В канун двунадесятого праздника митрополит Тульский и Ефремовский Алексий совершил всенощное бдение в Успенском кафедральном соборе г. Тулы в сослужении соборного духовенства.

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся: «Словом мира и любви о Христе в благословенное на́вечерие мироспасительного празднования события Сретения Господа нашего Иисуса Христа ветхозаветными праведниками Симеоном Богоприимцем и Анной Пророчицей в Иерусалимском храме, приветствую всех вас, всечестные отцы и возлюбленные о Господе братья и сестры. Молитвенно совершая празднование этого события в XXI столетии от Рождества Христова, мы сегодня слышим из задостойника богослужения, что имеем возможность, будучи просвещенными светом истины Божественной благодати, в откровении полного ее явления человеческому роду, как бы ретроспективно через образы закона сени и писаний увидеть, как в то время люди были способны Божественную молнию привлечь, принять, вместить и удержать и сопоставить самих себя с ними – как мы воспринимаем Божию истину, обращенную к нам в опыте ее переживания в нашей повседневной жизнедеятельности, схожую с праведниками Нового Завета или схожую с праведниками Ветхого Завета. Мы можем понять нашу схожесть и несхожесть с Божественной истины через осознание смысла нашей земной человеческой жизни.

Мы слышим: “В зако́не се́ни и писа́ний о́браз ви́дим, ве́рнии: всяк му́жеский пол, ложесна́ разверза́я, свят Бо́гу”. Не все люди того времени, а именно праведники Ветхого Завета, и даже не вся мужская половина человеческого рода, но из нее только младенцы мальчики и при том – первенцы, “святы Богу”. В каком смысле? Не в том, что родился первым и свят, а в том, что посвящен Богу. Смысл человеческой жизни в том, чтобы каждый вздох был посвящен Богу. Если есть это в жизни человека, тогда он человек, если этого нет, то по слову Псалмопевца Давида: человек не пребывает в чести и уподобляется бессмысленным животным (Пс. 48, 13). Смысл человеческой жизни во взаимодействии с Богом, в этом полнота благобытия для человека. В настоящее время многие православные христиане не лучше не только праведников, но даже обычных людей ветхозаветного периода. Наше существование в качестве людей, конкретного взятого из семьи, рода, из своего народа – не вне Бога. Бог не накладывает на нас пут, для того, чтобы мы вернулись к Нему насилием Его могущества. Он вложил в нас познавательные способности, чтобы мы свободно, поняв смыслы всего, в многообразии и гармонии сведенное в единое, увидели Художника, Им восхитились, познав, как Он благ и любвеобилен, как долготерпелив, как воспитывает нас, чтобы мы от своей безумной слепоты и сна протрезвели от непробивной самости. Дай Бог, чтобы мы церковные праздники совершали не формально, а внимательно вслушивались, вглядывались в смысловое значение всего того, что несет богослужение, в удивительные песнопения, жизненной глубины по своему содержанию, чтобы этим наполнять движение мыслей, направление желаний и реализацию своей жизнедеятельности, чтобы стать “святым Богу”, посвященным Ему. Смысл жизни в самой Жизни, в собственном смысле – это Бог, во Святой Троице славимый и поклоняемый, открытый Своей любовью к нам, Своим могуществом нас нисколько не насилующий, а благостью Своей нас привлекающий. Дай Бог, чтобы мы могли любовь Божию привлечь, принять, вместить и удержать, как праведный Симеон, чтобы мы могли так же искренно, тепло и сердечно сказать: “Ныне отпущаеши раба твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром”».

Фото Александра Морозова