В 1465 году ханом Большой Орды стал Ахмат, который явился последним ордынским правителем, в политической зависимости от которого находились московские князья. Хан Ахмат проводил политику, направленную на консолидацию татарских государств, стремясь утвердить свое верховенство на территории бывшей Золотой Орды. В отношениях с Русью стремился восстановить реальную зависимость, однако не имел для этого достаточных сил. В 1468 году татары Большой Орды совершили набег на Рязанское княжество и область Беспуту на правобережье Оки. В 1471 году хан Ахмат принял предложение польско-литовского короля Казимира IV заключить союз против великого князя московского Ивана III, который прекратил выплату дани в Орду.

1472 год для нашего народа и Отечества предвещал быть трагичным. Повсюду слышалось о приближении к Москве грозных полчищ хана Ахмата. Поговаривали, что, и литовцы не прочь были примкнуть к хану Ахмату в надежде получить свою долю из русских владений. Для внезапности главного удара литовцы и татары изменили маршрут своего продвижения и решили напасть с Литовского рубежа у юго-западных границ Московского княжества под Алексином. Великий князь Московский Иоанн III допускал появления татар под Алексином, знали в Москве и о том, что крепость не готова к обороне. Жителям же Алексина предложили, в спешном порядке, оставить город… 29 июля хан Ахмат с войском подошел к Алексину и объявил о начале осады.

На защиту города стали его жители. Осада города затянулась на три дня, что дало возможность подтянуть основные полки русских воинов. Тем временем горожане удивляли всех своим мужеством: «Граждане храбро оборонялись, и погибло много татар. Скоро, однако, нечем стало более обороняться, не осталось ни стрелы, ни копья». 30 июля татары подожгли крепость. Летописец прискорбно записал: «Не сдались в руки иноплеменников, но сгорели все с женами и с детьми в граде…» А в эти минуты к неожиданности хана Ахмата к месту битвы подоспели основные силы из Москвы. Дважды пытались татары форсировать Оку и утвердиться на позициях москвичей, но безрезультатно. 1 августа хан Ахмат отступил. Москва праздновала победу и благодарила Бога за явленную милость, а разоренный Алексин на обильно пролитой крови своих мужественных горожан возрождался в своем прежнем величии и готовности вновь смело встретить всякого неприятеля.

В память о подвиге алексинцев в синодике главного храма государства Российского – Успенском соборе Московского кремля, была сделана запись: «Священноинокам, иереем и диаконом, и иноком, и многим мужем, и женам, и младенцем, и всем православным христианам от нахождения безбожного царя Ахмеда в городе Алексине изгоревшим и избиенным и в плен поведенным и всячески нужнее скончавшимся, вечная память…».

Сами алексинцы свято чтили память своих героических предков. Традиционно, в день памяти святого пророка Илии, 2 августа, из всех храмов города совершался торжественный Крестный ход к часовне на Ильинской горе, где совершалась панихида о почивших защитниках города и благодарственный молебен

Проникновенное воспоминание о том прошлом времени приводит в своих дневниках архимандрит Герасим Шмальц: «В России верующие люди почитали святого пророка Илию, сего дивного мужа. У нас за городом Алексин находится гора по имени «Ильинская гора». Конечно, по холмикам, по надгробным каменным плитам, которые почти что ушли в землю, видно, что там было кладбище. Но предание говорить, что там была и церковь во имя пророка Илии. Да туда ходили крестные ходы. В 1813 году там была построена небольшая каменная часовня. Я верю, что когда там стояла церковь, то она украшала ту гору. Ведь около нее протекает Ока и от реки, с юга, она очень высокая, отвесная. Мне она напоминала кусочек Афона. Но если бы посадить на ней деревья, на ее вершине, вокруг и построить церковку, то был бы чудесный уголок на Святой Руси».

В наше время, к сожалению, той красоты, что созерцал наш известный земляк, мы уже никогда не увидим. В 30-х годах Ильинскую гору уничтожили до самого основания. Для строительства крупных промышленных объектов необходим был камень и на месте Ильинской горы был открыт карьер. Естественно, за этим последовало уничтожение часовни и прекращение самой традиции проведения Крестного хода. Идеологическая обстановка советского времени требовала полного забвения «пережитков прошлого» и диктовала свои новые взгляды и ценности. Казалось, что с прошлым России навсегда покончено и история теперешнего государства в его новых грандиозных свершениях, но уже без Церкви, без веры, без Бога. Но вопреки всем попыткам уничтожить духовную составляющую жизни человека и общества не получилось. Могучее древо Православной веры с ее мощным духовным потенциалом сокрушило все преграды и вновь процвело в своей совершенной извечной красоте.

Свидетельством тому стало возрождение храмов, монастырей, исконных православных традиций. Возрожденный Крестный ход к памятному знаку в честь защитников Отечества и города Алексина от нашествия хана Ахмата в 1472 г. уже стал примечательной стороной церковной и общественной жизни города Алексина. Это событие привлекает внимание не только жителей Алексина, но и его гостей. Ради него собирается большое количество людей, особенно молодежи. Подготовка к проведению Крестного хода объединяет усилия духовенства Алексинского благочиния и представителей всех уровней районной и городской власти. И оттого само это событие, что называется, становится «не в тягость, а в радость», причем в радость совершенную. В чем еще на данный момент можно увидеть и прочувствовать сплоченность, единодушие, духовность, силу веры и гордость за наше великое прошлое. Вера и молитва – творят чудеса. Веруем, что исконная духовная традиция проведения Крестного хода окажет свое благотворное влияние за жизнь города, его жителей. Исполнит сердца людей любовью и заботой о процветании нашего народа и Отечества и утверждения их в основах спасительной Православной веры.