В канун дня памяти блаженного Иоанна, Тульского чудотворца, митрополит Тульский и Ефремовский Алексий совершил всенощное бдение в Успенском кафедральном соборе в сослужении местного духовенства. По окончании богослужения владыка обратился к предстоящим: «Словом мира и любви о Христе в благословенное попразднство Богоявления, в канун памяти блаженной кончины святого праведного Иоанна, Христа ради юродивого, Тульского чудотворца, приветствую всех вас, всечестные отцы и возлюбленные о Господе братья и сестры под сводами нашего кафедрального храма, где почивает своими нетленными мощами и молитвенно предстательствует за православных жителей града сего блаженный Иоанн.

В истории православия на Тульской земле шесть десятилетий, из них последние десять лет восемнадцатого столетия и первая половина девятнадцатого века были ознаменованы необычайным пребыванием посреди жителей города его уроженца, всем хорошо известного от юности, в течение 60-ти лет на глазах всех жителей Тулы проживавшего человека, являвшего собой равноангельное жительство. В 17-летнем возрасте он принял от отца купеческое дело, семья его торговала лесом, сплавляя лес из Серпухова по Оке в Тулу.

И вдруг встретил в Серпухове Евфросинию Колюпановскую, побеседовал с ней и услышал: “Ищите прежде Царства Божия и правды Его” (Мф. 6, 33), и сказал Господь где искать – внутри самого себя. И тогда понял Блаженный Кем весь мир живет, движется и существует (Деян. 17, 28), что явилось основанием, кротостью и смирением, подлинным, истинным, богоподобным, благородным знанием человека, Того Художника, любовью и благостью Которого все существует и в ответ на это для здравого человека совершенно естественно и удивиться, и обрадоваться, и непрестанно всем своим существом благодарить, через то, что, познав Его премудрость быть верным Его путям, быть верным Его призыву изнутри, тогда и образ жизни изменится.
Иоанн увидел такого человека на Тульской земле, оставившую царские палаты и положение при императрице Екатерине II. Она жила призрением всех красот, потому что поняла, что нельзя разменивать, предавать свое внутреннее богоподобное благородство на сиюминутные, скоропреходящие земные красоты и блага, но дать возможность себе быть верной своему богоподобному призванию. Ведь все находятся в “тюрьме” своих страстей, все захвачены своей гордыней, по слову апостола: “Кто кем побежден, тот тому и раб” (2 Пет. 2, 19).

Необходимо мысли свои соединить с мыслями Божиими, преобразить их, в этом явится покаяние, не отчет в грехах на исповеди перед священником, а изменение ума, определение цели и средств к их достижению, не цепляясь за земную жизнь, ведь за нее не удержишься, а найди здесь, как утопающий, в этом потоке одну только соломинку – Христа, тогда обретешь покой душе твоей, Духа Святого. Бог хочет упокоиться в каждом из нас, и наше “я” никогда не найдет покоя, если не упокоится в Боге. Взаимный обмен, как пишет преподобный Макарий Египетский: ипостась в ипостась, Бог в человеке и человек в Боге, найдете покой душам вашим (Мф. 11, 29). Это и показывал в своей жизни блаженный Иоанн. В одном полосатом халате, как арестант, ходил при сильных морозах, в кремле на паперти Успенского собора по ночам поклоны земные клал, а те, кто видел его, говорили: свет от него исходил, как в морозную ночь свет от Луны бывает.

“Сын мой! Отдай сердце твое мне” (Притч. 23, 26), – просит Господь. Когда мы его отдаем, тогда Он наполняет его своими жизненными смыслами. Блаженный Иоанн 60 лет, как и Мария Египетская 47 лет в пустыне, питался реально Духом Святым. Задает нам вопрос Господь: скажи Мне, чадо мое, когда ты приобрел весь мир, а душу свою опустошил, чем ты ее заполнишь? Здесь у тебя есть возможность приобрести навык любви ко Мне и во Мне к людям!
И как приятно, мы приходим к блаженному Иоанну, особенно в дни его памяти, как отрадно и утешительно, что этот свет тихий может быть нами услышан, принят, можем поклониться его сиянию и попросить, чтобы не отходил от нас быстро, чтобы просвещал наши мысли, наши чувства, наши желания и вел нас ко Христу – Солнцу Правды».

Фото Александра Морозова