он написал ему надгробное слово и закончил составленное святителем Василием описание шести дней творения, так называемый Шестоднев.
В том же году святой Григорий участвовал в Антиохийском Соборе против еретиков, не чтивших непорочного девства Божией Матери, и других, поклонявшихся Богоматери как Божеству. Он был избран Собором для обозрения церквей в Аравии и Палестине и утверждения православного учения о Пресвятой Богородице. На обратном пути святой Григорий посетил Иерусалим и поклонился Святым местам. В 381 году святой Григорий был одним из главных деятелей II Вселенского Собора, созванного в Константинополе против ереси Македония, неправильно учившего о сущности Святого Духа. На этом Соборе, по инициативе святого Григория, был дополнен Никейский Символ веры.
Вместе с другими епископами святой Григорий утвердил в сане Константинопольского архипастыря святого Григория Богослова. В 383 году святой Григорий Нисский был участником Собора в Константинополе, где произнес слово о Божестве Сына и Святого Духа. В 386 году он снова был в Константинополе, и ему было поручено произнести надгробное слово почившей царице Плакилле. В 394 году святой Григорий вновь присутствует в Константинополе на Поместном Соборе, созванном для решения церковных дел в Аравии.
Святитель Григорий Нисский был пламенный защитник Православных догматов и ревностный учитель своей паствы, а также милостивый и сострадательный отец своих пасомых, заступник их перед судьями; отличался великодушием, терпением и миролюбием.
Святой Григорий Нисский мирно скончался вскоре после Константинопольского Собора. Вместе со своими великими современниками, святителями Василием Великим и Григорием Богословом, святитель Григорий Нисский имел значительное влияние на церковную жизнь своего времени. Его сестра, святая Макрина, писала ему: «Ты известен и городам, и народным собраниям, и целым областям: Церкви посылают и зовут тебя на помощь». Святитель Григорий вошел в историю как один из самых видных богословов и деятелей христианской мысли IV века. Обладая глубоким философским даром, он понимал философию только как средство для более глубокого проникновения в подлинный смысл Божественного откровения.
Святой Григорий оставил после себя много сочинений догматического характера, слова и поучения.
*На русском языке издано:
Творения святого Григория Нисского.
Ч. 1. М., 1861. Содерж.: О шестодневе. — Об устроении человека. — О жизни Моисея Законодателя. — О молитве.
Ч. 2. М., 1861. Содерж.: О надписании псалмов. — На псалом шестой. — Точное истолкование Екклесиаста Соломона. — О блаженствах.
Ч. 3. М., 1862. Содерж.: Точное изъяснение Песни песней Соломона.
Ч. 4. М., 1862. Содерж.: Большое огласительное слово, разделенное на сорок глав. — К Авлавию, о том, что не три Бога. — К Симплиикию о вере. — Против учения о судьбе. — К еллинам на основании общих понятий. — О чревовещательнице. — О душе и воскресении. — О младенцах, преждевременно похищенных смертью. — На свое рукоположение. — Слово о Божестве Сына и Духа и похвала праведному Аврааму.
Ч. 5. М., 1863. Содерж.: Послание к брату Петру, епископу Севастийскому. — Ответное послание к святителю Григорию Нисскому. — Опровержение Евномия (Книги 1-4).
Ч. 6. М., 1664. Содерж.: Опровержение Евномия (книги 5-12).
Ч. 7. М., 1865. Содерж.: Слово против Ария и Савеллия. — Слово о Святом Духе против македониан. — Опровержение мнений Аполлинария (антирритик). — Против Аполлинария, к Феофилу, епископу Александрийскому. — К Армонию, о том, что значит имя и название: христианин. — О совершенстве, и о том, каким должно быть христианину. — К Олимпию монаху. — О цели жизни по Богу, об истинном подвижничестве; ответ подвижникам. — О девстве. — О нищелюбии и благотворительности. — Против отлагающих Крещение. — На слова Писания: «А блудяй во свое тело согрешает» (1 Кор. 6, 18). — Против ростовщиков. — Против тяготящихся церковными наказаниями. — Слово к скорбящим о преставившихся от настоящей жизни в вечную.
Ч. 8. М., 1871. Слова на праздники и памяти святых. — Каноническое послание к святому Литоию, епископу Мелитинскому. — Письма.*